Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

свт. Афанасий Вольховский, еп. Могилёвский и Полоцкий

Дни памяти (по старому/новому стилю):
1 января (14 января)
27 сентября (10 октября)
Житие, обретение мощей

В миру Феодор Вохолвский, родился в 1741 году в Полтаве, в семье полтавского протоиерея. Был племянником и воспитанником епископа Тверского, а затем Ростовского Афанасия (Волховского).

Окончил Тверскую духовную семинарию, а в 1765 году - Киевскую академию. Служил священником при Николаевской церкви в родном городе.

После кончины жены 1 октября 1769 года принял монашеский постриг в Болдинском Ильинском монастыре близ Чернигова с именем в честь святителя Афанасия Лубенского, патриарха Цареградского, а также сообразно имени его дяди и покровителя. С 1770 года святитель исполнял разные послушания при Черниговском кафедральном соборе и Свято-Троицком монастыре.

С 1777 года - игумен Кириллова Белозерского монастыря. С 1783 года - игумен приписанного к Новгородскому архиерейскому дому Отенского монастыря.

23 ноября 1783 года определен архимандритом Вяжищского Новгородского монастыря.

13 ноября 1785 года был назначен наместником Новгородского Юрьева монастыря.

30 июля 1788 года был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

5 марта 1795 года по ходатайству князя А. А. Безбородко был перемещен на Могилёвскую и Полоцкую кафедру. Назначение в Могилёв произошло сразу после присоединения Западной Белоруссии к России, в результате которого большое число бывших униатов воссоединилось с Православной Церковью. Возвращение униатов в Православие (призыв к этому содержится в его "Пастырском увещании к униатам"), противостояние римо-католицизму, восстановление церковной жизни православных общин были главными задачами архипастырской деятельности святителя. Во время его пребывания на кафедре были установлены архиерейские службы по храмовым праздникам в приходских церквах и Буйницком монастыре, предпринята попытка укрепления богослужебной дисциплины. При нём были упразднены Могилёвский братский и Шкловский женский монастыри. Особое внимание владыка уделял Могилёвской духовной семинарии, в которой ввёл созданный им метод обучения. 31 октября 1795 года его по распоряжению была создана "контора" для надзора за семинарией.
Многие действия владыки Афанасия, выражавшиеся в излишнем администрировании, недостаточном знании традиций местных православных общин, вызывали недовольство, а подчас и открытые протесты. Ошибки были допущены и при обращении униатов в Православие, в связи с чем случилось выступление униатов в городе Сенно. Действия владыки были причиной жалоб в Санкт-Петербург со стороны могилёвского дворянства. Это способствовало усилению позиций римо-католического клира, обратившего промахи епископа в свою пользу, что, в частности, выражалось в совращении недовольных в римо-католицизм. Все это стало причиной увольнения владыки на покой. Существует также мнение, что отрешение владыки от кафедры явилось следствием интриг со стороны инославного дворянства, занимавшего тогда видное положение в западнорусских землях и имевшего связи с придворными кругами в столице. Наконец, упоминаются доносы с напраслиной на владыку - так, один недостойный дьякон Харкевич написал в Синод донос с обвинениями "в прелюбодеянии, лихоимстве, несоблюдении табельных дней и в других не менее тяжких преступлениях" . Указом императора Павла Петровича от 27 августа 1797 года он был отстранён от епархии и направлен в Мгарский Преображенский монастырь без права управления обителью. При этом епископу императорским указом была назначена пенсия.

В 1800 году в состоянии нервного расстройства переехал к родственникам в Полтаву, откуда в обитель уже не возвращался, несмотря на распоряжения Синода. Скончался 1 января 1801 года в Полтаве.

Почитание

В 1882 году будущий Полтавский владыка Иларион (Юшенов), обозревая гробницу святителя Афанасия в Полтаве, обнаружил нетление его тела. Об этом было донесено в Святейший Синод, откуда последовало предписание вынести гроб из усыпальницы, а в склепе устроить церковь, где поставить мощи и там служить панихиды до времени официальной канонизации.

Ввиду многих исцелений и чудес происходящих у святых мощей материалы к канонизации были подготовлены скоро. Имя святителя Афанасия было внесено в готовящийся к изданию Полтавский патерик. По слову одной книги того времени "жизнь этого святителя разрешилась скорбями, вследствие перенесенных им людских напастей и клеветы человеческой, и, вероятно, поэтому он, будучи сам искушён клеветою, может и другим, сущим в скорбях от клеветы и напраслины, помогать данною ему от Бога благодатью". Торжества по случаю прославления планировалось совершить после Собора Русской Церкви 1917 года, однако этому помешал переворот и последовавшая гражданская война.

Погребённые под полом Крестовоздвиженского собора Полтавского монастыря мощи были изъяты в 1923 году и переданы в краеведческий музей как экспонат музея атеизма. Во время немецкой оккупации святыня была возвращена монастырской общине и вновь погребена под полом Крестовоздвиженского собора.

28 мая 2010 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви был причислен к лику местночтимых святых Полтавской епархии как святитель Афанасий, Полтавский чудотворец, с установлением памяти в день его блаженной кончины. 2 июня того же года были обретены его нетленные мощи, которые были положены в усыпальнице Крестовоздвиженского женского монастыря Полтавы. 5 января 2013 Синод Украинской Церкви также установил второй день его местной памяти, 27 сентября, в день прославления.

Награды

орден блгв. вел. кн. Александра Невского (11 мая 1797)

Свернуть