прп. Савва Новый, Афонский, Калимносский, иером.
Савва Новый, Афонский, Калимносский (греч. Σάββας ο Νέος ο εν Καλύμνω) (1862 - 1948), иеромонах, преподобный
Память 25 марта [1] и в пятое воскресение Великого Поста [2]
В миру Василий, родился в 1862 году в селении Ираклица области Восточная Фракия (ныне территория Турции) [3]. Его родители были бедными и простыми людьми. Звали их Константин и Смарагда.
С раннего детства Василия отличала глубокая вера и любовь к Церкви. Любимым его занятием было чтение житийной литературы. Однако родители были категорически против того, чтобы сын ушёл в монастырь и хотели сделать его лавочником. Несмотря на угрозы матери, юноша бежал из дома и пришёл в каливу Успения Пресвятой Богородицы в афонском скиту святой праведной Анны.
Через двенадцать лет Савва отправился паломником в Иерусалим и, поклонившись святым местам, в 1890 году принял монашество в монастыре святого Георгия Хозевита.
В 1894 году игумен обители Калинник благословил его вернуться на Афон для совершенствования в писании икон и изучения византийской церковной музыки.
В 1897 году Савва вернулся в Иерусалим, где оставался вплоть до 1916 года. В этот период святой подвизался на берегах Иордана.
В 1903 году он был рукоположен во священника и в течение трёх лет служил при Патриаршей школе Всечестного Креста в Иерусалиме. Затем Святой вновь удалился в скит Хузивской обители, где проводил строгую подвижническую жизнь. Единственными его занятиями были молитва и иконопись. Ел он пшеничные зерна, размоченные в воде, не чаще одного раза в день и отпивал немного воды из реки.
В 1916 году вернулся в Грецию. Два года провёл на острове Патмос, а затем несколько месяцев на Афоне.
Когда Савва узнал, что митрополит Пентапольский Нектарий разыскивает его, он тотчас отправился на остров Эгина. При святом Нектарии он оставался два года, до его блаженной кончины. После отпевания святителя Нектария преподобный Савва ушёл в затвор. Спустя сорок дней полного уединения, он вышел из кельи, держа в руках первую икону святого Нектария, и повелел настоятельнице монастыря поместить её в храме для поклонения. После того как она стала возражать и говорить, что святой Нектарий ещё не прославлен Церковью, преподобный Савва сказал: «Ты должна оказать послушание. Возьми икону, поставь её в храме и впредь не противься воле Божией».
После смерти своего наставника святой Савва ещё несколько лет провёл на острове Эгина, в келье, расположенной неподалёку от монастыря Святой Троицы. Он собирал пожертвование для общины и преподавал иконопись и византийское пение монахиням.
Поскольку приток посетителей в обитель Святой Троицы мешал безмолвию и молитве, в 1926 году святой Савва переселился в монастырь Всех святых на острове Калимнос. Большинство мужского населения Калимноса составляли ныряльщики. Чтобы прокормить свои семьи они погружались на дно за морскими губками. Многие мужчины становились инвалидами или погибали в морской пучине. Их семьи жили в постоянном страхе потерять кормильца и остаться без средств к существованию.
Подвижник построил маленькую келью, расположенную чуть выше Всехсвятской обители, в точности на том месте, которое предуказал основатель монастыря за несколько лет до того перед своей блаженной кончиной.
За двадцать два года служения на острове святой Савва стал настоящим отцом для всех калимносцев. Даже сегодня, много лет спустя после его блаженной кончины, они называют своего заступника и покровителя «отец Савва». Он был их духовным отцом, к нему они приходили за помощью и утешением.
Многие старики помнят, как святой Савва раздавал милостыню, учил детей и просвещал народ.
Особое попечение святой имел о вдовах, сиротах и бедняках. Сам же был очень воздержан в еде. Его пищу составляли несколько кусочков просфоры, которые он запивал небольшим количеством вина или розмариновым отваром. Когда наступал вечер, он, весь день трудившийся над писанием икон или принимавший исповедь, брал в руки лом и тесал им камни, чтобы, как он говорил, «не даром есть свой хлеб». Святой Савва уделял сну не более двух часов в день, причём спал, сидя на стуле. Оставшееся время он целиком посвящал служению Богу и своим ближним. Во время Второй мировой войны подвижник проводил целые ночи в молитвах за народ, а когда над монастырём пролетали вражеские самолёты, осенял их крестным знамением.
Ради своих братьев во Христе святой отказался от столь любимого им безмолвия. Он приходил всякий раз, когда бы его ни позвали, чтобы утешить людей во время испытаний и поделиться с ними пламенной любовью ко Христу. Преподобный принимал исповедь часами. Был строг к себе и снисходителен к другим. Единственное с чем он не мог примириться, это с богохульством и осуждением.
«Монах – это тот, кто страждет и оплакивает собственные грехи, не замечая чужих, который не осуждает и не гневается, но сносит терпеливо, с радостью любую обиду и презрительное отношение, чтобы сподобиться близости к Богу, Небесному Судье и Отцу всех», - писал в одной из своих немногочисленных записей святой Савва. И сам он стал образцом монашеского служения.
Преподобный Савва был нестяжателен. Он положил за правило не оставлять деньги на ночь под своим кровом и тотчас раздавал все пожертвования. Рабочим, которые трудились в его жилище, он предложил самим брать плату за свои труды из ящика, куда он складывал все деньги.
Скончался 25 марта 1948 года. Перед самой кончиной он уединился на три дня в келье. Выйдя из затвора, он дал последние наставления о любви ко Христу и соблюдении Его заповедей, а затем, внезапно укрепившись, всплеснул руками, и преставился со словами: «Господь, Господь, Господь, Господь!»
Когда в 1957 году по благословению митрополита Калимноса Исидора открыли могилу преподобного Саввы, вокруг неё распространилось чудесное благоухание, наполнившее всё кругом, вплоть до окраин города. У гроба святого произошли многочисленные чудеса, которые с тех пор не прекращались.
Прославление преподобного совершено Константинопольской Православной Церковью в феврале 1992 г. Имя преп. Саввы Нового внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению патриарха Алексия II.
Тропарь, глас 4
Рождением быв из Ганы и Хоры, / великая похвало острова Калимноса, / преблаженне Савво, отче наш, / се бо, путем подвижническим прошед, / высшаго конца достигл еси. / Темже моли Христа Бога // спастися душам нашим.
Кондак, глас 3
Честных мощей твоих благоуханию, отче преподобне, / Божественное стадо твое верно радующеся, вопиет ти: // пришел еси, явлейся хранитель и избавитель наш.