Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

прп. Марфа Тамбовская

Дни памяти (по старому/новому стилю):
1 сентября (14 сентября)
Житие, обретение мощей

Марфа Петровна Апарина (+ 1800), первоначальница женского монастыря в городе Кирсанове, преподобная.
Память 1 сентября и в Соборе Тамбовских святых.

Родилась в семье дворянина в городе Саранске. Когда умер отец, мать ее, М.Г. Апарина, около 1780 года с семейством переехала в город Кирсанов. В семействе вдовы Апариной кроме Марфы было два брата, Иван и Сергей, и сестра Пелагея. Братья скоро были определены на службу: первый служил в Кирсанове и жил в одном доме с матерью и сестрами, последний - в губернском городе Тамбове.

Преподобная Марфа, старшая из сестер, довольно рано обнаружила стремление к подвижнической жизни. С малых лет она перестала употреблять скоромную пищу, а впоследствии не употребляла даже рыбы и постного масла. Еще ребенком, находясь под присмотром няни, Марфа часто среди ночи вставала со своей постели и начинала молиться перед иконами. Когда няня, а затем мать, узнавшая о ее ночных бдениях, начинали бранить малютку, то Марфа со слезами рассказывала, что ночью "светлый юноша" являлся ей и побуждал молиться. К этим ранним подвигам поста и молитвы Марфа призывала и своих сверстниц - живших по соседству девочек одного с нею возраста. Выходя из дома, она собирала вокруг себя подруг и, вместо игр, которых чуждалась, рассказывала им, как умела, слышанное ею о Царствии Небесном, о венцах за пост и молитву.

С возрастом все больше росла в Марфе любовь к постнической и подвижнической жизни, и не раз со слезами умоляла она мать свою отпустить ее в монастырь, но тщетно. "Ходи в церковь, молись Богу - тот же будет монастырь для тебя", - так отвечала мать на просьбы дочери. И девица-подвижница жила в родном семействе, ничем не отличаясь от прочих членов его кроме того, что носила черное платье и по временам с позволения матери ходила в ту или другую обитель. Исполненная любовью и кротостью нрава, Марфа-труженица часто, тайно от матери и родных исполняла работы слуг. Более того, если случалось, что кто-либо из слуг разобьет какую-нибудь посуду, и домашние начинают, бывало, разыскивать, кто это сделал, то Марфа возьмет вину на себя, избавляя тем самым людей от наказания, и водворит вновь мир в доме. За это слуги питали к ней особенную любовь и служили ей с особенной готовностью не из страха, а из признательности.

Любовь и уважение приобрела Марфа и вне своего семейства в городе. Она обладала даром совета и утешения. Несколько человек по ее совету и в подражание ей отреклись от мира, приняв постриг в разных монастырях, и после приходили к ней с изъявлением благодарности. Глубоко уважая Марфу, многие из приходящих давали ей деньги, которые она тотчас же раздавала бедным. Она сама испрашивала из разных церквей к себе ризы с икон, священные одежды и разную утварь, чистила их, шила одежды на престол и для священнослужителей и в этой работе находила особое утешение. В свободное же от работ время, особенно по вечерам, она читала для домашних жития святых и беседовала о спасительных предметах.

По смерти матери поприще деятельности блаженной Марфы сделалось еще обширнее. Она удержалась от своего намерения скрыться в обители, потому что нашла ее в собственном доме. Ее родная сестра, девица Пелагея, решилась подражать высокому трудничеству преподобной Марфы и разделить навсегда с нею жизнь отшельницы. Скоро вокруг сестер-отшельниц собралось достаточное семейство девиц, искавших уединения, трудов и молитвы, а главное, желавших неразлучно жить с блаженной Марфой, руководствоваться ее духовными советами и наставлениями. Таким образом, составилась маленькая обитель (или богадельня) девиц-тружениц.

Марфа не приняла на себя должность настоятельницы этой обители. Должность эту она передала сестре своей Пелагее. По преданию, во время одного из путешествий к киевским святыням Марфа приняла там тайно пострижение с именем Маргариты. Затем, в свободное от паломничества время, Марфа попеременно жила то в Кирсанове, близ своих питомиц, то в Тамбове, в доме своего брата Сергея.

Между тем телесные силы подвижницы видимо истощались. Преподобная Марфа чувствовала этот постепенный упадок сил и потому первее всего позаботилась о дорогой для ее сердца Кирсановской обители. Чтобы насажденная ею община после ее смерти не рассеялась, она призвала одну из своих ближайших и любимых учениц Татьяну Пахомову (впоследствии настоятельницу Кирсановской общины) и упросила ее принять общество сестер под свое руководство. На свою родную сестру Пелагею она не имела крепкой надежды, так как последняя слаба была здоровьем. Вместе с тем, чтобы сообщить характер настоящей женской обители маленькому общежитию (так как она не раз предсказывала сестрам, что "в Кирсанове будет монастырь"), она завещала питомицам в точности соблюдать правила устава общежительной Саровской пустыни. Это было перед последним отъездом матушки Марфы из Кирсанова в Тамбов и незадолго до ее кончины. Старица непременно желала умереть в Тамбове, о чем не раз говорила и прежде, почему и настоящий отъезд имел для нее особенное значение. Она собиралась теперь в Тамбов с какою-то особенною торжественною таинственностью...

По прибытию в Тамбов во время Успенского поста преподобная Марфа говела и причащалась Святых Таин.

Скончалась 1 сентября 1800 года. На теле почившей увидели железные вериги и на груди железный крест. Вериги заперты были замком, от которого не нашли ключа. Еще при кончине старицы эти вериги замечены были на ней одною, сидевшей при ней сестрою, но больная заклинала сестру не говорить никому о веригах, что и было исполнено. Другая особенность, замеченная по кончине подвижницы, состояла в том, что прибывшие из тамбовского монастыря сестры одели почившую в схимонашеское одеяние, сказав недоумевающим: "так должно".

Едва ли не весь город собрался на похороны почившей Марфы. Тело почившей отпето было в церкви Вознесенского женского монастыря, а похоронено на кладбище Воздвижения Креста Господня, при деревянной церкви по левую сторону алтаря. Старица при жизни сама указала для себя это место, потому что здесь же похоронен был ее духовный отец иерей Гавриил, настоятель Архангельской церкви города Тамбова. Теперь вполне объяснилось и желание покойной Марфы умереть в Тамбове, где она пребывала только по временам, а не в Кирсанове, где она жила постоянно.

Община, основанная преподобной Марфой, не имела отдельного, самостоятельного значения, а держалась всюду авторитетом своей руководительницы. В то время общежитие не было, собственно, богадельнею. Так наименовано оно с 1814 года и существовало под этим именем до 1846 года. В этом году Кирсановская богадельня была Высочайше переименована в "женскую общину", а с 1849 года существовала как общежительный Тихвинский женский монастырь.

В 1988 году подвижница Тамбовского края была прославлена в лике святых.

Свернуть