сщмч. Пётр Черевковский
Пётр Черевковский (+ 1613), иерей, священномученик, местночтимый святой Архангельской епархии.
Память 9 июля (Архангельск.), в Соборе Вологодских святых.
В 1613 г. Русский Север переживал трудные времена: на Онеге, Северной Двине, Вычегде орудовали шайки грабителей-ляхов, «литовских воровских людей». Одна из таких банд под началом атамана Яцкого двигалась от Холмогор вверх по Северной Двине в направлении на Великий Устюг. На пути Яцкого лежало Черевково. Когда банда ворвалась в село, иерей Петр служил в местной Никольской церкви литургию. Святотатцы схватили священника, пытавшегося их образумить и остановить, привязали к конскому хвосту и влекли его по улицам села до тех пор, пока иерей не расстался с жизнью.
Прошло более сорока лет, имя Петра и место его захоронения были практически забыты. В 1656 г. на кладбище Черевковской церкви из земли показался гроб, а многим прихожанам стал являться человек в священническом облачении, приказывающий им сказать местным священникам, чтобы те совершали панихиды над появившимся из земли гробом. Стали происходить и чудесные исцеления некоторых крестьян, приходивших к гробу и совершавших над ним молитвы. Церковный причт поначалу скептически отнесся к сообщениям прихожан, пока 23 июня 1657 г. от удара молнии не загорелась местная церковь. Одна из горевших стен церкви обрушилась на гроб, покрыв его пылающими головнями. Каково же было изумление свидетелей пожара, когда они увидели, что неведомый гроб уцелел в беспощадном огне. Еще более смутило умы причта и прихожан сообщение церковного сторожа, который поведал, что ночью 24 июня его привлекло сияние, исходившее от гроба. Когда сторож приближался к гробу, сияние исчезало. Стоило ему отойти – сияние возобновлялось вновь.
Цепь чудесных явлений и событий заставила даже самых ярых скептиков поверить, что гроб принадлежит мученику Петру, который не только смертью, но и всей своей жизнью являл пример праведника. Вскоре над гробом была воздвигнута часовня, а все случаи чудесных исцелений стали тщательно записываться. В книге священника Иоанна Верюжского «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии» говорится, что с момента пожара в 1657 г. и вплоть до 1718 г. было зафиксировано 48 чудесных исцелений от гроба Петра Черевковского, десять из них приведены в книге.
Еще до 20-х годов XVII века мученик Пётр почитался как святой, ему были написаны тропарь и кондак. Вместе с панихидами пелись и молебны. Но начавшаяся в 1721 году по инициативе Петра I церковная реформа, отбросившая на долгие десятилетия прославление многих угодников Божиих, не позволила довести дело до конца и с прославлением о. Петра, в рамках кампании по борьбе с суевериями гроб с мощами мученика был вновь предан земле. Каждое воскресенье над его гробницей служились панихиды, а поток людей, стремившихся поклониться иерею Петру все более увеличивался. Ежегодно в день его страдальческой кончины между утреней и литургией читалось сказание о его чудесах, пока в 1854 г. рукопись не была изъята епархиальным начальством.
В начале XIX столетия имя иерея Петра было включено в полный список Вологодских святых, которым в архиерейском доме Вологодского владыки Иннокентия (Борисова) был посвящён отдельный храм и составлена специальная служба с молитвой. Но так как имя св. Петра было внесено в синодик безо всякой связи с Черевково, память об этом событии через какое-то время изгладилась. Более того, в 1854 году епархиальное начальство ополчилось на память о мученике. Из Черевково была затребована заверенная копия рукописи о посмертных чудесах иерея Петра. В ней не всё оказалось ладно, некоторые чудеса были обезличены, иные слишком похожи одно на другое, что позволило недоброжелателям усомниться в народном праве на почитание мученика.
В 1859 г. вышло новое недоразумение. Над гробом батюшки стоял памятник, повторяющий формы домовины. Несколько почитателей отца Петра ошибочно решили, что гроб вновь поднялся из земли, и стали распространять эту молву. Люди валом повалили в церковь. По донесению благочинного и станового пристава началось дело по духовному ведомству. Специальной епархиальной комиссией гробница иерея Петра была тщательно обследована и вскрыта. Подробное описание вскрытия вместе с новыми сведениями об иерее Петре было отправлено епископу Вологодскому и Устюжскому Христофору, который все свои решения по Черевковскому делу согласовывал со Священным Синодом. До высочайшего указания отправление панихид над гробом было приостановлено, над часовней установили присмотр приходского духовенства, которое должно было препятствовать распространению слухов о «новоявленном гробе».
Только после настойчивых просьб прихожан в 1860 г. было получено разрешение на совершение по просьбам желающих панихид об упокоении души иерея Петра.
В советское время часовня была закрыта, в ней размещались различные учреждения, в том числе и школьный краеведческий музей.
В 1989 - 1990 годах часовню частично отреставрировали и передали местной православной общине. В июне 1991 года черевковская часовня была освящена о. Иннокентием (Просвириным), прибывшим из Троице-Сергиевой лавры в Архангельскую епархию. С этого времени там стали вновь совершаться регулярные богослужения, а начиная с 2000 года возобновилось празднование дня памяти святого праведного иерея Петра Черевковского, которое собирает верующих со всей округи.
22 июля 2007 года священномученик Петр был прославлен в Архангельской и Холмогорской епархии как местночтимый святой.
В 2007 г. к часовне был пристроен алтарь и она обращена в церковь. В настоящее время это единственное место в селе для богослужений.
Тропарь, глас 4
Возсиял еси богодарованным ти чудес действом, / Петре достоблаженне, / ибо благодерзновенно обличил еси законопреступных ляхов свирепонеистовство, / сего ради истомления многа претерпел еси / за благочестия исповедание даже до крове / и венцем мученика увенчался еси от Бога, // яко истинный поборник Церкве Христовы.
Кондак, глас 8
Апостола верховнаго тезоименитый, / и чудес действом знаменит явился еси, Петре преблаженне, / священства бо одежду кровию мучения испещрив, / на Небеса преселился еси, исцелений струи источая / притекающым с верою к раце мощей твоих. / Тем вси вопием ти: / Радуйся, страстотерпцев купносельниче // и молитвенниче о чтущих память твою.