прп. Схоластика Нурсийская
p>В 480 году близнецы – мальчик и девочка – родились в одной знатной римской семье в городе Нурсия в южной Италии. После совместного пребывания в утробе матери, им суждено было вести одну и ту же борьбу за добродетель, а, по кончине, их тела были похоронены в одной могиле, в то время как души их пребывали вместе в раю. Об их детских годах известно мало, но уже в юности св. Венедикт и св. Схоластикастали отвращаться от мирских утех.
В 14 лет Венедикт был послан родителями в Рим для изучения изящных искусств. В столице мальчик обнаружил, что большинство его сверстников проводилo жизнь в глупых развлечениях, предаваясь тщеславию и пороку. Пустота их существования испугала его, и потому он оставил Рим, дав обет искать спасения в уединении.
Вначале Венедикт поселился при церкви святого апостола Петра в селении Еффеди, но молва о его подвижнической жизни заставила его уйти дальше в горы. Там он повстречал отшельника, св. Романа, который постриг его в монашество и указал ему для жительства отдаленную пещеру в Субиако - глухом, пустынном месте в сорока милях от Рима. Он побудил мальчика обосноваться в ближней пещере, где три года тот прожил в полной безвестности, одиночестве и молчании. В определенные дни монахи спускали ему на веревке буханку хлеба, но никаких других контактов с внешним миром у св. Венедикта не было. В конце концов, однако, он был обнаружен пастухами. Видя в нем служителя истинного Бога, многие из них обратились в христианство. В житии святого сообщается, что «его образ жизни стал известен в сельской местности, куда многие приходили к нему, принося с собой потребное для его тела, тогда как они получали из его уст пищу духовную».
Но истинная победа не достигается без борьбы и внутренней брани. Вскоре враг нашего спасения приблизился к св. Венедикту, искушая его сильнее, чем когда либо прежде: «Ибо злой дух представлял его воображению воспоминания о женщине, однажды им увиденной, и он так сильно разжигался плотскими вожделениями, что, почти побежденный ими, собирался покинуть пустыню. Но, по благодати Божией, он вдруг опомнился и, увидев поблизости заросли крапивы и шиповника, сбросил с себя одежду и, обнаженный, кинулся в колючий кустарник. Он катался в нем так долго, что, когда поднялся с земли, на его израненное тело было больно смотреть. Так ранами плоти исцелил он раны души. С тех пор, как он сам сказал своим последователям, он был свободен от этого искушения. Отныне многие, оставляя мир, вверяли себя его духовному руководству. Теперь, избавившись от порока, он вполне заслуженно стал достойным учителем добродетели».
Со временем св. Венедикт основал не менее 12 монастырей. Каждая община состояла из двенадцати иноков и составила отдельный скит. Каждому скиту преподобный дал игумена из своих опытных учеников. У преподобного остались ради назидания только новоначальные иноки. Строгие правила, установленные для монахов святым Венедиктом, не всем пришлись по душе, и преподобный не раз становился жертвой клеветы и преследований.
Наконец Венедикт поселился в Кампанье и на горе Кассино, где основал Монте-Кассинский монастырь, который долгое время был центром богословского образования для Западной Церкви. На месте монастыря раньше стоял храм языческого бога Аполлона. Множество язычников приносило там жертвы до того, как появился святой, свергнул идола и построил там часовню. В Монте Кассино постоянной проповедью и молитвой он сумел привести многих людей ко Христу. При монастыре была создана замечательная библиотека. В этой обители преподобный Венедикт написал свой знаменитый устав (см. "Труды" ниже).
Св. Венедикт был не только великим миссионером, молитвенником и духовником – Господь сподобил его и благодати чудотворения. Так, он способен был изгонять бесов из одержимых, имел дар пророчества, мог читать в людских сердцах и умах, исцелять больных, чудесным образом наделять бедных деньгами; святой даже воскресил мертвого.
Простота и искренность святых близнецов Венедикта и его сестры видна из истории их встречи перед кончиной святой Схоластики. Как повествует Житие,
Его сестра Схоластика, посвященная Богу с самого детства, раз в год навещала его; чтобы увидеться с нею, святой шел в дом, расположенный неподалеку от монастырских ворот. Однажды она пришла, как обычно; пришел и ее достопочтенный брат со своими учениками. Весь день они провели, восхваляя Бога и ведя благочестивый разговор, а с наступлением вечера разделили трапезу. Когда они еще сидели за столом, сестра упрашивала его, говоря: "Молю тебя, этой ночью не покидай меня, чтобы мы могли до утра беседовать о радостях жизни небесной". Он ответил на это: "Что ты такое говоришь, сестра? Я никак не могу остаться вне монастыря". В этот момент небо было мирным – на нем не видно было ни облачка. Поэтому святая женщина, выслушав отказ брата, сплела пальцы рук, положила руки на стол и, склонившись на них головой, стала молиться Богу. Когда она подняла голову от стола, начался такой ливень с неистовыми молниями и громом, что ни преподобный Венедикт, ни его братья не могли выйти наружу... Тогда человек Божий опечалился и сказал: "Да простит тебя Бог, сестра, что ты наделала?" Она ответила: "Я умоляла тебя не уходить, но ты не внял мне; я помолилась Богу, и Он меня услышал. Теперь, стало быть, если можешь, иди в монастырь, покинь меня". Но он, не в силах выйти наружу, был принужден остаться. Так случилось, что они провели эту ночь в бдении и насладились духовной беседой о небесном.
На следующий день достопочтенная женщина вернулась в свою обитель, а человек Божий в свой монастырь. Через три дня, стоя в своей келье, он увидел, что душа сестры покинула ее тело и, как голубка, вознеслась и вошла в небесные селения. Увидев ее в великой славе, он возрадовался, воздал благодарение Богу в гимнах и хвалах и объявил о ее кончине братьям. Он послал их принести тело в монастырь и устроил так, что она была похоронена в той же могиле, которую он приготовил для себя. Таким образом произошло, что как умы их были всегда едины в Боге, так и тела оказались неразлучны после похорон.
Св. Венедикт, великий патриарх западных монахов, почил 21 марта 543 года. Он предсказал свою смерть за шесть дней до нее и велел приготовить могилу. На шестой день он попросил, чтобы его отнесли в часовню, где «он укрепился для исхода, причастившись Телу и Крови Господа». Затем, даже в этот последний момент, являя власть души над телом, «он встал, воздев руки к небу, и со словами молитвы отдал Богу душу».
В этот же день два монаха, находившихся в разных местах, увидели стезю, протянувшуюся от кельи святого к небу и осиянную бесчисленными светильниками. Прекрасный мужчина (по-видимому, ангел), стоявший над нею, сказал им: «Это стезя, по которой возлюбленный Господом Венедикт взошел на небеса».
Труды
Св. Венедикт был светочем миру не только из-за своих чудес и аскетической жизни, но и из-за своих поучений. Он написал для монахов «Правило», «отличающееся удивительным благоразумием и ясностью мысли», которое сделалось основным монашеским уставом в Западной Церкви. Устав Венедикта был основан на опыте жизни восточных пустынников и установлениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Подробнее см. Правило Венедикта Нурсийского.
Почитание
Житие преподобного Венедикта было написано святителем Григорием Великим, епископом Римским. Хотя Григорию было лишь три года когда преподобный почил, игумен Константин, ставший преемником Венедикта, как и три других игумена, все бывшие учениками святого, поделились со святителем тем, чему они лично были свидетелями. В то время как на Православном Востоке устав Венедикта не получил особого распространения, будучи основан на широко распространенных восточных образцах и монашеской жизни, для Западной Европы "Правило" Венедикта явилось основоположным монашеским писанием, со временем принятым во множестве обителей.
Мощи святого Венедикта почивали в основанной им обители, оставаясь там и после ее разрушения в конце VI века. Лишь во второй половине VII века они были перенесены в монастырь Флёри во Франции.
После того, как в среде римо-католицизма стали оформляться монашеские ордена, монахи следовавшие этому правилу обособились в "орден Бенедиктинцев". Ныне целый ряд римо-католических и протестантских орденов и общин, претендующих на приемство и верность уставу святого, могут называться "бенедиктинцами".