Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

сщмч. Александр (Телемаков), иерей

Дни памяти (по старому/новому стилю):
6 февраля (19 февраля)
25 января (7 февраля) - (Новомуч.)
Житие, обретение мощей

Александр Николаевич Телемаков (1870 - 1938), священник, священномученик
Память 6 февраля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Симбирских святых

Родился 6 декабря 1870 года в городе Сызрани Симбирской губернии в семье чиновника, служившего в государственном казначействе. Семья была верующей и благочестивой.

В 1890 году окончил Симбирскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком в симбирский кафедральный собор.

С 1891 г. был определен учителем в местной школе.

Летом 1893 г. Александр был обвенчан с 20-летней девицей Анной Степановной Платоновой. В их семье родились дети:

Николай
Федор (1897)
Александр (1899)
Анна (1902)
Екатерина (1904)
Алексей (1906)
Наталья (1908)
Сергей (1910)
Нина (1912)
8 сентября 1893 года был рукоположен во священника ко храму в селе Мариаполь Карсунского уезда Симбирской губернии.

В начале октября 1897 г. назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы села Коржевка.

В год приезда в Коржевку о.Александра в селе было 469 дворов и около 2, 5 тысяч жителей. При храме с 1891г. действовала церковноприходская школа, заведующим которой и стал сразу по приезде в село отец Александр. В этой же школе о.Александр преподавал Закон Божий. Одновременно стал законоучителем в местной земской школе.

До 1908 г. избирался членом Совета по 6-му Карсунскому благочинному округу.

В 1908 году он был назначен служить в храм в селе Чумакино Карсунского уезда, где прослужил до ареста. Став священником, он преподавал Закон Божий в церковноприходских школах и в школе грамоты. В том же году отец Александр был назначен благочинным 6-го округа Карсунского уезда, переименованного при советской власти в Инзенский район.

В хозяйстве Телемаковых были и лошадь, и корова, собственный деревянный дом с 15 десятинами земли - жили небогато, но и не бедствовали.

В 1925 г. священник был лишен избирательных прав как "служитель культа". Потом у батюшки отобрали землю, оставив многодетной семье всего две десятины, за которые сельсовет наложил на о.Александра непомерно высокий налог. За неуплату этого налога в 1928г. священника "раскулачили", отобрав у него и землю, и собственный дом со всеми надворными постройками, и лошадь, и корову. Семья священника осталась без средств к существованию (доходы от служения в церкви были мизерные) и переселилась в церковную сторожку. Искусственно созданный в начале 1930-х годов голод в Поволжье унес матушку Анну. Дети стали покидать родной дом и уезжать в города.

Зимой 1932 года в Средневолжском крае на территории бывшей Симбирской губернии было начато дело «об организации реакционных ячеек из числа церковных активистов тихоновского толка в селах Инзенского и Чамзинского районов Средневолжского края». Вместе с другими 25 февраля 1932 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Сызрани и отец Александр Телемаков.

Всех арестованных обвинили в том, что они «проводили нелегальные сборища для читки поучений черносотенного характера, книг Сергея Нилуса, а также староцерковно-монархических книг (Библии, житий святых, Иоанна Златоустого и т.д.), используя для этой цели религиозные предрассудки крестьянских масс и проработки прочитанного в духе его преломления к настоящему времени».

На допросе отец Александр сказал: «Я лично, кроме работы по укреплению христианской веры и защиты Церкви, никогда никакой работой не занимался... Проводимые сборища... я отношу за их усердие – не удовлетворяясь служением в церкви, они считали необходимым помолиться на дому, собравшись группой».

7 апреля 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Александра к пяти годам заключения в концлагерь, которое той же тройкой было заменено на пять лет ссылки в Северный край, и отец Александр был отправлен в Архангельскую область, в Белбалтлаг.

В конце 1934 г. был досрочно освобожден из заключения по болезни, вернулся из ссылки в село Чумакино, то, хотя храм был закрыт, жители не оставляли надежды возобновить в нем богослужения. Возвращение священника вселило в них надежду добиться открытия храма. В это время была принята новая конституция, в которой было заявлено о лояльном отношении государства к Церкви, и в связи с этим было отменено поражение в гражданских правах священников.

Прихожане обратились за разрешением на открытие храма к председателю сельсовета. Тот дал согласие, но с условием, что они выплатят финансовую задолженность за все годы, что храм был закрыт. Этой задолженности набралось 1132 рубля, и председатель был уверен, что обнищавшее население не сумеет собрать нужную сумму. У крестьян таких денег действительно не было, и они стали собирать сельскохозяйственные продукты, которые специально уполномоченные от них люди продавали, и так постепенно набрали всю сумму. На праздник Крещения Господня, 19 января 1937 года, было совершено первое богослужение, и в течение месяца службы совершались по воскресным дням. И тогда председатель сельсовета 21 февраля распорядился закрыть храм, запретив верующим собираться вместе для решения приходских вопросов. Но и после закрытия храма священник продолжал крестить и совершать по необходимости требы в домах прихожан, а дома служил.

4 марта прихожане обратились с заявлением об открытии храма в райисполком, но ответа на это заявление не получили, а когда попытались дозвониться до начальства по телефону, то им отвечали, что начальник вышел, надо позвонить позже, – и так без конца. Наконец в храм пришел из сельсовета техник для осмотра состояния здания храма, чтобы найти причину его не открывать, и передал слова председателя сельсовета, что «церковь одурманивает, а вы, члены церковного совета, являетесь вредителями советской власти, врагами и возмутителями народа».

26 мая 1937 года члены церковного совета обратились с заявлением к заведующему приемом жалоб отдела по религиозным культам, в котором они, изложив историю всех притеснений со стороны председателя сельсовета и все те оскорбления относительно верующих, которые тот себе позволял, написали, что в их селе, согласно последней переписи, проживает тысяча сто семьдесят восемь душ обоего пола, а число неверующих среди них всего тридцать человек. «Члены церковного совета, – писали они, – снимают с себя незаслуженную грязь и просят комиссию, заведующего приемом жалоб рассмотреть наше заявление, все изложенные недостатки устранить и разрешить богослужение в нашей церкви... Известить по адресу о результатах и движении неуклонно покорной просьбы, в особенности стариков и старух...»

Но и это письмо осталось безответным. В августе 1937 года, в связи с указом правительства о начале массовых арестов верующих, секретарь местного райкома коммунистической партии потребовал от сотрудников НКВД, чтобы они установили, откуда верующим стали известны материалы переписи, – «сведения не подлежащие оглашению».

24 декабря 1937 года отец Александр был арестован и заключен в тюрьму в городе Ульяновске. Следователь спросил священника, занимался ли он без разрешения сельсовета богослужениями в церкви, а после ее закрытия совершал ли религиозные обряды нелегально у себя дома. Отец Александр ответил, что, действительно, служил без регистрации в районном совете, но согласие на эти службы было дано сельсоветом; а что касается службы дома, то он служил для себя.

– Следствием установлено, что вы вели контрреволюционную агитацию против конституции, что она существует только на бумаге, выступали против выборов в Верховный Совет... Признаете ли себя в этом виновным? – спросил следователь.
– Против конституции и против депутатов Инзенского округа я ничего не говорил. Виновным себя в этом не признаю.
Из обвинительного заключения по делу:

"Телемаков, будучи без определенного места службы, и будучи недоволен существующим советским строем, вел усиленную агитацию за богослужение. Без ведома соввласти, без регистрации в РИК самочинно служил в церкви, у себя дома, крестил детей, с его подачи церковный совет писал жалобы в центральные органы".
29 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу.

Расстрелян 19 февраля 1938 года в Ульяновске и погребен в безвестной общей могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 августа 2004 года.

Награды

Церковные

наперсный крест (1914)
набедренник (октябрь 1897)
медаль в честь юбилея организации приходских школ
наперсный крест (1914)
Светские

медаль в память 300-летия Дома Романовых (1913)

Развернуть
Молитвы, акафист, канон

Молитва новомученикам и исповедникам Церкви Русской
О, святи́и новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии:/ святи́телие и па́стырие Це́ркве Христо́вы,/ ца́рственнии страстоте́рпцы,/ благове́рнии кня́зие и княги́ни,/ до́блии во́ини, мона́си и мирсти́и,/ благочести́вии му́жие и жены́,/ во вся́цем во́зрасте и сосло́вии за Христа́ пострада́вшии,/ ве́рность Ему́ да́же до сме́рти свиде́тельствовавшии/ и вене́ц жи́зни от Него́ прие́мшии!
Вы во дни гоне́ния лю́таго,/ зе́млю на́шу от безбо́жных пости́гшаго,/ на суди́щах, в заточе́ниих и про́пастех земны́х,/ в го́рьких рабо́тах и вся́ких ско́рбных обстоя́ниих/ о́браз терпе́ния и непосты́днаго упова́ния му́жественне яви́ли есте́./ Ны́не же, в раи́ сла́дости наслажда́ющеся,/ пред Престо́лом Бо́жиим во сла́ве предстои́те/ и при́сно хвалу́ и хода́тайство со А́нгелы и все́ми святы́ми Триеди́ному Бо́гу возно́сите.
Сего́ ра́ди мы, недосто́йнии,/ мо́лим вас, святи́и сро́дницы на́ши:/ не забу́дите земна́го оте́чества ва́шего,/ грехо́м Ка́инова братоуби́йства,/ поруга́нием святы́нь, безбо́жием и на́шими беззако́нии отягче́ннаго./ Умоли́те Го́спода Сил,/ да утверди́т Це́рковь Свою́ непоколеби́му в ми́ре сем многомяте́жнем и лука́вом;/ да возроди́т в Земли́ на́шей дух братолю́бия и ми́ра;/ да па́ки бу́дем мы ца́рское свяще́ние,/ род Бо́жий, избра́нный и святы́й,/ при́сно с ва́ми сла́вящий Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Развернуть