Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

прмц. Рафаила (Вишнякова), схимонахиня

Дни памяти (по старому/новому стилю):
4 февраля (17 февраля) - День памяти прмцц. Рафаилы (Вишняковой)
26 апреля (9 мая) - (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших
Житие, обретение мощей

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ра­фа­и­ла ро­ди­лась в 1887 го­ду в де­ревне Ви­ля­то­во Но­во­груд­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ар­хи­па Виш­ня­ко­ва и в кре­ще­нии бы­ла на­зва­на Ма­ри­ной. Ко­гда ей ис­пол­ни­лось де­вят­на­дцать лет, она по­сту­пи­ла в жен­ский мо­на­стырь в Грод­нен­ской гу­бер­нии; во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны мо­на­стырь был эва­ку­и­ро­ван в глубь Рос­сии, и Ма­ри­на по­се­ли­лась в Спа­со-Влахерн­ском мо­на­сты­ре Мос­ков­ской гу­бер­нии. Неиз­вест­но, ко­гда она при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг, но уже во вре­ме­на го­не­ний при со­вет­ской вла­сти она бы­ла по­стри­же­на в схи­му с име­нем Ра­фа­и­ла. Опре­де­лен­но­го ме­ста жи­тель­ства она не име­ла, жи­вя по­не­дол­гу у ве­ру­ю­щих и у мо­на­хинь.
21 ян­ва­ря 1938 го­да схи­мо­на­хи­ня Ра­фа­и­ла бы­ла аре­сто­ва­на вме­сте с боль­шой груп­пой мо­на­хов Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры и ве­ру­ю­щих и за­клю­че­на в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. В тот же день сле­до­ва­тель до­про­сил схи­мо­на­хи­ню. Пер­вое, что ин­те­ре­со­ва­ло сле­до­ва­те­ля, — где и на ка­кие сред­ства она жи­вет. Схи­мо­на­хи­ня Ра­фа­и­ла от­ве­ти­ла, что опре­де­лен­но­го ме­ста жи­тель­ства не име­ет и жи­вет на по­жерт­во­ва­ния. Сле­до­ва­тель по­тре­бо­вал рас­ска­зать, у ко­го она оста­нав­ли­ва­лась, жи­вя в Москве, — схи­мо­на­хи­ня от­ве­ти­ла, что на этот во­прос от­ве­чать не бу­дет.
При аре­сте со­труд­ни­ки НКВД сфо­то­гра­фи­ро­ва­ли ее в схим­ни­че­ском об­ла­че­нии, ко­то­рое они со­чли до­ста­точ­ной ули­кой ее пре­ступ­ной де­я­тель­но­сти, и сле­до­ва­тель не стал у нее до­пы­ты­вать­ся, при­зна­ет ли она се­бя ви­нов­ной.
Вы­зван­ные для до­про­са де­жур­ные сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что схи­мо­на­хи­ня Ра­фа­и­ла враж­деб­но на­стро­е­на про­тив со­вет­ской вла­сти, что она все вре­мя по­се­ща­ет свя­тые ме­ста и про­во­дит боль­шую ан­ти­со­вет­скую ра­бо­ту, что схи­мо­на­хи­ня го­во­ри­ла, что это Бог, на­ка­зы­вая за гре­хи на­ро­да, по­слал ему без­бож­ную власть, но Он сми­лу­ет­ся — бу­дет вой­на, ог­нем очи­стит­ся эта власть ан­ти­хри­сто­ва; сви­де­те­ли по­ка­за­ли так­же, что схи­мо­на­хи­ня за­ни­ма­ет­ся пред­ска­за­ни­я­ми, до­ка­зы­вая неиз­беж­ную ги­бель со­вет­ской вла­сти. Схи­мо­на­хи­ня Ра­фа­и­ла «про­жи­ва­ет неле­галь­но без пас­пор­та, хо­дит по мос­ков­ским церк­вям... рас­про­стра­ня­ет... слу­хи... о яко­бы су­ще­ству­ю­щем в СССР го­не­нии на ре­ли­гию, ду­хо­вен­ство, мо­на­хов, ве­ру­ю­щих. Так, она в церк­ви Зна­ме­ния у Кре­стов­ской За­ста­вы го­во­ри­ла, что со­вет­ская власть — это власть ан­ти­хри­ста, устра­и­ва­ет го­не­ние на ре­ли­гию, ло­ма­ет свя­ты­ни, а ду­хо­вен­ство и мо­на­хов невин­но аре­сто­вы­ва­ет и вы­сы­ла­ет в от­да­лен­ные ме­ста Рос­сии, где их под­вер­га­ют пыт­кам»[1]. Во вре­мя го­ло­со­ва­ния в Вер­хов­ный Со­вет она сво­им по­чи­та­те­лям го­во­ри­ла: «Не хо­ди­те го­ло­со­вать за ан­ти­хри­стов, ко­то­рые толь­ко и зна­ют раз­ру­шать пра­во­слав­ную ве­ру»[2].
14 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла схи­мо­на­хи­ню Ра­фа­и­лу к рас­стре­лу. Схи­мо­на­хи­ня Ра­фа­и­ла (Виш­ня­ко­ва) бы­ла рас­стре­ля­на 17 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

Развернуть
Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 4

Всу́е шата́ется богоотсту́пных собо́рище,/ на Христа́ возстае́т дре́вней лю́тостию,/ устреля́нием у́бо тщи́тся де́рзостне, христоно́сных в Бу́тове му́ченик одоле́ти,/ но всесла́вное те́х Серафи́мово во́инство,/ всеору́жие восприи́м Креста́,/ утвержда́ет ве́ру ре́вностию, упова́ние страстоте́рпчеством,// водворя́яся в Ца́рстве всепобежда́ющия любве́.

Тропарь ин, глас 4

Ни́вы церко́вныя кла́сы безчи́сленнии/ пло́д стори́чный я́ве прино́сят,/ сме́ртным страда́нием в Бу́тове за Христа́/ полага́ются в основа́ние ве́ры,/ укрепля́ют наде́ждею небе́сных/ добропобе́дныя свиде́телие И́стины и Любве́,/ дерзнове́нии о на́с моли́твенницы,/ се́ бо кро́вь му́ченическая// вои́стину се́мя Це́ркве е́сть.

Кондак, гл.6

Ру́сская Голго́фа Бу́тово-село́ показа́ся,/ я́ко дре́во спасе́ния воздви́гше Солове́цкий кре́ст,/ я́ко гро́б святы́й яви́вше пребезмо́лвныя рвы́ -// громогла́сныя свиде́телие страсте́й и воскресе́ния

Развернуть
Молитвы, акафист, канон

Молитва

О святи́и бу́товстии му́ченицы и вси́ испове́дницы и новому́ченицы Це́ркве Ру́сския, во вся́ком во́зрасте и сосло́вии за Христа́ пострада́вшии, ве́рность Ему́ да́же до сме́рти свиде́тельствовавшии и вене́ц жи́зни от Него́ прия́вшии. Вы́ во дни́ гоне́ния лю́таго, зе́млю на́шу от безбо́жных пости́гшаго, на суди́щех, в заточе́ниих и про́пастех земны́х в го́рьких рабо́тах и вся́ких ско́рбных обстоя́ниих о́браз терпе́ния и непосты́днаго упова́ния му́жественно яви́ли есте́. Ны́не же в раи́ сла́дости наслажда́ющися, пред престо́лом Бо́жиим во сла́ве предстоите́ и при́сно хвалу́ и хода́тайство со а́нгелы и все́ми святы́ми Триеди́ному Бо́гу возно́сите.

Сего́ ра́ди мы́ недосто́йнии мо́лим ва́с: святи́и сро́дницы на́ши, не забу́дите земна́го оте́чества ва́шего, грехо́м Ка́иного братоуби́йства, поруга́нием святы́нь, безбо́жием и на́шими беззако́нии отягче́ннаго.

Умоли́те Го́спода Си́л, да утверди́т Це́рковь Свою́ непоколеби́му в ми́ре се́м многомяте́жном и лука́вом. Да возроди́т в земли́ на́шей ду́х ра́зума и благоче́стия, ду́х свя́тости и стра́ха Бо́жия, ду́х братолю́бия и ми́ра, да па́ки бу́дем мы́ ца́рское свяще́ние, ро́д Бо́жий, избра́нный и святы́й, при́сно с ва́ми сла́вящи Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Развернуть