Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

прп. Варлаам Керетский, Архангельский, иером.

Дни памяти (по старому/новому стилю):
6 ноября (19 ноября)
Житие, обретение мощей

Варлаа́м Ке́ретский (в миру Василий; около 1505 — около 1590) — православный священник, позже монах; провёл аскетическую жизнь на Кольском полуострове в XVI веке. Почитается Русской церковью в лике преподобных. Почитается так же в Соборах Кольских и Карельских святых.

Сведения о преподобном Варлааме находятся в «Повести о преподобнем Варлааме Керетском». Однако самый ранний известный список «Повести» относится к концу XVII века. В этот смысле гораздо более полным представляется канон преподобному, написанный не позже 1658 года соловецким иноком Сергием (Шелониным). По всей видимости, автор канона имел более полный список «Повести». Кроме того существует целый ряд списков более позднего варианта жития преподобного, написанного старообрядческим книжником Трифоном Петровым, значительно более бедных по содержанию. Кроме того о преподобном Варлааме есть упоминая в фольклоре. Так известна «Ста́рина о Варлааме Керетском», представляющий упрощённый и довольно вульгаризированный рассказ о святом.
Преподобный Варлаам, носивший в миру имя Василий, родился в селе Кереть на берегу Белого моря, вероятнее всего, в семье простого помора. Согласно житию Василий был «научен книгам», что было редкостью в те времена. Возможно, обучение проходило в Шуерецком скиту у старца Зосимы и преподобного Феодорита Кольского.

Примерно в 1535 году Василий вступил в брак и был рукоположён сначала в диакона, а вскоре в иерея, после чего направлен настоятелем в Никольскую церковь города Колы. После возвращения на Колу преподобного Феодорита и основания Троицкого Кольского монастыря, в 1540 году Василий был переведён в Керетскую Свято-Георгиевскую церковь.

Согласно преданию, отец Василий, в бытность свою настоятелем Никольской церкви в Коле, изгнал беса, обитавшего на Абрам-мысе и требовавшего жертв даже от крещёных рыбаков. Тот, покидая «насиженное место», пригрозил отомстить «попу». Бесовская месть исполнилась, когда иерей Василий с матушкой вернулись в родное село Кереть. Там и произошла трагедия, изменившая жизнь будущего преподобного. Известно, что священник Василий убил свою жену, однако нет достоверных данных о том, какова была этому причина. Согласно житию и «Ста́рине» он заподозрил жену в супружеской неверности и убил её в припадке ревности. По другой версии, изложенной в каноне Сергия (Шелонина), его жена начала бесноваться, внося смущение и слухи среди односельчан; отец Василий попытался изгнать беса и в результате смертельно ранил жену («был обманут лукавым»).

Похоронив убитую супругу, Василий отошёл в Колу для покаяния к преподобному Феодориту. Преподобный наложил на Василия необычную и неимоверно тяжёлую епитимию — возить гроб с мёртвой женой в карбасе, пока тело не истлеет, проходя путь от Керети до Колы и обратно. Василий должен был хранить строжайший пост и лишь раз в год на Пасху разрешалась рыба. Вернувшись в Кереть, Василий выкопал гроб с женой и в течение трёх лет плавал по бурному морю («против зельнаго обуревания»), непрестанно поя покаянные псалмы пророка Давида. При этом непогода буквально сопровождала Василия на протяжении всего его трёхлетнего покаянного плавания. На третий год своих плаваний, находясь у переволоки на Святом Носу и видя обилие морских червей («корабельных сверлил»), которые являлись причиной гибели многих судов, Василий помолился Богу и «кроплением воды» изгнал этих моллюсков, сделав «путь благопроходен». Это чудо стало свидетельством о прощении Варлаама.

Вторично похоронив супругу Василий, принял постриг с именем Варлаам. Вероятно постриг был совершён в Печенгском монастыре иеромонахом Ионой в 1548 году. Варлаам не стал задерживаться в Печенгском монастыре. Как сообщает нам об этом канон, он пророчески предрекает преподобному Трифону о его братии: «Будут люди и села зело неукротимы, яко дикие звери…». После этого, Варлаам вернулся на родину и поселился в устье реки Кереть, а спустя время перебрался подальше от обитаемых мест, на один из островов Чупской губы. Согласно канону Варлаам обрёл дар исцеления и чудотворения, был прозорлив, но не возгордился этим, а, наоборот, всячески избегал славы от людей.

Точная дата смерти преподобного Варлаама неизвестна. Вероятнее всего, он скончался в 1589 или 1590 году. Тело его нашёл бедный крестьянин и перенёс в село Кереть, где и похоронил.
Ещё при жизни преподобный Варлаам прославился чудотворением как целитель и спаситель на море. После смерти чудеса преумножались, в связи с чем его стали почитать не меньше, чем святителя Николая Мирликийского. В 1722 году при разборе часовни великомученика Георгия Победоносца были найдены нетленные мощи преподобного Варлаама. В 1725 году мощи были освидетельствованы.

Несмотря на народное почитание преподобный Варлаам Керетский долго время не был официально канонизирован. И то очевидное местное почитание, и прославление его памяти, одновременно и равночестно с Трифоном Печенегским, что имелось на Севере к середине XVII века, в последующее время в официальной Русской Церкви постепенно «свелось на нет». То же обстоятельство, что все дальнейшие, поздние редакции жития святого Варлаама своими авторами имели известных деятелей старообрядчества, а само село Кереть стойко стояло в «старой вере», все это не могло не добавить ещё более настороженного отношения священноначалия и к самому Варлааму Керетскому, и к сути совершенного им подвига.

Только лишь в 1903 году святой Варлаам «оказался» вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в календарях свой день памяти.

До 1961 году мощи преподобного Варлаама находились в селе, а потом бесследно исчезли. Память совершается 6 (19 н.с.) ноября. В Мурманской и Карельской епархиях принято служить всенощное бдение по Общей Минее (существует канон преподобному Варлааму XVII в.).

7 июня 2010 в городе Кола в честь Святого была освящена кладбищенская церковь, расположенная на месте бывшего Троицкого Усть-Кольского монастыря.

Развернуть
Тропарь, кондак, величание

Тропарь преподобному Варлааму Керетскому
глас 1
Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, мир оставил еси, житейскую печаль и всяк мятеж мира сего любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси, евангельски Христу последовал еси, и Того во всем воли повинулся еси, и весь разум и сердце на Него неуклонно возложил еси. Христа ради и тело свое изнури постом и бдением, в молитвах своих не усыпая, Бога милостива творя и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая и сего ради от Бога восприем силу на сопротивнаго врага, не убойся воздушныя и морския тягости и студени, ниже уклонися, и морскою пучиною в мале ладиице по водам шествие творя, против зельнаго обуревания плаваше, промышлением Божественнаго Разума направляемь, и около Святаго Носа непроходимый путь морский от ядовитаго червия благопроходен человеком без вреда сотворил еси молитвами своими, и многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, и равноангельное житие пожив, темже и по преставлении источаеши чудес благодать, иже верою преходяще к тебе, Варлааме преблаженне отче наш, вопием ти: моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобному Варлааму Керетскому
глас 3
Все умное свое желание к Богу вперив и Тому невозвратно от души последовал еси, и житейския молвы отринув, в молитвах и слезах и злостраданиих плоть свою изнуряя, добре подвизався противу невидимаго врага кознем и победив я, веселяся прешел еси к Небесным чертогом, и ныне со ангелы Святей Троице предстоя, отнудуже и Всевидящее Око твоя труды видев, даром чудес по преставлении обогатило тя есть, иже тебе верою почитающим, приходящим же, и честным мощем твоим покланяющимся от честнаго ти гроба исцеление подаваеши невидимо и молишися непрестанно, сохраняя отечество свое и люди от враг видимых и невидимых ненаветны, да вси тебе вопием: преподобне отче наш Варлааме, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Развернуть