прп. Афанасий Высоцкий Серпуховской
Преподобный Афанасий, в миру Андрей, родился в новгородской земле в семье священника Авксентия и его супруги Марии. Смолоду склонный к молитвенному самоуглублению и отвержению от мира, он искал достойного наставника в иноческом делании.
В это время слава о подвигах преподобного Сергия Радонежского распространилась уже по всей Руси. Обитель Живоначальной Троицы стала для всех светильником и образцом монастырского устроения. К преподобному Сергию и направился в поисках духовного совершенства юноша Андрей из дальних новгородских пределов. Нареченный в иночестве Афанасий, в честь святого Афанасия Великого, он стал достойным учеником великого игумена Сергия, отца и учителя русского монашества.
Ученики преподобного Сергия, кроме обычных иноческих послушании, получали благословение и на особенные церковные служения: книгописание, иконопись, храмостроительство. Излюбленным послушанием преподобного Афнасия было книгописание. Святые книги ставились отцами наравне со святыми иконами. Школа преподобного Сергия, открывшая Русской и Вселенской Церкви целые области богословского ведения о Святой Троице, особенно тесно связана была с расцветом церковной книжности, с необходимостью взаимного обогащения
Русской Церкви творениями Церкви Византийской.
В 1374 году двоюродный брат Димитрия Ивановича Донского, Владимир Андреевич Храбрый, заложил в своем наследственном подмосковном уделе новый город Серпухов. Он обратился к Преподобному Сергию с просьбой основать монастырь в его вотчине. Преподобный Сергий пришел в Серпухов со своим любимым учеником Афанасием и, заложив монастырь Зачатия Пресвятой Богородицы, благословил преподобного Афанасия быть его строителем, а затем игуменом. Обитель святого Афанасия была воздвигнута возле города Серпухова, на высоком берегу реки Нары. Ее называли поэтому «обителью на Высоком» или Высоцкой. Отсюда и прозвание, с которым вошел в историю Русской Церкви се основатель и первый игумен — преподобный Афанасий Высоцкий.
Святой Афанасий ревностно принялся за благоустроение вверенной ему обители. Многие русские подвижники прошли здесь, «на Высоком», школу иночества. По учению преподобного Афанасия, сохраненному для нас Епифанием Премудрым, быть иноком - нелегкое дело. По словам угодника Божия, многие приходили к нему в обитель на Высоком, «но потом обленились и убежали». В обитель к своему ученику преподобный Сергий Радонежский направил для пострижения и наставления в иноческом подвиге своего будущего преемника, преподобного Никона. Преподобный Афанасий учил его: «Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания не от мучителей, но внутри, от собственной плоти и от врагов мысленных».
В 1478 году, после кончины Святителя Алексия, митрополита Московского, прибыл в Москву новый митрополит - святитель Киприан. Но великий князь Димитрий Донской, который хотел поставить митрополитом своего духовника и сподвижника Михаила, не принял митрополита Киприана и выгнал его из Москвы. Святитель оказался в трудном положении. Но он нашел поддержку и сочувствие у преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Они с самого начала видели каноническую правоту митрополита в его споре с великим князем и поддерживали его в длительной борьбе за восстановление канонического порядка и единства в Русской Церкви. Святителю Киприану пришлось в эти годы несколько раз ездить к Константинопольскому патриарху. В одну из этих поездок, по благословению святого Сергия, отправился в Константинополь с митрополитом и его друг, преподобный Афанасий Высоцкий, оставив игуменом в обители своего ученика, преподобного Афанасия Младшего.
В Константинополе преподобный Афанасий поселился в обители святого Крестителя Господня Иоанна, где приобрел себе келлию и жил с несколькими пришедшими с ним учениками, занимаясь молитвой, богословием, списанием книг. Около двадцати лет прожил преподобный в Византийской столице в неустанных трудах по переводу с греческого языка и переписыванию церковных книг, которые он отправлял затем на Русь. Постоянная творческая связь установилась между книгописной мастерской преподобного Афанасия в Константинополе и иконописной школой Высоцкого монастыря в Серпухове. Не случайно именно в Высоцкую обитель направил преподобный игумен Никон будущего великого иконописца преподобного Андрея Рублева.
В 1401 г., уже перед самой кончиной, преподобный Афанасий Высоцкий переписал, а, возможно, и сам перевел, церковный устав, распространившийся в Русской Церкви под названием «Око церковное». В непрерывных книжных трудах прошла жизнь преподобного Афанасия. Он скончался в Константинополе в глубокой старости в 1401 году. Назначенный им в Серпухове преемник Афанасий Младший, оправдав все благие надежды учителя, умножил число монастырской братии и был примером для них в подвижнических добродетелях.
Сподобившись долгой предсмертной болезни, блаженный игумен преставился 12 сентября по старому стилю 1395 года. Этот день и стал днем прославления обоих Высоцких игуменов. Тело Афанасия младшего погребли против западных дверей церкви во имя преподобного Афанасия Афонского. После того случилось множество чудес, свидетельствовавших, что и по смерти не оставлял блаженный игумен попечения о своей обители. Один монастырский ризничий не хотел присутствовать при погребении игумена, питая к нему злобу за то, что не раз бывал им укоряем, но Господь не попустил духу лукавства овладеть им. Мучимый совестью, ризничий почувствовал свою вину и раскаялся, устремившись со слезами ко гробу преподобного Афанасия. Тут показалось ему, что преподобный протянул руку и сказал: «Брат мой, скоро и твоя кончина». Действительно, ризничий скончался через три дня в раскаянии.
Во время нашествия на Серпухов Крымского хана с польскими союзниками, когда враги расположились напротив монастыря и грозили истреблением обители, нечестивые увидели вдруг, как старец-черноризец на белом коне выехал из монастырских ворот и вошел в уединенную церковь на берегу. Изумившись бесстрашию одинокого всадника, они вскоре заметили его выходящим из церкви с огромным жезлом. Он объехал стан и затем устремился на врагов, грозя своим жезлом. Ужаснулась орда и бежала в смятении. Так, силою Божией, с помощью преподобного Афанасия освободился град Серпухов.
Тропарь, глас 8
Образ Божий в богосотворенней душе твоей, ум, слово, и дух соблюдая вперился еси отче преподобне Афанасие, любовию ко Всетворцу Богу, и сего ради молитвы, труды, и подвиги добродетельныя восприим, прешел еси в вечныя небесныя кровы. Отнюдуже назирай нас моля Святую Троицу, еже наследити нам горнее всерадостное блаженство.
Молитва первая
О преподобне и богоносне отче наш Афанасие! Ты, поработати Господеви желая, зде вселился еси, и неленостно во трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце твоей припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у Милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О, чудотворче преславный и заступниче крепкий Богом собранней дружине сей! К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, Богоизбранному духовных воинств воеводе, оружием молитвы твоея победителем над враги явльшуся, пред ракой святых мощей твоих припадающе, преподобне отче наш Афанасие, вседушно прибегаем: не отвратися нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас, святую обитель сию, град сей и пределы его сохрани. Простри руку твою, скорую помощь подающую. Управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди. От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем: и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца сподобимся до последняго издыхания боголепно славити Святую Троицу, Отца, и Сына, и Свята Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.