Икона Божией Матери "Корень Иессеев"
В наши дни множество паломников приезжают в монастырь, желая помолиться перед известной иконой Богоматери «Корень Иессеев» (день празднования — 2 июля). Эта икона, написанная в пятнадцатом веке, находится в храме святителя Николая, на иконостасе, слева от Царских врат. Изначально она была подарена подворью монастыря святителя Николая в Константинополе (подворье называют “Влахсерай”) знаменитым храмом Богородицы во Влахерне. В 1453 году, после захвата Константинополя турками, икону перевезли на хранение в монастырь. Икона заключена в серебряный оклад, на ней изображена Богоматерь, сидящая на престоле с Божественным Сыном на руках. У Ее ног изображен пророк Иессей, отец царя Давида, из рода которого, согласно пророчествам, произошел Мессия. Из Иессея, как из корня, растет ствол с образом Господа и Богородицы; по обеим сторонам имеются ветви, а на них — образы тех пророков, которые предсказывали приход Христа. Справа от Царских врат находится парная икона Господа.
В 1986 году, придя в храм однажды утром, отец Дорофей обнаружил, что из правого глаза Богоматери сочится красная слезинка. На следующий день истечение крови прекратилось, и от иконы стало исходить сильное, неземное благоухание. С тех пор оклад почти все время покрыт тонким слоем мира, чудесным образом источаемого иконой. Братия собирает его и раздает как благословение паломникам. Перед иконой висят маленькие серебряные диски (греки называют их «тамата»), свидетельствуя о сотнях чудес, совершившихся по предстательству Божией Матери.
Один из самых поразительных случаев произошел в 1991 году. Это было чудесное исцеление знакомой автора данной книги, врача из Франции по имени Анна Гилье, у которой обнаружили быстротечную форму рака. Анна, имеющая медицинскую практику на Корсике, приехала в монастырь из Франции с матерью, сестрой и маленьким сыном, чтобы помолиться перед иконой Богородицы и посоветоваться с архимандритом Дорофеем, своим духовным отцом. 15 августа они присутствовали на Всенощном бдении под Успение, а после службы пошли в свою комнату. Они легли и уже уснули, и тут Анну разбудило видение: Женщина очень высокого роста в одеянии настоятельницы монастыря. Анна твердо верит, что это была Богородица. Мать, сестра и сын Анны слышали, как она долго говорила с кем-то, хотя второй голос был слышен неясно; однако они не могли повернуть голову, чтобы посмотреть, Кому принадлежал голос, — все трое рассказывают, что какая-то невидимая сила, казалось, удерживала их от этого.
Из того разговора Анна помнит только, что много раз отвечала на какой-то вопрос словом «да»; она думает, что ее просили что-то сделать, и она обещала. На следующее утро она рассказала о ночном происшествии настоятелю, и он также почувствовал, что Анна говорила именно с Богородицей. Через несколько дней, по возвращении на Корсику, она снова сдала анализы. Обнаружилось, что опухоль полностью исчезла. Ее лечащие врачи никак не могли поверить результатам анализов, поэтому их пришлось повторить несколько раз. В конце концов, они подтвердили, что Анна абсолютно здорова.
У женщины из соседней деревни под названием Стенис врачи признали сына психически больным. Сказали, что ему придется провести остаток дней в инвалидном доме. Она поехала к нему в инвалидный дом, взяв с собой ватку, пропитанную миром от иконы Богородицы, осенила его крестным знамением с этой ваткой в руке, и он тотчас исцелился.
Третий случай известен многим жителям Южной Греции. Он произошел с женщиной из Афин, у которой долго не было детей. Она приехала помолиться в монастырь и попросила дать ей пропитанную миром ватку. Настоятель благословил ее, дал ей с собой кусочек ваты. Она не стала просто мазаться миром, как положено, а, помолившись, проглотила ватку. Скоро, к своей великой радости, она забеременела. Муж ее тоже был счастлив. Когда спустя девять месяцев родился ребенок, врач заметил, что он что-то держит в кулачке. Врач разжал ручку ребенка, и в ней оказался кусочек ватки, все еще пахнущий миром. Об этом событии сообщили греческие газеты, мать младенца прислала архимандриту Дорофею письменное подтверждение свершившегося в их семье чуда.
Эта поразительная история получила продолжение, и не в Греции, а в далекой России. Друзья автора этой книги, москвичи Ирина и Владимир Беловы не имели детей, хотя прожили в браке уже несколько лет. Они переживали по этому поводу, и, узнав, что я уезжаю в Грецию и на Святую Землю, попросили меня помолиться за них в святых местах. Из той поездки я привезла им пять или шесть святынек: масло из лампад от чудотворных икон с Андроса и Закинфа, финиковые листья с дерева св. Саввы в Иерусалиме, масло из лампады, висящей над мощами св. Харалампия в Метеоре, пояс, который я прикладывала к мощам святителя Спиридона… Я отдала все это Ирине, объяснив историю каждой из святынек. Месяцев через пять я позвонила ей и спросила, есть ли новости. Она ответила: «Я даже не пыталась применить эти святыньки — я так хочу ребенка, что, боюсь, потеряю веру, если они не помогут». Мы еще какое-то время говорили о том, как Бог отвечает на наши молитвы и о Его Промысле в тех случаях, когда ответ на молитвы получается не таким, как нам бы хотелось. В тот вечер Ирина открыла ящик стола, где хранились святыньки, взяла ватку с миром из монастыря святителя Николая, помолилась, отрезала от нее половину и проглотила, как та женщина из Афин. Как она потом мне объяснила, она «не хотела тратить всю ватку, если она не поможет». В ту же ночь произошло зачатие. Она уверена в точности даты, так как на следующий день начинался Успенский пост, а ее муж только что вернулся из долгой поездки.
Однако после зачатия Ирина сильно нервничала при мысли о родах, особенно когда думала об ужасном состоянии многих российских роддомов. Я предложила ближе к концу беременности вместе ежедневно читать акафист Пресвятой Богородице, молиться Матери Божией о благополучных родах. Примерно за месяц до предполагаемого дня родов я позвонила ей, чтобы договориться о чтении акафиста, но ее свекор мне ответил, что накануне Ирину увезли в роддом, и она уже родила некрупного, но здорового мальчика, и что роды длились всего четыре часа!
Известно, что в середине XVI века на Андросе побывала прмц. Филофея Афинская. Собирая милостыню на нужды благотворительности, она сошла на берег в порту Гаврион и прошла много миль от порта до монастыря, чтобы попросить братию о помощи. Св. Филофея была не только деятельной и самоотверженной настоятельницей, но и финансировала так называемые «подпольные рельсы», то есть каналы, по которым рабы из числа христиан и обратившиеся в Православие мусульмане могли бежать, обрести свободу и оказаться в безопасности.3 Икона Богородицы «Корень Иессеев» в то время уже находилась в монастыре, и св. Филофея наверняка молилась перед ней.
В притворе храма святителя Николая есть фреска пятнадцатого века с изображением Богоматери, которая за последние двенадцать лет несколько раз начинала плакать. Особенно заметно это было во время войны в Персидском заливе в 1991 году и в начале конфликта в Сербии. Эта фреска, написанная прямо на каменной стене, постоянно издает аромат лилий, но запах этот легче и нежнее, чем у самих цветов, и явно отличается от запаха духов. Я сама видела, как плачет эта икона: слезы текли из глаз Божией Матери так обильно, что внизу на полу образовывалась небольшая лужица, и монахи ее бережно вытирали. Следы от слез сохранялись несколько дней.
Еще в притворе этого храма есть замечательная вышитая икона святителя Николая, созданная в семнадцатом веке. История ее такова: однажды настоятель поехал по делам монастыря в Смирну и там встретил одну малообразованную женщину по имени Триандафила, которая, как выяснилось, была известной знахаркой и не только лечила травами, но и занималась магией. Среди тех, кому помогло ее лечение, был богатый турецкий паша, подаривший ей за это мешок золота. Настоятель Иаковос поговорил с ней о той опасности, которой она подвергает и себя, и других, используя магию. Она раскаялась, поехала с ним на Андрос, поселилась там в деревне Мессарион и приняла постриг с именем Леонида. Она одиннадцать лет вышивала икону святителя Николая. Нити, которыми вышиты лик и руки Святого — это ее собственные волосы. Одно из паникадил в храме и серебряные оклады у икон Спасителя и Богородицы на иконостасе также подарены ею.