Икона "Спас на престоле"
В основе иконы лежит представление об Иисусе Христе как о великом Судие, который явится перед родом человеческим в последний день в сиянии славы (Второе Пришествие) и будет судить живых и мертвых. Именно поэтому этот образ Христа наиболее часто используется в иконах типа «Деисус», на которых также передается тема суда божьего и молитвенных прошений Богородицы и Иоанна Предтечи к Иисусу Христу за весь род человеческий.
Престол (этимасия) здесь является символом небесного мира и грядущей славы Христа. Он изображается, как правило, полукруглой формы и украшенным красивой резьбой. На ряде икон этого типа помимо изображения Христа сидящим на троне этимасия изображается отдельно вверху по центру иконы с лежащими на ней ризой и Евангелием. По обеим сторонам от этимасии располагаются изображения архангелов Михаила и Гавриила.
Над головой Иисуса Христа изображается нимб, а одет он в одежды обязательно включающие в себя красные и синие цвета. В одной руке Спаситель держит Евангелие, а другая сложена в благословляющий жест. В этом икона «Спас на престоле» сходна с иконой «Спас Вседержитель », однако последняя имеет поясное изображение Иисуса Христа, а не в полный рост.
Сюжет иконы «Спас на Престоле» заимствован из текстов Апокалипсиса Иоанна Богослова и из Евангелия от Матфея, где говорится о приходе Сына Человеческого во славе: «… и сядет он на престоле славы Своей». О нем говорил также пророк Исайя, к которому Иисус Христос являлся в видении сидящим на троне в окружении шестикрылых серафимов. А также пророк Иезекиль, в видении которого Христос сидел на престоле в окружении четырех существ. Последние иногда сравниваются с четырьмя евангелистами – Марком, Лукой, Матфеем и Иоанном.
Первые изображения «Спаса на Престоле» появились в древней Византии в конце 9-го - начале 10-го веков. До наших дней, например, сохранились сведения о мозаике в притворе Храма Святой Софии в Константинополе, на которой изображался Иисус Христос восседающим на троне, а к ногам его припадал император Лев 6-ой.
В древней Византии образ Христа восседающего на Престоле отличался на разных иконах, в основном, только изображением его фигуры, при этом основные ее признаки сохранялись неизменными. Различают, например, иконы с разным положением ступней Спасители – где-то они изображены параллельно друг другу, а где-то под углом.
В России этот тип иконографии появился только в 12-13-ых веках, придя сюда из Каппадокии (территория современной Турции). Одним из первых известных нам образов «Спас на Престоле» является Новгородская икона, написанная в 13-м веке и находящаяся сейчас в Третьяковской галерее. Она имеет много общего с мраморным рельефом Христа, который был создан в Византийских традициях примерно в 1230 году и находится в соборе Сан-Марко в Венеции.
Владыко, Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснийся телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны. Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.