мч. Никита (Сухарев)
Никита Андреевич Сухарев (1876 - 1942), мученик
Память 21 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился в 1876 году в деревне Починки Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне Егорьевский район Московской области) в семье крестьян Андрея Кузьмича и Анисии Алексеевны Сухаревых.
Окончил сельскую школу и работал ткачом на одной из фабрик в Орехово-Зуево.
После закрытия в 1939 году последнего из действующих тогда в городе Орехово-Зуево храмов – церкви Рождества Богородицы вместе с церковным старостой мучеником Димитрием Волковым добивался от властей разрешения на открытие храма. Власти под разными предлогами отказывали в этом, указывая, что сначала должен быть сделан ремонт. Прихожане собрали три тысячи рублей, на них уплатили за бездействующий храм все налоги и сделали ремонт. Но председатель горсовета ответил, что ничем помочь не может, так как на митингах рабочие местных фабрик требуют закрытия храма.
На очередном заседании члены двадцатки единогласно постановили добиваться в Мособлисполкоме разрешения на открытие храма. Был нанят в Москве адвокат, который составил соответствующее прошение. Мособлисполком дал ответ, аналогичный ответу горсовета. Поэтому 15 мая 1941 года верующие отправились в приемную вышестоящего органа - Верховного Совета РСФСР с жалобой на действия местных властей и с просьбой открыть храм.
Добиваясь прекращения активной деятельности двадцатки, местный отдел НКВД завербовал в секретные осведомители одного из членов двадцатки, предполагая с помощью провокаций воспрепятствовать открытию храма. Осведомитель донес, что руководящую роль в хлопотах по открытию храма играет Никита Андреевич Сухарев:
«Никита Андреевич обижается на советскую власть, потому что советская власть закрывает церкви, – сообщил осведомитель. – 31 мая 1941 года Никита Андреевич сказал: “Дали нам конституцию, по ней мы имеем право хлопотать, а на самом деле хлопотать очень трудно, – значит, конституция одно, а на деле другое...” В апреле 1941 года в церкви... Никита Андреевич говорил: “Все, что делается у нас в стране сейчас... взято с римского времени: как раньше было гонение на христиан... так и у нас сейчас делается. Вот взять учение Маркса-Энгельса, – этим учением одурачили наш народ, и народ отошел от Церкви... Какие выпустили законы! – за каждый малейший проступок судят, сажают в тюрьму”».
23 июня 1941 года по решению руководства Московского НКВД Никита Сухарев был арестован вместе со старостой храма и заключен в одну из москвских тюрем. Неоднократно допрашивался.
7 июля 1941 года ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, но виновным он себя не признал.
В июле 1941 года Москва была объявлена на военном положении. Следователи, ведшие дела арестованных, отбыли в глубокий тыл, в город Омск, туда же этапом вслед за ними были отправлены и подследственные.
Никита Сухарев был заключен в омскую тюрьму. С 3 сентября 1941 года круглосуточные допросы возобновились.
– Следствию известно, что вы в присутствии Савинова, Бритенкова и других высказывали недовольство советской властью, заявляя, что по конституции разрешается свободное отправление религиозных обрядов, а в действительности этого якобы делать не дают. Признаете себя в этом виновным? – спросил следователь Никиту Андреевича.
–Такой разговор с моей стороны имел место при следующих обстоятельствах. На одно из заседаний двадцатки в мае 1940 года Бритенков принес конституцию СССР и зачитал статью о свободном вероисповедании... Когда Бритенков кончил читать, то я сказал: «По конституции-то мы имеем право на свободное вероисповедание, а на самом деле, сколько мы ни хлопочем, у нас ничего не выходит, и церковь нам открыть не дают. Значит, конституция это одно, а на деле советская власть проводит совсем другое». На мои слова никто ничего не ответил, и вскоре мы все разошлись.
– Признаете ли вы себя виновным в том, что являлись активным участником антисоветской группы церковников, существовавшей в Орехово-Зуевском районе?
– Я являлся участником группы церковников, но антисоветской деятельности наша группа не проводила.
– В чем заключалась практическая деятельность вашей группы?
– Наша деятельность заключалась в том, что мы вели активную агитацию среди жителей города Орехово-Зуево за открытие бездействовавшей там церкви.
– Следствию известно, что в апреле 1941 года вы в присутствии Савинова и других в помещении орехово-зуевской церкви высказывали клевету на советскую власть, заявляя, что при советской власти существует якобы такое же гонение, как во времена Римской империи. В этом вы признаете себя виновным?
– Такой разговор был у меня с Анной Кулешовой. Она сказала, что нам не дадут открыть церковь, и стала обижаться на это. Я ей ответил, что еще во времена Римской империи были гонения на христиан и что такое же гонение переживают христиане сейчас, при советской власти. Но, как кончилась Римская империя и восторжествовало христианство, так кончится и теперешнее гонение на христиан. При этом разговоре, как я помню, присутствовал Савинов и еще кто то из двадцатки.
– Следствию известно, что председатель вашей двадцатки, Дмитрий Иванович Волков, неоднократно допускал в вашем присутствии антисоветские высказывания. Дайте показания по этому вопросу.
– По этому вопросу я показать ничего не могу, так как антисоветских высказываний я от него не слышал.
На этом допросы Никиты Андреевича были окончены.
4 сентября 1941 года следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал:
«Учитывая, что в контрреволюционной деятельности Сухарев и Волков изобличаются оперативными материалами, которые не могут быть использованы в судебном заседании, следственное дело целесообразно направить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР».
27 декабря 1941 года Особым Совещанием при НКВД приговорен к пяти годам ссылки в Омскую область. Несмотря на приговор к ссылке, из тюрьмы освобожден не был.
Скончался 4 июля 1942 года в омской тюрьме №1 от невыносимых условий содержания. Погребен в безвестной могиле.
Реабилитирован в августе 2003 года прокуратурой г.Москвы.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 27 марта 2007 года для общецерковного почитания.
Молитва новомученикам и исповедникам Церкви Русской
О, святи́и новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии:/ святи́телие и па́стырие Це́ркве Христо́вы,/ ца́рственнии страстоте́рпцы,/ благове́рнии кня́зие и княги́ни,/ до́блии во́ини, мона́си и мирсти́и,/ благочести́вии му́жие и жены́,/ во вся́цем во́зрасте и сосло́вии за Христа́ пострада́вшии,/ ве́рность Ему́ да́же до сме́рти свиде́тельствовавшии/ и вене́ц жи́зни от Него́ прие́мшии!
Вы во дни гоне́ния лю́таго,/ зе́млю на́шу от безбо́жных пости́гшаго,/ на суди́щах, в заточе́ниих и про́пастех земны́х,/ в го́рьких рабо́тах и вся́ких ско́рбных обстоя́ниих/ о́браз терпе́ния и непосты́днаго упова́ния му́жественне яви́ли есте́./ Ны́не же, в раи́ сла́дости наслажда́ющеся,/ пред Престо́лом Бо́жиим во сла́ве предстои́те/ и при́сно хвалу́ и хода́тайство со А́нгелы и все́ми святы́ми Триеди́ному Бо́гу возно́сите.
Сего́ ра́ди мы, недосто́йнии,/ мо́лим вас, святи́и сро́дницы на́ши:/ не забу́дите земна́го оте́чества ва́шего,/ грехо́м Ка́инова братоуби́йства,/ поруга́нием святы́нь, безбо́жием и на́шими беззако́нии отягче́ннаго./ Умоли́те Го́спода Сил,/ да утверди́т Це́рковь Свою́ непоколеби́му в ми́ре сем многомяте́жнем и лука́вом;/ да возроди́т в Земли́ на́шей дух братолю́бия и ми́ра;/ да па́ки бу́дем мы ца́рское свяще́ние,/ род Бо́жий, избра́нный и святы́й,/ при́сно с ва́ми сла́вящий Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.