прп. Серафим Вырецкий чудотв.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. 1 апреля 1866 г. во святом крещении он был наречен Василием в честь прп. Василия Нового Исповедника.
В десятилетнем возрасте, после внезапной кончины отца, Василий прибыл в Санкт-Петербург, где работал рассыльным, подручным приказчика, приказчиком и старшим приказчиком в торговых предприятиях Гостиного и Апраксина Дворов.
С ранних лет жило в отроке стремление к монашеской жизни. В 14 лет он получил от одного из старцев Александро-Невской Лавры пророческое благословение: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Так была явлена Василию воля Божия. Вся дальнейшая жизнь в миру стала для него подготовкой к жизни иноческой. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет...
Почти двадцать из них Василий Муравьев находился под окормлением преподобного старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Варнавы (Меркулова), что позволило заложить неколебимый фундамент, на котором происходило дальнейшее возрастание Василия Николаевича как великого подвижника благочестия.
Около 1890 г. он вступил в брак с Ольгой Ивановной (девичья фамилия пока не установлена), 1872 г. р.
В 1892 г. Василий Николаевич открыл собственное дело и стал 2-й гильдии купцом. Со временем его контора по заготовке и продаже пушнины вышла на международный рынок. Помощь Божия была со всеми начинаниями Василия Муравьева, и вскоре его предприятие стало широко известным не только в России, но и во многих европейских столицах. Молодой купец всего за несколько лет вышел в число крупнейших мехоторговцев Петербурга.
В 1895 г. Василий Муравьев стал действительным членом Общества по распространению коммерческих знаний в России, целью которого служило всемерное содействие Государю Императору и правительству в области национального экономического развития. В 1897 г. Василий Николаевич закончил Высшие Коммерческие курсы, организованные при Обществе.
По долгу христианского милосердия в течение многих лет В.Н. Муравьев оказывал помощь ряду храмов, обителей и богаделен, самоотверженно служил неимущим и страждущим.
В одной из описей архива Святейшего Синода обнаружена запись от 4 января 1905 г. о представлении к награждению В.Н.Муравьева за богоугодные дела. В этом же году благочестивый коммерсант стал действительным членом известного на всю Россию Ярославского благотворительного общества, в состав которого входили многие замечательные пастыри и общественные деятели того времени - св. прав. Иоанн Кронштадтский, председатель Учебного комитета при Святейшем Синоде протоиерей П. А. Смирнов, архиепископ Тихон (Беллавин), будущий Патриарх Московский и всея России, премьер-министр Б. В. Штюрмер и др.
Многочисленные пожертвования на храмы и монастыри, а также неимущим творил Василий Николаевич пред лицем Господа втайне от окружающих. При весьма напряженных земных трудах он проводил жизнь истинного молитвенника. После кончины старца Варнавы духовными наставниками В.Н. Муравьева стали ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, епископ Ямбургский Феофан (Быстров) и будущий священномученик, епископ Гдовский Вениамин (Казанский). Близилось время Василию Николаевичу выйти на служение людям мудрыми пастырскими советами и словами любви и сострадания...
И вот грозный 1917 год. Многие знакомые Муравьевых из числа состоятельных людей в то время перевели свои капиталы за границу и покинули Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом. Василий Николаевич решил иначе: он пожертвовал значительную часть своего состояния на нужды ряда петроградских обителей, Иверского-Выксунского и Свято-Успенского Пюхтицкого монастырей и стал готовить себя к принятию монашества...
12 сентября 1920 г. В.Н. Муравьев передал еще одно крупное пожертвование на нужды Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, а еще через день подал в Духовный Собор Лавры заявление с просьбой принять его в число братии, на что получил положительный ответ и первое послушание - пономарское.
Уже 26 октября митр. Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) благословил постричь в монашество послушника Василия Муравьева одновременно с его женой, поступившей в Воскресенский Новодевичий монастырь. 29 октября в церкви Святого Духа Василий был пострижен в иноки с наречением ему имени Варнава.
Вскоре он был рукоположен в иеродиакона, а 11 сентября 1921 г. митр. Вениамин рукоположил отца Варнаву в сан иеромонаха.
В течение 1920-1926 гг. о.Варнава нес ряд ответственных и трудных послушаний: заведующего кладбищенской конторой Лавры, главного свечника, а затем казначея обители. Вконце 1926 г. он принял великую схиму с именем Серафим и был избран братией духовником Лавры. Под его пастырское окормление собралось великое множество духовных чад-мирян, иноков, священников и архиереев Русской Православной Церкви, среди которых были такие выдающиеся иерархи, как еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев), митр. Ленинградский Серафим (Чичагов), еп.Петергофский Николай (Ярушевич), архиеп. Хутынский Алексий (Симанский).
Около трех лет пребывал о. Серафим на поприще духовника Лавры. В начале 1930 г. он тяжело заболел и, согласно рекомендации врачей и настоянию владыки Серафима (Чичагова), переехал в поселок Вырица неподалеку от Петербурга.
Здесь, на одре тяжелой болезни, в течение почти 20 лет он нес подвиг старческого окормления, принимая в отдельные дни по нескольку сотен посетителей. Время старческого служения вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения, и все эти годы своей жизнью о. Серафим свидетельствовал о Христе. Каким-то чудом гонения на Церковь обошли стороной о. Серафима. Чекисты неоднократно приходили арестовывать старца, но так и не посмели тронуть его. В этом несомненный Промысел Божий, оставивший праведника утешать и наставлять верующих, приводить к Богу заблудшие души.
Отец Серафим на деле исполнил святоотеческий завет: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи". Многие из его деяний ознаменованы явными чудотворениями, чему есть свидетельства очевидцев. К ним относятся случаи видения происходившего вдали; прозрения в область прошлого и будущего посетителей; прочитывания мыслей собеседников; исцеления больных от неизлечимых телесных недугов; изгнания лукавых духов; предсказаний и пророчеств, а также высшие благодатные дарования - молитвенных созерцаний, духовного утешения и любви к людям. В годы Великой Отечественной о. Серафим по примеру своего небесного покровителя прп. Серафима Саровского молился в саду на камне о спасении России. Несколько десятков самых ярких свидетельств о подвигах, благодатных дарах и чудотворениях батюшки собраны в книгах "Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа" и "Жизнь, подвиги и чудотворения старца Серафима Вырицкого".
Серафим Вырецкий прославлен в 2000 году в лике Собора новомучеников и исповедников российских.
Тропарь, глас 4
От юности Христа возлюбил еси блаженне, и Тому единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матере явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Кондак, глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси, и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению: сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче наш Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов, и собеседниче Ангелов.
О, богоблаженный и премилосердый отче наш Серафиме! Ведуще тя и по смерти яко живаго суща, с верою припадаем ти и вопием: не забуди убогих твоих до конца, но милостивно призри на стадо твое духовное и упаси е, добрый пастырю, благоприятными твоими к Богу молитвами. Испроси нам от Господа время на покаяние и греховныя жизни исправление, веси бо вся немощи наша душевныя: не имамы дел веры и спасения, не имамы ревности ко истинному богоугождению, пленихомся умом в погибельных страстех, растлехом сердца во гнусных похотех. Что убо чаем, и на что надеемся неключимии, разоривше храмины душ наших; Ей, святый отче, простри молитвенно руце твои ко Господу и умоли Спасителя рода человеческаго коснутися благодатию окаменелых сердец наших, омыти нас слезами покаяния, возставити в вере, укрепити во благочестии и вся полезная ко спасению даровати. Не посрами упования нашего, еже по Бозе и Богородице на тя возлагаем, но буди нам скорый помощник, утешитель в скорбех и покровитель во обстояниих, да сподобимся молитвами твоими наследниками быти Царствия Небеснаго, идеже вси святии непрестанно славят и воспевают Пречестное и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.