Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

сщмч. Евгений (Ивашко), прот.

Дни памяти (по старому/новому стилю):
29 октября (11 ноября)
26 января (8 февраля) - (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Житие, обретение мощей

Свя­щен­но­му­че­ник Ев­ге­ний Иваш­ко ро­дил­ся 26 ав­гу­ста 1899 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка Мин­ской епар­хии Алек­сандра Иваш­ко. В 1920 го­ду он окон­чил во­семь клас­сов Мин­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. С 1 ав­гу­ста 1920 го­да по 20 ян­ва­ря 1923 го­да был учи­те­лем в од­ной из школ Мин­ской гу­бер­нии. В ав­гу­сте 1922 го­да Ев­ге­ний Алек­сан­дро­вич вы­дер­жал эк­за­ме­ны пе­ред Мин­ской епар­хи­аль­ной ко­мис­си­ей, необ­хо­ди­мые для по­лу­че­ния са­на свя­щен­ни­ка.
1 ап­ре­ля 1924 го­да мит­ро­по­лит Мин­ский Мел­хи­се­дек (Па­ев­ский) ру­ко­по­ло­жил его в сан свя­щен­ни­ка к Пав­ло­вич­ской церк­ви Боб­руй­ско­го уез­да. В 1926 го­ду епи­скоп Боб­руй­ский Фила­рет (Ра­мен­ский) пе­ре­ме­стил его к Лош­ниц­кой церк­ви Бо­ри­сов­ско­го уез­да, а в 1927 го­ду – к Юрье­вич­ской церк­ви Игу­мен­ско­го уез­да.
В 1927 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли о. Ев­ге­ния и при­го­во­ри­ли к трем го­дам ссыл­ки. В 1930 го­ду епи­скоп Бу­зу­лук­ский, ви­ка­рий Са­мар­ской епар­хии, Сер­гий (Ни­коль­ский) на­зна­чил о. Ев­ге­ния в се­ло По­гром­ное Бу­зу­лук­ско­го рай­о­на[1].
Вла­сти в это вре­мя лю­бы­ми сред­ства­ми стре­ми­лись за­крыть и раз­ру­шить хра­мы; о. Ев­ге­ний лишь толь­ко на­чал слу­жить, как храм был за­крыт. Ар­хи­епи­скоп Са­мар­ский Алек­сандр (Тра­пи­цын) на­зна­чил его в храм се­ла Мед­вец­кое то­го же рай­о­на. 19 фев­ра­ля 1931 го­да скон­ча­лась его су­пру­га, Ан­то­ни­на, и о. Ев­ге­ний остал­ся с дву­мя детьми м пя­ти­лет­ней до­че­рью и сы­ном, ко­то­ро­му ис­пол­нил­ся год и один­на­дцать ме­ся­цев. Свя­щен­ни­ку ста­ла по­мо­гать в вос­пи­та­нии де­тей сест­ра его ма­те­ри Ма­рия Ада­мов­на Жу­ков­ская.
В 1932 го­ду епи­скоп Ржев­ский Ни­кон (Пурлев­ский) на­пра­вил о. Ев­ге­ния в се­ло Вос­кре­сен­ское Ржев­ско­го рай­о­на. В том же го­ду епи­скоп Му­ром­ский Ма­ка­рий (Звез­дов) на­зна­чил его к Успен­ской церк­ви го­ро­да Му­ро­ма. Здесь он про­слу­жил недол­го, но да­же крат­кое его слу­же­ние оста­ви­ло са­мые теп­лые вос­по­ми­на­ния в ду­шах при­хо­жан, ко­то­рые при рас­ста­ва­нии вру­чи­ли ему бла­годар­ствен­ный адрес:
«До­ро­гой и глу­бо­ко­ува­жа­е­мый наш пас­тырь, отец Ев­ге­ний.
Поз­воль­те нам вы­ска­зать Вам свои сер­деч­ные чув­ства бла­го­дар­но­сти за рев­ност­ное ис­пол­не­ние цер­ков­ной служ­бы.
Нам вид­но бы­ло, что Ва­ше де­вя­ти­ме­сяч­ное пре­бы­ва­ние в здеш­нем хра­ме су­ме­ло рас­по­ло­жить к се­бе серд­ца всех при­хо­жан.
Несмот­ря на Ва­ши мо­ло­дые го­ды, Вы так усерд­но от­но­си­лись к сво­им обя­зан­но­стям слу­же­ния Церк­ви Гос­под­ней, что и бы­ло от­ме­че­но ар­хи­епи­ско­пом Ма­ка­ри­ем и прео­свя­щен­ней­шим епи­ско­пом Ни­ко­ла­ем, ко­то­рые за ко­рот­кий пе­ри­од вре­ме­ни Ва­ше­го слу­же­ния на­гра­ди­ли Вас тре­мя на­гра­да­ми. Вы слу­жи­ли при­ме­ром для ду­хо­вен­ства.
Ва­ша лич­ная жизнь мно­гим из­вест­на, на­сколь­ко она тя­же­ла и пе­чаль­на[a]; но Вы, по­ко­рясь во­ле Бо­жи­ей, тер­пе­ли­во и без­ро­пот­но несе­те крест, нис­по­слан­ный Вам Гос­по­дом Бо­гом.
Горь­ко и тя­же­ло нам рас­ста­вать­ся с Ва­ми на­все­гда, но па­мять о Вас, как о глу­бо­ко чти­мом пас­ты­ре, бу­дет веч­но жить в на­ших серд­цах.
Про­щай, до­ро­гой наш пас­тырь, не за­будь нас в сво­их мо­лит­вах, и пусть бла­го­сло­вит те­бя Гос­подь Бог на но­вом ме­сте слу­же­ния наи­луч­шей и спо­кой­ной жиз­нью».
Ме­стом его но­во­го слу­же­ния стал сна­ча­ла храм в се­ле За­ви­до­ве Оле­нин­ско­го рай­о­на, а за­тем храм в се­ле Спас-Бе­ре­за то­го же рай­о­на. В это вре­мя епи­ско­пом Ржев­ским, в чье ви­ка­ри­ат­ство вхо­ди­ло се­ло Спас-Бе­ре­за, был прео­свя­щен­ный Пал­ла­дий (Шер­стен­ни­ков). Епар­хия на­хо­ди­лась в со­сто­я­нии непре­кра­ща­ю­щей­ся вой­ны с об­нов­лен­ца­ми, боль­шая часть ко­то­рых по­слуш­но ис­пол­ня­ла во­лю ОГПУ-НКВД, неиз­мен­ной под­держ­кой ко­то­ро­го они то­гда поль­зо­ва­лись. От­па­де­ние их от Церк­ви и нрав­ствен­ное раз­ло­же­ние об­нов­лен­че­ско­го ду­хо­вен­ства от­вра­ща­ло от них при­хо­жан и ли­ша­ло их под­держ­ки на­ро­да, что, в свою оче­редь, не поз­во­ли­ло им за­хва­тить все хра­мы, а в неко­то­рых рай­о­нах да­же вы­ну­ди­ло от­дать хра­мы пра­во­слав­ным.
Епи­скоп Пал­ла­дий на­зна­чил о. Ев­ге­ния бла­го­чин­ным. В бла­го­чи­нии ост­ро сто­ял во­прос о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с об­нов­лен­че­ским ду­хо­вен­ством; епи­скоп Пал­ла­дий имел по это­му по­во­ду чет­ко сфор­му­ли­ро­ван­ное суж­де­ние, ко­то­рое он за­пи­сал в 1929 го­ду в быт­ность свою на­сто­я­те­лем Ки­зи­че­ско­го мо­на­сты­ря в Ка­за­ни и на­пра­вил в ви­де пись­ма од­но­му из свя­щен­ни­ков, ко­гда тот ре­шил пе­рей­ти в об­нов­лен­че­ство. Вла­ды­ка дал пе­ре­пи­сать это пись­мо о. Ев­ге­нию, чтобы об­лег­чить ему борь­бу с об­нов­лен­ца­ми.
Ле­том 1937 го­да вла­сти под пред­ло­гом ава­рий­но­го со­сто­я­ния хра­ма по­тре­бо­ва­ли его за­кры­тия, утвер­ждая, что свя­щен­ник не смо­жет со­брать необ­хо­ди­мых де­неж­ных средств и от­ре­мон­ти­ро­вать зда­ние, – они зна­ли, на­сколь­ко ра­зо­ре­ны кре­стьяне го­судар­ствен­ны­ми по­бо­ра­ми и зай­ма­ми. Ви­дя, что хра­му гро­зит за­кры­тие, о. Ев­ге­ний об­ра­тил­ся к при­хо­жа­нам, объ­яс­няя им, что ес­ли они сей­час не да­дут де­нег на ре­монт хра­ма, то вла­сти его за­кро­ют, и им негде бу­дет мо­лить­ся. Ни­ко­гда и ни на что не жерт­ву­ет ве­ру­ю­щий рус­ский че­ло­век с та­кой охо­той и го­тов­но­стью, как на храм Бо­жий, и в са­мый ко­рот­кий срок необ­хо­ди­мые сред­ства бы­ли со­бра­ны, и храм уда­лось от­сто­ять.
Несмот­ря на го­не­ния и при­сталь­ное вни­ма­ние к Церк­ви НКВД, о. Ев­ге­ний вел ак­тив­ную мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность сре­ди кре­стьян. В хра­ме у него бы­ло нема­ло мо­ло­де­жи, и свя­щен­ник пред­по­ла­гал при но­вых вы­бо­рах два­дцат­ки при­влечь мо­ло­дых лю­дей, ко­то­рые мог­ли бы со­дер­жать храм в по­ряд­ке и во­вре­мя ре­мон­ти­ро­вать, чтобы та­ким об­ра­зом от­ве­сти от него угро­зу за­кры­тия.
На при­ме­ре о. Ев­ге­ния и по­доб­ных ему свя­щен­ни­ков, ко­то­рых бы­ло то­гда по­чти два­дцать пять ты­сяч, ста­но­ви­лось яс­но, что ни­ка­ки­ми хит­ро­стя­ми и ухищ­ре­ни­я­ми не сло­мить ве­ры на­ро­да и не уни­что­жить Цер­ковь, ес­ли не при­бег­нуть к то­таль­но­му уни­что­же­нию, к ко­то­ро­му вла­сти го­то­ви­лись по­чти два­дцать лет.
Ле­том 1937 го­да со­труд­ни­ки рай­он­но­го от­де­ла НКВД ста­ли вы­зы­вать на до­про­сы жи­те­лей се­ла Спас-Бе­ре­за и со­сед­них, со­став­лять про­то­ко­лы, цель ко­то­рых – до­ка­зать ви­нов­ность свя­щен­ни­ка. Вы­зы­вал­ся на до­про­сы и сам о. Ев­ге­ний, но он ка­те­го­ри­че­ски от­вел все об­ви­не­ния.
5 ок­тяб­ря 1937 го­да со­труд­ник Оле­нин­ско­го от­де­ла НКВД со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние на свя­щен­ни­ка, где тот был при­знан ви­нов­ным в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти на ос­но­ва­нии по­ка­за­ний «де­жур­ных сви­де­те­лей», хо­тя сам ви­нов­ным се­бя не при­знал. В за­клю­че­нии бы­ло по­ста­нов­ле­но пе­ре­дать де­ло свя­щен­ни­ка на рас­смот­ре­ние Трой­ки НКВД.
Отец Ев­ге­ний был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Зуб­цо­ва 22 ок­тяб­ря. 5 но­яб­ря со­сто­ял­ся по­след­ний до­прос, на ко­то­ром сле­до­ва­тель на­ме­ре­вал­ся пись­мен­но офор­мить по­ка­за­ния свя­щен­ни­ка от­но­си­тель­но предъ­яв­лен­ных ему об­ви­не­ний, так как все дру­гие до­про­сы он не оформ­лял, на­де­ясь сло­мить во­лю свя­щен­ни­ка, уго­во­рив сжа­лить­ся над детьми, оста­ю­щи­ми­ся без от­ца круг­лы­ми си­ро­та­ми (до­че­ри о. Ев­ге­ния бы­ло то­гда две­на­дцать лет, а сы­ну – во­семь). Но о. Ев­ге­ний не со­гла­сил­ся на пред­ло­же­ние сле­до­ва­те­ля и ви­нов­ным се­бя не при­знал.
– Ска­жи­те, вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что в ав­гу­сте 1937 го­да сре­ди ря­да лиц по во­про­су вы­бо­ров в со­ве­ты вы вы­ска­зы­ва­ли свое враж­деб­ное на­стро­е­ние к со­вет­ской вла­сти, вме­сте с этим вся­че­ски опош­ля­ли кол­хоз­ный строй и рас­пус­ка­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о пло­хой жиз­ни в кол­хо­зах?
– В этом ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
– Ска­жи­те, вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что в июле се­го го­да вы про­во­ди­ли сре­ди на­се­ле­ния ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию про­тив зай­ма, вся­че­ски вы­сме­и­вая это ме­ро­при­я­тие, и од­новре­мен­но вы­ска­зы­ва­лись за свер­же­ние со­вет­ской вла­сти?
– В этом ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
– Ска­жи­те, вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что в фев­ра­ле се­го го­да вы вы­ска­зы­ва­лись за по­ли­ти­ку вра­гов на­ро­да, вос­хва­ля­ли их, од­новре­мен­но с этим об­ви­ня­ли то­ва­ри­ща Ста­ли­на?
– В этом ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
– Ска­жи­те, вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что в пе­ри­од убо­роч­ной кам­па­ни­ии зер­но­вых куль­тур сре­ди ве­ру­ю­щих еди­но­лич­ни­ков и кол­хоз­ни­ков ве­ли аги­та­цию за невы­ход на ра­бо­ту в вос­крес­ные дни и дру­гие ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки?
– В этом ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
От­цу Ев­ге­нию бы­ло то­гда все­го трид­цать во­семь лет, оста­ва­лись си­ро­та­ми де­ти, но он бо­лее все­го по­ла­гал­ся на Бо­га, слов­но пре­по­да­вая сво­ей жиз­нью при­мер дру­гим.
Через несколь­ко дней по­сле по­след­не­го до­про­са, 9 но­яб­ря, Трой­ка НКВД по­ста­но­ви­ла рас­стре­лять свя­щен­ни­ка. Свя­щен­ник Ев­ге­ний Иваш­ко был рас­стре­лян 11 но­яб­ря 1937 го­да.

Свернуть