сщмч. Александр Хотовицкий
Александр Александрович Хотовицкий (1872 - 1937), протопресвитер, Нью-Йоркский и Московский, священномученик
Память 7 августа, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Московских, Санкт-Петербургских и Галицких (Львов.) святых [1]
Родился 11 февраля 1872 года в городе Кременце в благочестивой семье ректора Волынской духовной семинарии протоиерея Александра, память о котором как о добром пастыре хранилась в сердцах православных жителей Волыни. Родители дали отроку доброе христианское воспитание, внушили ему любовь к Православной Церкви и народу Божию.
В 1891 году окончил Волынскую духовную семинарию по I разряду [2], а в 1895 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и магистранта. Будучи студентом академии, подал прошение о зачислении его на службу в Алеутскую и Североамериканскую миссию, и указом Святейшего Синода в 1895 году был назначен вторым псаломщиком в Никольский приход в Нью-Йорке.
После венчания с воспитанницей Петербургского Павловского института М. В. Щербухиной, 23 февраля 1896 года был рукоположен епископом Алеутским Николаем во диакона, а 25 февраля того же года - во священника в кафедральном соборе Сан-Франциско. Был определен на служение в Нью-Йоркский Никольский приход, в ноябре того же года став его настоятелем.
Священник в Америке
С 1896 года отец Александр совершал пастырское служение в Америке. С 1898 по 1907 годы он служил под омофором будущего патриарха святителя Тихона, который высоко ценил его сердечное благочестие, дар пастырской любви и всестороннюю богословскую образованность.
Для сбора средств на строительство нового храма отец Александр объезжал православные общины России и его стараниями строительство кафедрального Никольского собора завершилось в ноябре 1902 года.
Отец Александр также успешно совершал миссионерское служение. Он основал 12 приходов на восточном побережье Американского континента: в Филадельфии, Пассаике, Юнкерсе и других городах. Прихожанами этих храмов были не только православные по рождению иммигранты, но и вернувшиеся к отеческой вере из унии карпатские русины, обратившиеяся в Православие бывшие протестанты. Миссионерствуя среди карпатских русин, отец Александр не раз сталкивался с крайне недоброжелательным отношением униатов и однажды был жестоко избит.
С 12 февраля 1896 года в течении ряда лет был редактором и автором статей в «Американском православном вестнике», выходившем на русском и английском языках. Также стал одним из организаторов епархиального православного общества взаимопомощи, казначеем, затем первым секретарем, а с 1 апреля 1897 года - председателем общества, помогавшего карпатским русинам, православным эмигрантам с Балкан и русским военнопленным в японских лагерях.
10 августа 1901 года архиепископом Ярославским святителем Тихоном был возведен в сан протоиерея.
Служение в Финляндии
В 1914-1917 годах служил в Гельсингфорсе (Хельсинки), Финляндия. Его усилия были направлены на ограждение православной паствы, в основном карел, от прозелитизма финских лютеран. Пастырский труд отца Александра высоко оценивался правящим архиереем архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием, также будущим патриархом.
Годы революции и гражданской войны в Москве
В августе 1917 года протоиерей Александр был переведен в Москву и назначен ключарем храма Христа Спасителя.
Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. Когда на Соборе был поставлен вопрос об издании обращения к пастве в связи с выборами в Учредительное собрание, отец Александр высказался за участие Собора в борьбе за спасение Отечества. Имея в виду разрабатываемые Собором проекты преобразований и нежелание некоторых соборян реагировать на уже начавшуюся в государстве разруху, он сказал:
«Похоже на то, как если бы в руках строителей какого-либо здания кипела работа по изготовлению чертежей, проектов и так далее для наилучшего сооружения и они спокойно смотрели бы в то же время, как кирпич за кирпичом вражеской рукой это же здание разрушается».
В 1919 году и в декабре 1921 года ненадолго подвергался арестам по обвинению в нарушении декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в преподавании Закона Божия детям. В связи с кампанией по изъятию церковных ценностей собирал в храме Христа Спасителя средства для голодающих, одновременно стараясь сохранить святыни собора. На его квартире проводились заседания клириков и прихожан храма.
В трудные годы гражданской войны батюшка был одним из ближайших помощников патриарха Тихона по управлению Московской епархией.
Отец Александр был составителем проекта резолюции приходского собрания по вопросу об изъятии церковных ценностей, в которой от властей требовались гарантии, что все пожертвования будут употреблены на спасение голодающих. Власти расценили составление этого документа как контрреволюционное деяние. Отец Александр был одним из главных обвиняемых на открывшемся 27 ноября 1922 года 2-м Московском процессе против духовенства и мирян. Виновным себя не признал, на допросе защищал других обвиняемых. Обвинитель А. Я. Вышинский просил суд приговорить 13 обвиняемых, и среди них отца Александра, к смертной казни. 13 декабря он был осужден Московским ревтрибуналом, приговорен к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества.
После освобождения патриарха Тихона из-под домашнего ареста и издания им заявлений о лояльности гражданским властям, в октябре 1923 года, отец Александр был освобожден.
Ссылка, возвращение и расстрел
4 сентября 1924 года начальником 6-го отдела ОГПУ Е. А. Тучковым был составлен список церковных деятелей Москвы из 13 человек, рекомендованных к административной ссылке, в этот список включен был и отец Александр. Особым совещанием ОГПУ он был осужден на поселение в Туруханском крае сроком на 3 года, ссылку отбывал на Ангаре, где было подорвано его здоровье.
По возвращении из ссылки в Москву в 1928 году, в сане протопресвитера, он стал ближайшим помощником заместителя местоблюстителя митрополита Сергия.
В 1930-х годах служил настоятелем храма Ризположения на Донской улице Москвы.
Летом 1937 года вновь был арестован. 19 августа того же года, на Преображение, был расстрелян [3]. Место его погребения неизвестно.
Почитание
Его судьба была неизвестна с точностью, но память его была жива как в России так и в Америке. Православная Церковь в Америке стала почитать его как страстотерпца. По уточнении данных он был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 года.
Тропарь священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого)
глас 4
Кротость и смирение стяжавый, любовь Христову пастве своей показал еси в годину огненных искушений Церкве Российския и, яко пастырь добрый, душу свою за Него положил еси. Молися о нас, священномучениче Александре, просветити души наша.
Кондак священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого)
глас 2
Труды и болезни на рамо свое взял еси и, радуяся, путем тесным шествовал еси, страданьми за Христа Небеснаго Царства достигл еси. Моли о нас Бога Спаса, священномучениче Александре, обрести нам милость в День Судный.