Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

блж. чудотв. Василий Московский

Дни памяти (по старому/новому стилю):
2 августа (15 августа)
Житие, обретение мощей

Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны.

С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.

Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.

В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.

Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.

В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех.

Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.

В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.

Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.

Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы.

15 августа Святая Православная Церковь празднует перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428), обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива, а также день памяти блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1552-1557).

Вся жизнь этого удивительного святого, с самого рождения и до праведного успения, пронизана любовью к Богу и ближнему. И его необычное рождение (святой появился на свет в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы), и юношеские годы, и духовное возрастание, и принятие подвига юродства - тяжкая стезя служения Господу и людям – все свидетельствовало о том, что на Руси появился сильный молитвенник, великий угодник Божий. Даже краткие, единичные факты из жизни этого святого многое открывают для сердца верующего человека, не на словах, а наглядно научая его евангельским добродетелям, заповеданным нам Господом: милосердию, помощи нуждающимся, заступничеству за пострадавших, умению видеть в каждом человеке образ Божий, не осуждать, а молиться за обидчиков, за людей, совершающих грех, пытаясь любовью, заботой и добротой воскресить искру любви в их сердцах. Странны и на первый взгляд непонятны были его слова и поступки, но именно они вели людей к пониманию свох грехов и проступков, заставляли переосмыслить и изменить свою жизнь, предостерегали от бед.

Еще в юности, обучаясь сапожному мастерству, у святого Василия проявился дар прозорливости. Об этом свидетельствует такой случай: один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса.

Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: "Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников".

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде.

Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года, прославлен 2 августа 1588 года Собором, который возглавил Святейший Патриарх Иов.

В описании облика святого сохранились характерные подробности: "наг весь, в руке посошок". Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.

Святой блаженный Василий, Московский чудотворец, моли Бога о нас!

Развернуть
Тропарь, кондак, величание

Тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивого
глас 8
Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна,/ Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/ и мразом и теплотою солнечною,/ и слотою и дождевным облаком,/ и просветися лице твое, яко солнце,/ и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/ прославляюще святое твое успение./ Тем Христа Бога моли,/ да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани/ и мир мирови подаст и душам нашим велию милость.
Ина служба блаженного Василия. Тропарь
глас 1
Плоть удручившу ти злостраданием,/ душу же просветившу чистотою сердца,/ обогатился еси благодатию Пресвятаго Духа, Василие,/ даровати требующим полезная./ Сего ради недужнии, притекающе к цельбоподательному твоему гробу, премудроюроде,/ независтно приемлют болезней отложение/ и благодарственно воспевают прославльшаго тя,/ Единаго Человеколюбца.
Ин тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивого
глас 8
Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/ тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся,/ восприят бо ризу Адама первозданнаго,/ юже он ношаше прежде в рай,/ ты же сию на земли поносил еси;/ и был еси добрый купец:/ елико имеяше, вся остави/ и купи мздою терпения своего село,/ на немже сокровен безценный Бисер, Христос./ Сего ради явися всем грешным образ покаяния/ и вселися в райскую широту,/ и, предстоя Христови,/ не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,/ и моли спасти души наша.
Кондак блаженного Василия, Христа ради юродивого
глас 4
Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/ оттрясл еси мирский мятеж,/ и жития треволнения возгнушался еси,/ и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/ убежал еси ловления льстиваго миродержца,/ и был еси странен во твоем языце,/ и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/ увязлся еси венцем терпения./ И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/ о творящих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преблаженне Василие.
Ина служба блаженного Василия. Кондак
глас 4
Явил тя есть Господь нынешнему роду/ исцелителя болезнем и прогонителя недугом/ любовию, Василие, притекающим к тебе/ и призывающим верою молитвы твоя.

Развернуть
Молитвы, акафист, канон

Молитва блаженному Василию

О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, много­грешныя, ныне воспевающия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невиди­мых врагов безгрешно прейти, и христианскую кончину, непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

АКАФИСТ БЛАЖЕННОМУ ВАСИЛИЮ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОМУ, МОСКОВСКОМУ ЧУДОТВОРЦУ

Кондак 1

Избранный сосуд Божией благодати, миром добродетелей преисполненный, достоугодне Василие, яко избавляеми от всяких бед и напастей твоим о нас ко Господу теплым предстательством, благодарственное сие тебе пение приносяще зовем: Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.
Икос 1

Ангелоподобно житие твое быстъ богоблаженне и чистота воистину нескверна: ведый бо, яко любве мира сего вражда Богу есть, не восхотел еси друг миру быти, но предал еси всего себе Богу, таковому величию подвига твоего дивящеся вопием: Радуйся, верный Господа служителю, лоза предивная Христова винограда; Радуйся, жития добродетельнаго учителю, овча избранное Господня стада. Радуйся, лона Авраама насельниче, рая пресладостнаго житель; Радуйся, царствия небеснаго наследниче, тамо себе восприявый обитель. Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.
Кондак 2

Виде, яко вся яже в мире: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, учил еси, преблаженне, презирати плоть, преходит бо: прилежати же о души безсмертной, воспевая непрестанно Богу: Аллилуиа.
Икос 2

Разум неуразуменен, труды и подвиги твоя, достоблаженне Василие, имиже седмьдесят и два лета во граде сем Москве, плоть твою удручал еси. Мы же, многострадальным терпением твоим умиляеми, зовем: Радуйся, преугодный ангеле земный, земная в сердце вся поправый; Радуйся, предивный человече небесный, небеснаго отечества взыскавый. Радуйся, огнезрачный херувиме, в душе своей вся страсти попаливый; Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.
Кондак 3

Силою благодати от Бога свыше укрепляем, желанием к небесному возгорелся еси, всеблаженне, и чистотою жития твоего обителей вечных достигл еси, в них ныне вопиеши Богу: Аллилуиа.
Икос 3

Имеяй в сердце слово Господне: кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою; вся красная мира сего во уметы вменил еси, темже прославляюще тя, зовем: Радуйся, в мире сем вне мира живый, и славу всю его презревый; Радуйся, во плоти аки безплотен бывый, небесныя славы восхотевый. Радуйся, душу свою возлюбивый, спасения вечнаго искавый; Радуйся, тело свое яко врага смиривый, путь подвига избравый. Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.
Кондак 4

Бурю велию злобы многомятежный диавол воздвиже на тя, богоблаженне Василие, ты же убежал еси ловления льстиваго сего миродержца, и увязлся еси венцем нетления, воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 4

Слыша Христову заповедь: ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, отрасль еси всякое мирское пристрастие. Восхваляюще таковую о Бозе ревность твою, вопием: Радуйся, от юности дом отеческий оставивый и сродники своя и други вся покинувый; Радуйся, к дому отца небеснаго стопы своя направивый, широкий путь сластей отринувый. Радуйся, неясыти пустынней уподобивыйся, крова себе на земли не имевый; Радуйся, обителей райских сподобивыйся, пристанище благоотишное тамо обревый. Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.
Кондак 5

Боготечной звезде, светозарный путь спасения показующей, уподобился, блаженне, нас, во тме греховней блуждающих, на путь правый настави, да спасеннии тобою, воспоем Богу: Аллилуиа.
Икос 5

Видя злохитрство диавола, ищуща житейскими попеченьми одержимых в сети своя уловляти, противустал еси кознем вражиим, ни о чем же земным печевся. Видяще сицевое твое благое произволение, зовем ти: Радуйся, всего себе измлада Господу вручивый и к тому единому направивый весь твой слух; Радуйся, того единаго всем сердцем возлюбивый, и того единаго смиренный раб и верный друг. Радуйся, стезею подвига все житие свое прошедший, и добродетелию своею сонмы ангелов удививый; Радуйся, небесный бисер многоценный на земли обретший, чистотою твоею лик праведных возвеселивый. Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.
Кондак 6

Проповедуя паче всякаго слова житием твоим не любити мира, ни яже в мире, добродетелей куплю многу стяжал еси и Владыце Христу яко всеплодие жертвенное принесл еси, вопия Ему: Аллилуиа.
Икос 6

Возсия, яко светило лучезарное, подвиги твоя, всеблаженне, ревностию духовною разгоревся, ко множайшему труду простерл еси себе: Адаму первозданному подобяся, наг на земли ходил еси, плоть свою удручая. Таковую крепость души твоея восхваляюще, зовем: Радуйся, одеяний тленных совлекшийся, тело свое наготе предавый; Радуйся, безстрастием святым облекшийся, добродетели ризу светлую избравый. Радуйся, мраза лютаго не убоявшийся, теплоты райския искавый; Радуйся, зноя солнечнаго не уклонивыйся, прохлаждения небеснаго желавый. Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.
Кондак 7

Хотяй мудрости небесныя сподобитися, последовал еси гласу Павла апостола: аще кто мнится мудр быти в веце сем, юрод да бывает, да премудр будет, и Христа ради юрод был, яко безумна являя себя миру, умудрившему же тя Господу воспевая: Аллилуиа.
Икос 7

Дивно и пречудно юродство твое бысть, преблаженне, всякое нечестие и беззаконие небоязненно обличал еси, многия досаждения и раны за то претерпевая. Таковой великий подвиг твой ублажая, зовем ти: Радуйся, ум земной отринувый, небесный разум восприявый; Радуйся, земную мудрость всю покинувый, юродства подвиги себе избравый. Радуйся, диавола своим юродством прехитривый и льстивых сетей его избежавый; Радуйся, безумна миру себе явивый, мудрых века сего всех поправый. Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.
Кондак 8

Странник и пришелец был еси, преблаженне Василие, небеснаго града Иерусалима взыскуя, егоже достигл еси, и ныне воспеваеши тамо Богу немолчно: Аллилуиа.
Икос 8

Весь к Богу вперив твой ум, и возлюби небесная, земное все отрясл еси, темже нас ныне земли приверженных к небесному обрати, да избавльшеся от земнаго пристрастия и суеты мирския, благодарственно возопиим ти: Радуйся, телом на земли пребывавый, но земная вся презревый; Радуйся, духом же на небе обитавый. Радуйся, дивный Божий угодниче, житием своим, яко солнце, сияющий; Радуйся, многотерпеливый Христов подвижниче, и нас к подвигам призывающий. Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.
Кондак 9

Вся чинове ангельстии с небес на землю мысленными приникше очима и видяще твоя подвиги, во умилении воспеваху Богу: Аллилуиа.
Икос 9

Витийствовати хотящий язык наш безгласием связуется, яко не могущий по достоянию восхвалити добродетели твоя. Не презри нас, зовущих ти: Радуйся, росою благодати душу свою напоивый и семена благие измлада в ней насадивый; Радуйся, плоды спасительныя в сердце своем возрастивый подвигами своими, яко камением многоценным, себе украсивый. Радуйся, крине райский, добродетелями благоухающий и сердце наше услаждающий; Радуйся, светильник пресветлый во тьме греховней сияющий, нас же светом благоразумия просвещающий. Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.
Кондак 10

Спасти хотяй от бури в море потопляемых и к тебе о спасении своем возопивших, явился еси им на мори, во граде Москве неотступно пребывая, и от потопления избавил еси, да восхваляют Бога, чудесне тобою их спасшего, и возопиют ему: Аллилуиа.
Икос 10

Господа Бога непрестанно умом зря, не дал еси очима своима сна, ни веждома - дремания, в молитве церковней нощи пребывая. Людие же видяще таковое твое к Богу усердие, взываху ти: Радуйся, высотою смирения твоего умы наша удивляющий, глубиною смирения сердца наша умиляющий; Радуйся, душу свою храмину духа святаго сотворивый и страстем вход в ню заградивый. Радуйся, креста Господня носитель терпеливый, всем сердцем его взыскавый; Радуйся, иго Господне яко благое возлюбивый, бремя легкое его радостно подъявый. Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.
Кондак 11

Пение всеумиленное тебе, всеблаженне, приносяще, вопием: якоже древле чудодействуя, разслабленных исцелял еси, слепым прозрение даровал еси, тако и ныне души наша, грехами разслабленныя и похотьми ослепленныя, исцели, да вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 11

Светоподательна светильника великаго зрим тебе, преблаженне Василие, наставляюща на путь правый блуждающих во тьме и сени смертней. Того ради вопием ти: Радуйся, лучу правды Христовой пособствующий, мглу помыслов суетных разгоняющий; Радуйся, заре истины евангельския, тьму страстей освещающая и объятых ею от гибели вечныя спасающая. Радуйся, угль божественный, похоти наша опаляющий, лукавыя козни бесовския потребляющий; Радуйся, пламень небесный, хладныя сердца наша возгревающий, умы же светом Божественным озаряющий. Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.
Кондак 12

Благодатию Божиею просвещаемый, богоблаженне Василие, просвети наш ум и очисти наше сердце, да сподобимся и мы воспевати с тобою купно Богу: Аллилуиа.
Икос 12

Поющих твоя подвиги, восхвалящих твоя злострадания, прославляющих твое юродство, дивящихся твоим добродетелем не остави своим ходатайством пред Господом, да воспоем ти: Радуйся, непрестанный о нас Богу молитвенниче, милость Божию на нас призывающий; Радуйся, крепкий наш защитниче, от бед и скорбей нас охраняющий. Радуйся, напаствуемых скорый избавителю, на путь спасения наставляющий; Радуйся, граду нашему Москве всегдашний покровителю, помощь свою всем чтущим тя присно являющий. Радуйся, преблаженне Василие, юроде богомудре, московский чудотворче.
Кондак 13

О преблаженне и достоугодне Василие, малое сие похваление от нас яко плод благодарения приими, яко глас прошения услыши, да избавимся твоими о нас Богу молитвами от обышедших зол и напастей, и возопием Богу, Спасителю нашему: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Развернуть