Икона Божией Матери "Бахчисарайская"
Бахчисарайская икона Божией Матери, называемая также Панагия (Всесвятая), Мариупольская, Крымская
Празднование 15 августа в день обретения и Успения Пресвятой Богородицы.
Описание
Бахчисарайская икона принадлежала к числу воскомастичных икон, что ставит её в ряд древних византийских икон. По мнению Д. В. Айналова, была написана в XI веке, Н. П. Кондакова – в XIV веке. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Богомладенцем на левой руке, размером ок. 89 х 52 см. Следуя предположению А. Л. Бертье-Делагарда о связи этой иконы с чудотворным Сумельским образом Одигитрии, Кондаков усмотрел композиционное сходство Бахчисарайской иконы с изображением Богоматери из церкви Санта-Мария Маджоре в Риме и предположил влияние Сумельского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии — Аксайской и Зимненской.
История
Согласно преданию, Бахчисарайская икона явилась в Крыму близ Бахчисарая по молитвам жителей к Богоматери об избавлении от змея который пожирал людей и животных. Однажды жители увидели горящую свечу на таком месте, куда нельзя было взойти, потому что гора была крутая и острая; поэтому вытесали ступени из камня, взошли туда, где горела свеча, и нашли образ Пресвятой Богородицы и горящую перед ним свечу [1]. Рядом был найден распавшийся на части змей. Бахчисарайская икона почиталась как христианами, греками и генуэзцами, так и татарами-мусульманами. Нередко после успешных походов приношения к образу делали и крымские ханы [2].
По другой версии, записанной в XIX веке протоиереем Родионовым и В. Х. Кондараки со слов жителей Крыма, образ был обретен на скале в 10 саженях от земли пастухом местного князя Михаила [3]. Перенесенная в княжеский дом, икона несколько раз чудесным образом возвращалась на место явления, пока в скале не вырубили храм. В память о дне явления иконы храм был освящен в честь Успения Богородицы.
Историки высказывали разные предположения о происхождении иконы. Д. А. Хараджаев следует 2-й версии относят явление иконы к VIII веку. А. Л. Бертье-Делагард отмечал что возможно икона была принесена анатолийскими греками в Крым после падения Константинополя из окрестностей Трапезунда где располагался монастырь Панагии Сумелы.
Нахождение иконы в Мариамполе, в храме с Богородичным посвящением, документально зафиксировано с XVII века [4]. В 1778 году, при последнем Готфском митрополите святителе Игнатии (Газадини), Крымские греки переселились во владения Русской императрицы и перенесли святую икону в новый город Мариуполь, где с 1780 года она находилась в специально сооруженной для нее деревянной церкви в честь Успения Богородицы.
В 1848 году Бахчисарайский образ Богоматери прославился чудотворениями во время эпидемии холеры. С заступничеством Богоматери связывали также спасение города в 1855 году, во время нападения англо-французской эскадры в Крымскую кампанию. Записи о других чудотворениях от иконы сохранились в делах Херсонской духовной консистории. С 1887 года икона была перенесена в каменный Успенский храм, где находилась в особом киоте с левой стороны алтаря. В аналогичном киоте справа был установлен список с чудотворного образа, также вывезенный из Крыма.
Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой. Третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями в 1861 (?) году на средства от продажи приношений к иконе.
К концу XIX-началу XX века икона пришла в ветхость. После 1918 года судьба её неизвестна. На сегодня в Мариуполе остались лишь копии этой иконы – в Свято-Николаевском кафедральном соборе и в храме на Черёмушках.
Молитва
О, Пресвятая Госпоже, Царице небесе и земли, Преблагословенная Мати Христа Бога нашего! С верою и любовию молитвенно прибегаем мы недостойнии к Тебе, Пречистая Заступнице наша. Ты ecи Покровительнице града нашего Мариуполя и всея Приазовския земли благословение. Твой бо образ святый, чудесно явленный некогда в каменных горах Крымских, избави люди греческия от страшных бедствий змия великаго, пожиравшаго скоты и вся окрест живущих, и избави и нас от вредоносных козней диавольских, от враг видимых и невидимых, от напастей, скорбей и болезней, и всякого зла. Ты еси Путеводительнице благая, путь спасения верным указующая. Твой бо образ святый принесеся от гор Крымских во основание града нашего Мариуполя святителем Игнатием, и яко светильник пресветлый просвети верою православною вся живущий в нем. Ты еси воистину Богородице всепетая, яко вся Тебе возможна суть, и елика аще восхощеши, власть имаши вся совершити. Никтоже бо притекаяй к Тебе, пред образом сим моляшеся посрамлен отходит, но просит благодати и приемлет милость по благому изволению во спасение душ и телес. О, Всемилостивая Мати, Мариупольское похвало и наше Заступление! Тебе единей от Всевышняго дадеся власть во всем заступати и спасати нас: Ты еси верное и скорое врачевство греховных страстей наших. От Тебе Господь всяко слово прошения приемлет, Тебе вси ангели и архангели и вся начала смиренно служат, и яко Царицу небесную вси восхваляют. Ты отверзла ecu верным двери Царствия Небеснаго, - отверзи и нам, чрез наше искреннее покаяние двери спасения душ наших. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле блазе: от всякаго же начинания греховнаго и помышления лукавого отврати нас, озари наш ум светом истиннаго Богопознания, согрей сердца наша любовию Христовою и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению. Не престай молитися о нас недостойных рабов Твоих славящих Тя и почитающих Тя, и покланяющихся со умилением Пречистому образу Твоему. Да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, со Безначальным Отцем и Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.