Икона Божией Матери "Мирожская"
Мирожская икона Божией Матери, "Мирожская Оранта".
Память 24 сентября
Мирожская икона написана по чину Оранты - "Молящейся". Пресвятой Богородице предстоят Псковские святые: справа - святой благоверный князь Довмонт-Тимофей, слева - его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Дмитриевна.
Явилась в 1198 году, будучи обретена на берегу реки Мирожи. Икона находилась в Мирожском монастыре.
Поздее на иконе были дописаны изображения святых князя Довмонта и его супруги. Есть предание, что по просьбе благоверного князя он был изображен с супругой, и, скорее всего, нимбов за их головами не было. Нимбы появились на иконе когда святые были канонизированы и благодарные псковичи написали их.
В царствование Иоанна Грозного, во время свирепствовавшего во Пскове морового поветрия, 24 сентября 1567 года, в день памяти преподобного Авраамия от этой иконы, как повествует древнее сказание, "таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня". Икону торжественно перенесли тогда в Троицкий собор и перед ней совершались молебны и Богослужения, люди прикладывались к иконе и получали исцеление и укрепление. После этого царь Иоанн Грозный увёз чудотворный Мирожский образ из Пскова в Москву, а в монастыре остался список "мера в меру" - так называемая "Великая Панагия" из Спасо-Мирожского монастыря. Празднование знамения Мирожской иконы установлено в том же, 1567 году, по благословению архиепископа Новгородского и Псковского Пимена. Этой иконе была составлена особая служба, напечатанная в Минее 1666 года.
Первый список чудотворной иконы находился в Мирожском монастыре до 1920-х годов. Тогда монастырь был закрыт, а ценности и святыни были изъяты. По состоянию на 2006 [1] судьба чудотворной иконы оставалась неизвестной, первый список "Мирожской Оранты" находился в Псковском музее-заповеднике, а для монастыря в 1998 году был написан ещё один список.
Тропарь, глас 4
Яко звезда пресветла возсия в Российской земли / от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево, / из обою очию текущи слезы Твоя, яко река, / и видевше народи псковскии, мужи и жены и с чады, / с плачем молящеся образу Твоему, сице глаголюще: / о, Пресвятая Владычице Богородице, / не забуди грешных раб Твоих, / молящися Христу Богу нашему спастися нам.
Кондак, глас 7
Заступнице христианом непостыдная / и Предстательнице граду нашему Пскову, / не презри моления нас грешных / и видящих от Твоего честнаго образа стезы текуща из обою очию, / и молящуся прилежно, / но предвари, яко Блага, на помощь нашу, верно к Тебе прибегающим, / услыши наша моления, Богородице, / и избави нас от нахождения поганых, / ускори же на молитву нашу и потщися на умоление, / заступающи присно, Богородице, чтущих Тя; / радуйся, Дево, христианом похвало.
Величание
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтем образ Твой честный, / имже показала еси пречудное знамение.