прп. Архипп Глинский (Шестаков), схимонах
При святом крещении отец Архипп был наречен Афанасием. Родиной его была пригородная слобода Ездоцкая, Старооскольского уезда, Курской губернии. С детства он отличался нестяжательностью и стремлением к умерщвлению плоти, за что немало претерпел скорбей от близких. Так, подготовленный скорбною жизнью к иночеству, двадцатисемилетний Афанасий Шестаков в 1852 году пришел на гостиницу Глинской Пустыни с намерением поступить в монахи. На обязанности Афанасия обыкновенно было послушание выкладывать из дежи тесто для хлебов. Вне послушания Афанасий оставался на пекарне и читал псалтирь, которую всегда носил с собой. Молча делая свое дело, смиряясь и подвергаясь уничижению, брат Афанасий мало обращал на себя внимания, а если и обращал, то как юродивый. Потому он пострижен был в мантию лишь на 18-м году по поступлении в Глинскую Пустынь, причем наречен был Архиппом.
По терпению своему о. Архипп выделялся от многих. Об этом свидетельствует даже одно то, что на послушании в пекарне он пробыл 33 года подряд. Ему несколько раз предлагали быть старшим, но любитель смирения предпочитал лучше подчиняться, чем повелевать. «Я ничего не смыслю, простите меня неразумного, - говорил он, падая в ноги, - назначьте другого». В 1890 году о. Архиппа, как высокого подвижника, назначили в ближний скит для принятия посетителей, ищущих духовного совета. Для строгого аскета такое послушание было весьма тягостно, но он, привыкший во всем повиноваться, не прекословил.
В посты старец особо был воздержан. С переходом в Спасо-Илиодоровский скит, он усилил свой пост. Начал причащаться еженедельно, а если на неделе был праздник, то и чаще. Поэтому, у него всегда было сухоястие, без масла. Горячую пищу подвижник употреблял по субботам и воскресеньям, в остальное время для него пищею были: хлеб, сырая капуста, огурцы, редька, картофель. Раз на первой неделе великого поста, видя о. Архиппа сильно отощавшим, брат Леонид предложил старцу подкрепиться пищею. Строгий воздержник побежал от него. Так боялся он нарушить принятый пост. Сильное воздержание и грубая сухая пища конечно были вредны для изможденного подвигами о. Архиппа, но он желал лучше умереть, чем отступить от боголюбезного воздержания, поста и молитвы. Отец Архипп также был крайне воздержан в зрении. На женщин он вовсе не смотрел, в их присутствии взор обращал на другие предметы или вниз. Если необходимость заставляла сидеть с женщиною, он садился далеко, голову опускал и отвечал на вопросы собеседницы, не обращая к ней лица своего.
Желая положить хранение устам своим и не согрешать языком, сей мудрый у Бога и безумный у людей в начале подвигов своих, пред тем как на пекарню собираться братии на послушание, клал в рот щепку, пока не навык молчать или говорить кратко одно полезное. Пустословие других старец прекращал громким произнесением молитвы Иисусовой или заставлял кого-либо читать Священное Писание. Когда спрашивали у него недолжное, он отвечал: «прости, Бога ради, я ничего не знаю» и громко начинал повторять: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Вообще надобно сказать, что у него в словах, делах, движениях, а главное - в сердечном чувстве, всегда был страх Божий.
Никогда он не обижался на оскорбления и даже побои. По поступлении в обитель о. Архипп пят лет не имел у себя кельи, приметаясь на пекарне и вменяя себя за ничто пред человеками; спал он на грязном каменном полу и на угольях, лицом в угол, или на полке под столом, при самом входе в пекарню. Отец Архип часто юродствовал, чтобы избавиьтся от суетных посетителей или недушеполезных разговоров и говаривал: «лучше всего дураком быть, да надобно уметь им сделаться».
Незлобие, прощение обид, добровольное юродство и вся жизнь о. Архиппа свидетельствует о его глубоком смирении, которое святыми отцами считается первою добродетелью и основанием для прочих добродетелей. Старец Илиодор полюбил Архиппа за строгую жизнь и смирение и отзывался о нем высоко. Однажды, указывая на него своему ученику, схиархимандрит Илиодор говорил: «вот мы видим образец живого святого».
Еще более было ревности у старца к посещению храма Божия. С освобождением от обязательного послушания на пекарне, о. Архипп всегда находился в церкви, пока храм был открыт. Можно сказать, что он жил более в храме, чем у себя в келье.
Молитва смиренного, говорит слово Божие, проникает облака (Сир. 35; 17). Молитва смиренного Архиппа даже за других была действенна пред Богом. Самым главным доказательством силы молитвы о. Архиппа и его святости надобно считать чудесное освещение дороги в 1882 или 1883 году. Это было так.
Однажды иеромонах Глинской Пустыни, отец N. и отец Архипп возвращались из Софрониевой пустыни. Ночь была темная, дорога проходила по краю глубокого оврага. Кучер предлагал сойти и священноинок соглашался, но отец Архипп не хотел. Веря, что Ангелы — служебные духи — посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1; 14), он сказал: «Молись Богу, на Него надейся: нас сохранят Ангелы Его». С этими словами старец склонил голову на правую сторону и мысленно стал молиться. Отцу N страшно было ехать в полном мраке, при ежеминутной опасности ринуться в пропасть; он мысленно осуждал Архиппа и хотел снова сойти. Прозревая мысли его, старец сказал: «Сиди, я отвечаю; веруй, Господь не попустит», — взял отца N за руку и держал. – «Не придется отвечать, когда ринемся вниз головой, не соберешь и костей наших», - помышлял отец N., но покорился. Вдруг появился какой-то луч и осветил лошадей, повозку и овраг, а все остальное окружающее пространство осталось в прежнем мраке. Отец N указал кучеру на чудесное освещение, тот молча кивнул головой, чтобы не перерывать молитвы старца, глаза которого были закрыты. Но как только миновалась опасность, отец Архипп открыл глаза, перекрестился и громко прославил Бога, а кучер сказал: «Проехали, батюшка!». С окончанием молитвы старца, луч света исчез и воцарилась прежняя непроницаемая тьма. Луны вообще не было видно всю дорогу до Глинской Пустыни. Это еще более убедило спутников богобоязненного старца в чудесном освещении им дороги по святым молитвам отца Архиппа.
Став за послушание старцем, о. Архипп вообще учил прежде всего делом не прилепляться к земному, не надеяться на богатство, знатность или славу; помнить смерть, ад, царство небесное, уготованное праведным и муки, уготованные грешникам. Словесно отец наставлял чаще молиться Богу, помнить Его, ходить в храм Божий, соблюдать посты, каяться в грехах, избегать пустословия, праздности, трудом порабощать страсти. Отец Архипп предсказывал время кончины отцов и братии Глинской пустыни и посторонних. Благодаря этому, многие имели возможность заблаговременно, насколько могли, приготовиться к лучшему переходу в жизнь загробную.
Кроме духовной мудрости и других благодатных даров, о коих мы уже упомянули, отец Архипп имел еще дар целения.
В 1896 году подвижник приблизился к смерти. Он ослабел и никуда не выходил из келии. 22 сентября о. Архипп сказал келейнику: «умру в пятницу. В пятницу меня особоруйте». Таким образом, он за пять дней предсказал день своей кончины. 27 Сентября после соборования о. Архип велел идти и сказать о. Игумену, что он умирает, а потом лег и уже не открывал уст своих для какого либо слова, только на вопрос о причащении ответил: «причастить». Сейчас же были принесены св. Дары и его причастили за полчаса до перехода в жизнь вечную.
По кончине старца отслужили в келье соборную панихиду; на завтра торжественную литургию. Этот день многие не принимались за послушание, ходили читать псалтирь у старца, служили панихиды, у всех был точно праздник: радость, а не печаль была в сердцах всех братий, — верилось, что душа почившего избавлена испытания на воздушных мытарствах и прямо перешла в небесные обители. В этом уверяла высокая жизнь старца, блаженная кончина и несколько сновидений братии, дающих указания о блаженном упокоении подвижника.
Тропарь
Тропарь, глас 4
Преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Гли́нстии, / уче́ньми дре́вних отце́в ста́рчество в оби́тели утверди́вшии, / моли́твою, кро́тостию, посто́м и смире́нием / в послуша́нии любо́вь Христо́ву стяжа́вшии: / во дни́ гоне́ния в разсе́янии за ве́ру правосла́вную, / я́ко зве́зды на небесе́х, всю́ вселе́нную просвети́вшии / и ко Христу́ приве́дшии, / моли́теся ко Го́споду // поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак
Кондак, глас 4
Дне́сь лику́ет оби́тель Гли́нская, / в прославле́нии преподо́бных отце́в, в по́двизе до́брем просия́вших,/ и вси́ лю́дие возвесели́шася, / я́ко исто́чник благода́ти чудесы́ излива́ется. / Те́мже у́бо, святи́и печа́льницы ду́ш на́ших, / умоли́те щедролюби́ваго Бо́га // моли́твами Богоро́дицы небе́снаго Ца́рствия на́м сподо́битися.