Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

прп. Феодор Печерский, Молчаливый

Дни памяти (по старому/новому стилю):
28 августа (10 сентября) - Собор Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах
17 февраля (1 марта)
Житие, обретение мощей

«Ко­рень всех зол есть среб­ро­лю­бие» (1Тим.6:10), – го­во­рит свя­той апо­стол Па­вел. Ис­пол­не­ние это­го из­ре­че­ния мы ви­дим в на­сто­я­щем жи­тии пре­по­доб­ных Фе­о­до­ра и Ва­си­лия: враг и ви­нов­ник зла воз­бу­дил в ду­ше свя­то­го Фе­о­до­ра гре­хов­ные мыс­ли и на­ме­ре­ния ни­чем иным, как среб­ро­лю­би­ем; чрез среб­ро­лю­бие диа­вол при­чи­нил те­лес­ные стра­да­ния и смерть не толь­ко пре­по­доб­но­му, но и со­вет­ни­ку его, бла­жен­но­му Ва­си­лию. Об этих свя­тых от­цах по­вест­ву­ет­ся сле­ду­ю­щее.

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор во вре­мя жиз­ни в ми­ру об­ла­дал очень боль­шим со­сто­я­ни­ем. Услы­шав од­на­жды сло­ва Гос­по­да в Еван­ге­лии, – «вся­кий из вас, кто не от­ре­шит­ся от все­го, что име­ет, не мо­жет быть Мо­им уче­ни­ком» (Лк.14:33), он по­сле­до­вал им: оста­вив мир и раз­дав свое бо­гат­ство ни­щим, пре­по­доб­ный Фе­о­дор сде­лал­ся чер­но­риз­цем Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, ве­дя жизнь, пол­ную по­дви­гов. По при­ка­за­нию игу­ме­на он по­се­лил­ся в пе­ще­ре, из­вест­ной под име­нем Ва­ряж­ской, где и про­жил мно­го лет, со­блю­дая стро­гое воз­дер­жа­ние. Во вре­мя пре­бы­ва­ния пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра в этой пе­ще­ре диа­вол по­се­лил в нем скорбь и со­жа­ле­ние о роз­дан­ном ни­щим име­нии, при­во­дя ему на ум пре­клон­ность лет, сла­бость здо­ро­вья и ску­дость мо­на­стыр­ской пи­щи. Бла­жен­ный Фе­о­дор не по­нял, что по­доб­ные мыс­ли есть дья­воль­ское ис­ку­ше­ние. За­бы­вая сло­ва Гос­по­да: «не за­боть­тесь для ду­ши ва­шей, что вам есть и что пить, ни для те­ла ва­ше­го, во что одеть­ся. Ду­ша не боль­ше ли пи­щи, и те­ло одеж­ды? Взгля­ни­те на птиц небес­ных: они ни се­ют, ни жнут, ни со­би­ра­ют в жит­ни­цы; и Отец ваш Небес­ный пи­та­ет их» (Мф.6:25-26), и ви­дя ни­ще­ту свою, он на­чал при­хо­дить от скор­би к от­ча­я­нию, с каж­дым днем всё бо­лее пле­ня­ясь ис­ку­ше­ни­ем. Од­на­жды он от­крыл, ни­че­го не ута­и­вая, свою пе­чаль сво­им дру­зьям.

Сре­ди чер­но­риз­цев Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря был некто Ва­си­лий, один из наи­бо­лее доб­ро­де­тель­ных по жиз­ни. Же­лая из­влечь пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра из рва от­ча­я­ния и уте­шить его, он ска­зал ему:

– Мо­лю те­бя, брат Фе­о­дор, не гу­би на­гра­ды сво­ей, но ес­ли ты со­жа­ле­ешь об име­нии, роз­дан­ном ни­щим, то я по­ста­ра­юсь воз­вра­тить его те­бе в том же ко­ли­че­стве: ты толь­ко ска­жи пред Гос­по­дом, чтобы твоя ми­ло­сты­ня вме­ни­лась мне, и тот­час из­ба­вишь­ся от скор­би и сно­ва при­об­ре­тешь через ме­ня свое име­ние. Впро­чем, смот­ри, по­пустит ли это Гос­подь: в Кон­стан­ти­но­по­ле так­же некто со­жа­лел о зо­ло­те, роз­дан­ном ни­щим, и вме­нил пред Бо­гом ми­ло­сты­ню дру­го­му, взяв с него день­ги, рав­ные роз­дан­ным; ко­гда он ска­зал: «Не я, Гос­по­ди, со­тво­рил ми­ло­сты­ню, но она есть де­ло се­го», то тот­час упал сре­ди церк­ви и умер, по­те­ряв та­ким об­ра­зом и зо­ло­то, и жизнь.

Вы­слу­шав это, бла­жен­ный Фе­о­дор об­ра­зу­мил­ся и на­чал опла­ки­вать свое па­де­ние, убла­жая бра­та, ис­це­лив­ше­го его от столь опас­ной ду­шев­ной бо­лез­ни. О та­ких лю­дях ска­зал Гос­подь: «ес­ли из­вле­чешь дра­го­цен­ное из ни­чтож­но­го, то бу­дешь как Мои уста» (Иер.15:19). С это­го вре­ме­ни меж­ду Фе­о­до­ром и Ва­си­ли­ем еще бо­лее уси­ли­лась лю­бовь друг к дру­гу. С тех пор пре­по­доб­ный Фе­о­дор неустан­но пре­успе­вал в за­по­ве­дях Бо­жи­их, ста­ра­ясь со­вер­шать всё необ­хо­ди­мое для пра­вед­ной, бо­го­угод­ной, свя­той и непо­роч­ной жиз­ни. Диа­вол же под­верг­ся ве­ли­ко­му по­срам­ле­нию, не бу­дучи в со­сто­я­нии окон­ча­тель­но пре­льстить пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра среб­ро­лю­би­ем. Он опять во­ору­жил­ся на пре­по­доб­но­го, строя но­вые коз­ни, чтобы воз­бу­дить в нем страсть лю­бо­с­тя­жа­ния. Од­на­жды игу­мен по­слал пре­по­доб­но­го Ва­си­лия из мо­на­сты­ря на неко­то­рое по­слу­ша­ние, ис­пол­не­ние ко­то­ро­го за­ня­ло у него три ме­ся­ца: счи­тая это вре­мя удоб­ным для сво­их коз­ней, диа­вол, при­няв об­раз Ва­си­лия, при­шел в пе­ще­ру к пре­по­доб­но­му Фе­о­до­ру как буд­то для ду­ше­спа­си­тель­ной бе­се­ды.

– Как ты, – го­во­рил он, – пре­успе­ва­ешь в доб­ро­де­тель­ной жиз­ни? Пре­кра­ти­лась ли у те­бя борь­ба с ис­ку­ше­ни­я­ми бе­сов­ски­ми или всё еще про­дол­жа­ет­ся, воз­буж­дая в те­бе лю­бо­с­тя­жа­ние чрез вос­по­ми­на­ние о име­нии, роз­дан­ном ни­щим?

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор, не узнав бе­са и по­ла­гая, что с ним го­во­рит брат Ва­си­лий, от­ве­чал:

– По тво­им, от­че, мо­лит­вам я с успе­хом вы­дер­жи­ваю борь­бу с диа­во­лом и не слу­шаю воз­буж­да­е­мых им мыс­лей, и те­перь, что ты мне при­ка­жешь, я охот­но ис­пол­ню, по­ви­ну­ясь те­бе: в тво­их на­став­ле­ни­ях я на­шел ве­ли­кую поль­зу для мо­ей ду­ши.

Мни­мый же брат, не слы­ша из уст пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра име­ни Бо­жия, при­об­рел еще боль­шую сме­лость:

– Я даю те­бе, – ска­зал он, – но­вый со­вет: ис­пол­нив его, ты най­дешь по­кой и ско­ро по­лу­чишь от Бо­га воз­на­граж­де­ние в раз­ме­ре роз­дан­но­го то­бою име­ния: про­си у Гос­по­да Бо­га, чтобы Он по­слал те­бе мно­же­ство зо­ло­та и се­реб­ра, и не поз­во­ляй ни­ко­му вхо­дить к те­бе в пе­ще­ру и сам не вы­хо­ди из нее.

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор обе­щал всё это ис­пол­нить. То­гда оста­вил его пол­ный злых ухищ­ре­ние диа­вол; неза­мет­но вну­шая пре­по­доб­но­му мысль о при­об­ре­те­нии со­кро­вищ, он по­буж­дал его мо­лить­ся об этом. Бла­жен­ный Фе­о­дор мо­лил Гос­по­да по­слать ему со­кро­ви­ще, ко­то­рое он обе­щал­ся всё раз­дать ни­щим. По­сле мо­лит­вы он уснул и уви­дел во сне бе­са, ко­то­рый, при­няв вид свет­ло­го Ан­ге­ла, ука­зы­вал ему на со­кро­ви­ще в пе­ще­ре. Это ви­де­ние бы­ло не один, а мно­го раз. Спу­стя неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Фе­о­дор при­шел на ука­зан­ное ему в сно­ви­де­нии ме­сто; на­чав ко­пать, он дей­стви­тель­но на­шел здесь со­кро­ви­ще, со­сто­я­щее из зо­ло­та, се­реб­ра и цен­ных со­су­дов. По­сле это­го бес под ви­дом Ва­си­лия опять при­шел к нему и ска­зал:

– Где дан­ное те­бе со­кро­ви­ще? Явив­ший­ся те­бе Ан­гел от­крыл и мне, что по сво­им мо­лит­вам ты по­лу­чил мно­же­ство зо­ло­та и се­реб­ра.

Бла­жен­ный Фе­о­дор не за­хо­тел по­ка­зать ему со­кро­ви­ща. И тот­час ко­вар­ный бес на­чал яв­но со­ве­то­вать ему, вла­гая и тай­ные по­мыс­лы, взять со­кро­ви­ще и уда­лить­ся с ним в дру­гую стра­ну. Сна­ча­ла он ска­зал пре­по­доб­но­му:

– Не го­во­рил ли я, брат Фе­о­дор, что ты вско­ре по­лу­чишь от Бо­га воз­на­граж­де­ние за роз­дан­ное то­бою име­ние, ибо Он Сам ска­зал: «вся­кий, кто оста­вит до­мы, или бра­тьев, или се­стер, или от­ца, или мать, или же­ну, или де­тей, или зем­ли, ра­ди име­ни Мо­е­го, по­лу­чит во сто крат и на­сле­ду­ет жизнь веч­ную» (Мф.19:29), и вот те­перь в ру­ках тво­их бо­гат­ство; де­лай с ним что хо­чешь!

– Я за­тем про­сил его у Бо­га, – от­ве­чал пре­по­доб­ный, – чтобы всё да­ро­ван­ное мне раз­дать ни­щим, и ду­маю, что для это­го имен­но оно и нис­по­сла­но мне.

– Смот­ри, брат Фе­о­дор, – воз­ра­зил враг, – не при­чи­нил бы диа­вол опять те­бе скор­би через это раз­да­я­ние, как преж­де; со­кро­ви­ще да­но те­бе, как за­ме­на роз­дан­но­го то­бою, и я даю те­бе со­вет: возь­ми его и иди в дру­гое ме­сто, а там при­об­ре­ти се­бе зем­лю; и в том ме­сте мо­жешь спа­стись и из­бе­жать бе­сов­ских коз­ней. Ко­гда же при­дет вре­мя смер­ти, то ни­кто не за­пре­тит те­бе раз­дать иму­ще­ство, ко­му за­хо­чешь, и по те­бе через это со­хра­нит­ся бла­го­дар­ная па­мять.

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор от­ве­чал:

– Мне стыд­но, что я, оста­вя мир с его бла­га­ми и обе­щав­шись окон­чить жизнь в этой пе­ще­ре, сде­ла­юсь бег­ле­цом и мир­ским че­ло­ве­ком.

– Ты не мо­жешь, – убеж­дал его диа­вол, – скрыть здесь со­кро­ви­ща: об нем узна­ют и то­гда возь­мут его от те­бя. Луч­ше по­слу­шай­ся ме­ня и ис­пол­ни ско­рее, что я по­со­ве­тую те­бе: ес­ли бы Бо­гу не бы­ло угод­но, чтобы ты об­ла­дал иму­ще­ством, то Он не по­слал бы те­бе со­кро­ви­ща и не из­ве­стил бы ме­ня, чтобы я те­бя на­ста­вил.

То­гда бла­жен­ный Фе­о­дор, по­ве­рив бе­су как бра­ту, на­чал тай­но при­го­тов­лять по­воз­ки и со­су­ды, в ко­то­рые бы мог по­ме­стить со­кро­ви­ща, чтобы с ни­ми вый­ти из пе­ще­ры и от­пра­вить­ся, ку­да бы по­вел его диа­вол, хо­тев­ший хит­ро­стью сво­ею уда­лить свя­то­го от ме­ста пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фе­о­до­сия, от Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и, глав­ным об­ра­зом, от Бо­га. Но че­ло­ве­ко­лю­би­вый Гос­подь, «Ко­то­рый хо­чет, чтобы все лю­ди спас­лись» (1Тим.2:4), спас по мо­лит­вам сво­их пре­по­доб­ных и ра­ба сво­е­го Фе­о­до­ра.

В это вре­мя воз­вра­тил­ся из пу­те­ше­ствия пре­по­доб­ный Ва­си­лий, ра­нее из­ба­вив­ший бла­жен­но­го Фе­о­до­ра от злых по­мыш­ле­ний. Же­лая по­ви­дать­ся с ним, он при­шел к нему в пе­ще­ру, го­во­ря:

– Как ты про­во­дишь те­перь, брат Фе­о­дор, жизнь свою по Бо­ге? Дав­но я те­бя не ви­дал.

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор уди­вил­ся та­ко­му при­вет­ствию и ска­зал:

– Что это ты го­во­ришь, что дол­гое вре­мя не ви­дел ме­ня? Вче­ра, тре­тье­го дня и рань­ше ты по­сто­ян­но при­хо­дил ко мне, по­учая ме­ня, и вот я те­перь, от­прав­ля­юсь, как ты мне ве­лел.

В свою оче­редь пре­по­доб­ный Ва­си­лий еще бо­лее уди­вил­ся та­ко­му от­ве­ту:

– Ска­жи мне, – спро­сил он, – что зна­чат твои сло­ва, буд­то я вче­ра, тре­тье­го дня и рань­ше по­сто­ян­но при­хо­дил к те­бе, на­став­ляя те­бя? И ку­да ты идешь? Я толь­ко се­го­дня воз­вра­тил­ся с до­ро­ги и ни­че­го не знаю: быть мо­жет, те­бя ис­ку­шал диа­вол? Мо­лю те­бя, ра­ди Бо­га, не скры­вай­ся от ме­ня.

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор с гне­вом ска­зал ему:

– Что ты ис­ку­ша­ешь ме­ня? За­чем сму­ща­ешь ду­шу мою, го­во­ря в од­но вре­мя так, а в дру­гое ина­че? Че­му я дол­жен ве­рить?

Вы­ра­зив так ему свою до­са­ду, он про­гнал его от се­бя.

Вы­слу­шав это, пре­по­доб­ный Ва­си­лий уда­лил­ся в мо­на­стырь А бес сно­ва при­шел в об­ра­зе Ва­си­лия к пре­по­доб­но­му Фе­о­до­ру:

– По­те­рял я, ока­ян­ный, ум, – ска­зал он, – го­во­ря те­бе то, что не сле­ду­ет; по­это­му я не пом­ню по­но­ше­ния, на­не­сен­но­го мне то­бою, и по­вто­ряю те­бе опять: в эту же ночь иди ско­рее от­сю­да, за­хва­тив свое со­кро­ви­ще.

С эти­ми сло­ва­ми он уда­лил­ся.

Пре­по­доб­ный же Ва­си­лий, взяв с со­бою неко­то­рых стар­цев, опять при­шел к Фе­о­до­ру:

– Бог сви­де­тель, – об­ра­тил­ся он к нему, – что про­шло три ме­ся­ца, как я не ви­дел те­бя: я был ото­слан игу­ме­ном по мо­на­стыр­ским де­лам; се­го­дня тре­тий день как я воз­вра­тил­ся, а ты, ед­ва толь­ко я во­шел к те­бе, ска­зал мне, что за всё вре­мя мо­е­го от­сут­ствия я по­сто­ян­но при­хо­дил к те­бе. Ду­маю, что к те­бе при­хо­дил в мо­ем об­ра­зе бес; ес­ли хо­чешь убе­дить­ся, сде­лай так: не поз­во­ляй ни­ко­му из при­шед­ших к те­бе на­чи­нать бе­се­ды с то­бою, преж­де чем он не со­тво­рит мо­лит­вы Иису­со­вой: ес­ли во­шед­ший не за­хо­чет, то­гда узна­ешь, что он есть бес.

По­сле это­го пре­по­доб­ный Ва­си­лий со­тво­рил мо­лит­ву за­пре­ще­ния, при­зы­вая на по­мощь свя­тых, и, на­ста­вив Фе­о­до­ра, ушел в мо­на­стырь в свою кел­лию. Бес не дерз­нул сно­ва явить­ся пре­по­доб­но­му Фе­о­до­ру, и для него ста­ло яв­но ко­вар­ство обо­льсти­те­ля. С той по­ры он за­став­лял каж­до­го при­хо­дя­ще­го к нему преж­де все­го со­тво­рить мо­лит­ву Иису­со­ву и по­том уже бе­се­до­вал с ним. Так пре­по­доб­ный Фе­о­дор по­бе­дил вра­га и из­ба­вил­ся при по­мо­щи Бо­жи­ей от уст льва, ищу­ще­го до­бы­чи (ср. 1Пет.5:8). По­доб­ное из­бав­ле­ние Гос­подь ока­зы­вал и ока­зы­ва­ет мно­гим из­бран­ни­кам Сво­им, ски­та­ю­щим­ся в пу­сты­нях и про­па­стях, без­молв­ству­ю­щим на­едине в за­тво­рах: им нуж­на ве­ли­кая нрав­ствен­ная си­ла и Бо­жия по­мощь, чтобы их во вре­мя борь­бы не по­бе­дил и не по­гло­тил зверь ду­ше­гу­би­тель.

Бу­дучи из­бав­лен от рва по­ги­бе­ли, пре­по­доб­ный Фе­о­дор стал за­бо­тить­ся о том, чтобы впал в яму сам враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го: преж­де все­го он за­ко­пал глу­бо­ко в зем­лю най­ден­ное им со­кро­ви­ще, ед­ва не при­вед­шее его к от­па­де­нию от Бо­га; в то же вре­мя пре­по­доб­ный Фе­о­дор непре­стан­но мо­лил Гос­по­да, чтобы Он да­ро­вал ему за­бве­ние ме­ста, где за­ры­то со­кро­ви­ще, и от­нял от него страсть лю­бо­с­тя­жа­ния. Гос­подь услы­шал мо­лит­ву ра­ба Сво­е­го: пре­по­доб­ный Фе­о­дор со­вер­шен­но за­был, где бы­ло скры­то им со­кро­ви­ще, и ни­ко­гда не ду­мал о при­об­ре­те­нии бо­гатств; зо­ло­то и се­реб­ро для него ста­ли не до­ро­же гря­зи.

За­тем, чтобы не пре­бы­вать в празд­но­сти, ко­то­рая по­рож­да­ет ле­ность, а с нею и бес­печ­ность, чем диа­вол сно­ва мог вос­поль­зо­вать­ся для сво­их ис­ку­ше­ний, пре­по­доб­ный Фе­о­дор воз­ло­жил на се­бя ве­ли­кий труд: он по­ста­вил в сво­ей пе­ще­ре жер­но­ва и на­чал ра­бо­тать на бра­тию, при­чем не толь­ко сам мо­лол жи­то, но сам и при­но­сил его из мо­на­сты­ря; ночь он про­во­дил по­чти без сна, по­свя­щая боль­шую часть ее мо­лит­ве и ра­бо­те на руч­ных жер­но­вах, а днем от­но­сил му­ку и сно­ва при­но­сил жи­то. Сво­и­ми тру­да­ми пре­по­доб­ный в те­че­ние мно­гих лет нема­ло об­лег­чал мо­на­стыр­ских ра­бов, не сты­дясь раз­де­лять их труд.

Од­на­жды мо­на­стыр­ский ке­ларь, уви­дев, ка­кой тя­же­лый и му­чи­тель­ный по­двиг воз­ло­жил на се­бя пре­по­доб­ный Фе­о­дор, при­шел в уми­ле­ние: ко­гда бы­ло при­ве­зе­но из мо­на­стыр­ских сел жи­то, он от­пра­вил пять во­зов его к пре­по­доб­но­му, чтобы он из­ба­вил се­бя от лиш­не­го тру­да, – не хо­дил за ним в мо­на­стырь. Пре­по­доб­ный Фе­о­дор, вы­сы­пав жи­то, при­нял­ся за ра­бо­ту, поя псал­мы. Уто­мив­шись, он хо­тел немно­го от­дох­нуть, вдруг раз­дал­ся как бы удар гро­ма, и жер­но­ва на­ча­ли са­ми мо­лоть. Ура­зу­мев коз­ни диа­во­ла, пре­по­доб­ный Фе­о­дор под­нял­ся и на­чал усерд­но мо­лить­ся, по­сле че­го ска­зал гром­ким го­ло­сом:

– Гос­подь за­пре­ща­ет те­бе, лу­ка­вый бес!

Но бес не пе­ре­ста­вал мо­лоть на жер­но­вах. То­гда пре­по­доб­ный сно­ва ска­зал:

– Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, сверг­ше­го те­бя с небес и дав­ше­го во власть угод­ни­ков Сво­их, я, греш­ный, по­веле­ваю те­бе не остав­лять ра­бо­ты, по­ка не пе­ре­ме­лешь всё жи­то: по­тру­дись и ты на свя­тую бра­тию.

Ска­зав это, он про­дол­жал мо­лит­ву: бес же не по­смел ослу­шать­ся и в од­ну ночь из­мо­лол всё жи­то. Утром пре­по­доб­ный Фе­о­дор дал знать ке­ла­рю, чтобы тот при­слал за му­кою. Ке­ларь уди­вил­ся столь необы­чай­но­му де­лу, как мож­но бы­ло смо­лоть в од­ну ночь пять во­зов, и сам от­пра­вил­ся в пе­ще­ру, чтобы вы­вез­ти из нее му­ку, при­чем со­вер­ши­лось дру­гое чу­до: от это­го же жи­та по­лу­чи­лось еще пять во­зов му­ки. Так сбы­лось здесь, в сей­час рас­ска­зан­ном со­бы­тии из жиз­ни пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра, сло­во апо­сто­лов, неко­гда го­во­рив­ших Иису­су Хри­сту: «Гос­по­ди! и бе­сы по­ви­ну­ют­ся нам о име­ни Тво­ем» (Лк.10:17), а так­же и обе­то­ва­ние Са­мо­го Сло­ва Бо­жия: «се, даю вам власть на­сту­пать на змей и скор­пи­о­нов и на всю си­лу вра­жью» (Лк.10:19). Лу­ка­вые бе­сы хо­те­ли устра­шить пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра и за­ста­вить его по­ви­но­вать­ся се­бе, как преж­де, во вре­мя его пре­льще­ния, но вме­сто это­го са­ми на­ло­жи­ли на се­бя узы раб­ства, так что при­нуж­де­ны бы­ли возо­пить:

– Мы не бу­дем бо­лее по­яв­лять­ся здесь.

Пре­по­доб­ные Фе­о­дор и Ва­си­лий уста­но­ви­ли меж­ду со­бою бла­го­че­сти­вый обы­чай ни­ко­гда не ута­и­вать сво­их мыс­лей, но обо­им об­суж­дать их вме­сте, чтобы ви­деть, на­сколь­ко они бо­го­угод­ны. По обо­юд­ном со­ве­ща­нии Ва­си­лий уда­лил­ся без­молв­ство­вать в пе­ще­ру, а пре­по­доб­ный Фе­о­дор, как до­стиг­ший уже ста­ро­сти, вы­шел из нее с тем, чтобы по­се­лить­ся в древ­нем мо­на­сты­ре.

В это вре­мя мо­на­стырь был со­жжен. Де­ре­вья на устрой­ство церк­ви и кел­лий, при­гнан­ные пло­та­ми по Дне­пру, ле­жа­ли на бе­ре­гу, и на­ня­ты бы­ли ра­бот­ни­ки, чтобы вве­сти их в го­ру, но пре­по­доб­ный Фе­о­дор, же­лая сам по­ста­вить се­бе кел­лию, на­чал на се­бе но­сить брев­на с бе­ре­га на го­ру, не доз­во­ляя ни­ко­му ра­бо­тать за него. Лжи­вые бе­сы, за­быв свое, вы­нуж­ден­ное под­не­воль­ное ра­бо­той обе­ща­ние ни­ко­гда не при­бли­жать­ся к пре­по­доб­но­му, сно­ва на­ча­ли свои коз­ни: все брев­на, ка­кие с ве­ли­ким тру­дом бла­жен­ный Фе­о­дор вно­сил за день на го­ру, бе­сы но­чью сбра­сы­ва­ли вниз, же­лая через это до­бить­ся его уда­ле­ния. По­няв коз­ни бе­сов, пре­по­доб­ный ска­зал им:

– Име­нем Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, по­велев­ше­го вам вой­ти в сви­ней (Мф.8:32), я, греш­ный раб Его, по­веле­ваю вам все брев­на с бе­ре­га пе­ре­не­сти на го­ру, чтобы бра­тия, ра­бо­та­ю­щая Бо­гу, не от­ры­ва­лась от сво­е­го тру­да и мог­ла без ва­ших коз­ней вы­стро­ить храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це и кел­лии се­бе; то­гда узна­е­те, что Гос­подь при­сут­ству­ет на этом ме­сте.

В ту же ночь бе­сы пе­ре­нес­ли с бе­ре­га на го­ру все брев­на, пред­на­зна­чен­ные для по­строй­ки мо­на­сты­ря. Ко­гда утром на бе­рег при­е­ха­ли на­ня­тые для пе­ре­воз­ки, то не на­шли ни од­но­го брев­на; по­гля­дев по сто­ро­нам, они уви­де­ли, что брев­на уже на­хо­дят­ся на го­ре и не сва­ле­ны в ку­чу, а раз­ло­же­ны в по­ряд­ке: осо­бо – пред­на­зна­чен­ные для кры­ши, осо­бо – для по­ла и осо­бо – длин­ные, чрез­вы­чай­но тя­же­лые бал­ки. Всё это как де­ло, пре­вы­ша­ю­щее че­ло­ве­че­ские си­лы, воз­буж­да­ло удив­ле­ние. Так про­сла­вил­ся Гос­подь чрез угод­ни­ков сво­их Фе­о­до­ра и со­вет­ни­ка его Ва­си­лия; ра­ди их по­дви­гов Гос­подь явил это чу­до. Но эти срод­ные по ду­ху ра­бы Бо­жии не гор­ди­лись, ви­дя по­ви­но­ве­ние се­бе бе­сов, сле­дуя на­став­ле­нию Хри­ста: «не ра­дуй­тесь, что ду­хи вам по­ви­ну­ют­ся, но ра­дуй­тесь то­му, что име­на ва­ши на­пи­са­ны на небе­сах» (Лк.10:20). Бе­сы же, столь яв­но об­ли­чен­ные в сво­их коз­нях свя­ты­ми Фе­о­до­ром и Ва­си­ли­ем, не мог­ли стер­петь сво­е­го по­но­ше­ния, – они, ко­гда-то поль­зо­вав­ши­е­ся, как бо­ги, по­чи­та­ни­ем и по­кло­не­ни­ем от языч­ни­ков, те­перь долж­ны бы­ли пе­ре­но­сить от вер­ных угод­ни­ков Бо­жи­их пре­зре­ние, уни­же­ние и бес­че­стие, долж­ны бы­ли, как ра­бы куп­лен­ные, тру­дить­ся для них, то ме­ля жи­то, то тас­кая брев­на, и к то­му же, по­ви­ну­ясь за­пре­ще­нию тех же свя­тых, они долж­ны бы­ли уда­лять­ся от лю­дей. По­это­му-то во вре­мя пе­ре­нос­ки бре­вен они и во­пи­ли, как слы­ша­ли неко­то­рые:

– О, злые и лю­тые вра­ги на­ши Фе­о­дор и Ва­си­лий! Мы не пе­ре­ста­нем бо­роть­ся с ва­ми, по­ка не пре­да­дим вас смер­ти!

С это­го вре­ме­ни лу­ка­вые бе­сы, – не зная, что по­слу­жат к еще боль­ше­му про­слав­ле­нию пре­по­доб­ных, – на­ча­ли все­ми спо­со­ба­ми воз­буж­дать злых лю­дей на свя­тых Фе­о­до­ра и Ва­си­лия. Тот­час же по чу­дес­ном пе­ре­не­се­нии бре­вен на­ня­тые для пе­ре­воз­ки ра­бо­чие под­ня­ли воз­му­ще­ние:

– Да­вай нам, – го­во­ри­ли они бла­жен­но­му Фе­о­до­ру, – на­шу пла­ту: мы не хо­тим знать, ка­ки­ми хит­ро­стя­ми ты вме­сте с Ва­си­ли­ем пе­ре­нес брев­на, ко­гда мы го­то­вы бы­ли их пе­ре­не­сти.

К то­му же при­су­дил и недоб­ро­со­вест­ный су­дья, бу­дучи под­куп­лен зо­ло­том: не пом­ня угро­зы Гос­по­да, что су­дя­щий непра­вед­но сам бу­дет осуж­ден, он не по­бо­ял­ся ска­зать пре­по­доб­но­му Фе­о­до­ру:

– Пусть по­мо­гут те­бе пла­тить те бе­сы, ко­то­рые по­мог­ли пе­ре­во­зить.

Ве­ли­кую скорбь до­ста­ви­ло это но­вое ис­ку­ше­ние диа­во­ла нес­тя­жа­те­лю Фе­о­до­ру и со­вет­ни­ку его Ва­си­лию. Не до­стиг­ши смер­ти пре­по­доб­ных, диа­вол, вспо­ми­ная свою первую по­бе­ду над бла­жен­ным Фе­о­до­ром, воз­двиг опять смер­то­нос­ную бу­рю. При­няв об­раз пре­по­доб­но­го Ва­си­лия, без­молв­ство­вав­ше­го в то вре­мя в Ва­ряж­ской пе­ще­ре, он при­шел к од­но­му из бли­жай­ших к кня­зю бо­яр; это был че­ло­век же­сто­кий, нече­сти­вый, лич­но знав­ший пре­по­доб­но­го Ва­си­лия.

– Фе­о­дор, жив­ший до ме­ня в пе­ще­ре, – ска­зал ему ис­ку­си­тель, – на­шел боль­шое со­кро­ви­ще, со­сто­я­щее из зо­ло­та, се­реб­ра и цен­ных со­су­дов, и хо­тел бы­ло бе­жать с ним, да я удер­жал его; те­перь он при­тво­ря­ет­ся юро­ди­вым и име­ет сно­ше­ния с бе­са­ми, ко­то­рым при­ка­зы­ва­ет то мо­лоть жи­то, то но­сить брев­на на го­ру с бе­ре­га; при всем этом он тща­тель­но скры­ва­ет най­ден­ные им бо­гат­ства, чтобы уда­лить­ся с ним ку­да-ни­будь тай­но от ме­ня, ко­гда на­станет для это­го бо­лее бла­го­при­ят­ное вре­мя; в по­след­нем слу­чае кня­зю, ко­неч­но, ни­че­го не до­ста­нет­ся.

Услы­шав это, бо­ярин по­вел мни­мо­го Ва­си­лия к кня­зю Мсти­сла­ву Свя­то­пол­ко­ви­чу. Бес рас­ска­зал и ему то же са­мое, при­со­еди­нив еще сле­ду­ю­щий со­вет:

– Схва­ти­те его как мож­но ско­рее, по­ка не сбе­жал, и то­гда по­лу­чи­те со­кро­ви­ще; ес­ли он не за­хо­чет рас­стать­ся с ним доб­ро­воль­но, при­бег­ни­те к по­бо­ям; но ес­ли и по­сле них не со­гла­сит­ся от­дать, то под­верг­ни­те его, не жа­лея, пыт­ке и по­зо­ви­те ме­ня: я пред все­ми ули­чу его и ука­жу са­мое ме­сто, где спря­та­но со­кро­ви­ще.

Обо­льстив та­ким об­ра­зом кня­зя, бес скрыл­ся.

На дру­гое утро князь, точ­но со­брав­шись на охо­ту или про­тив непри­я­те­ля, в со­про­вож­де­нии мно­же­ства во­и­нов по­ехал в мо­на­стырь; взяв пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра, он при­вел его к се­бе в дом и стал сна­ча­ла с лас­кою спра­ши­вать его:

– Ска­жи мне, от­че, прав­да ли ты, как я слы­шал, на­шел со­кро­ви­ще?

– Да, – от­ве­чал пре­по­доб­ный, – я дей­стви­тель­но на­шел его, и оно спря­та­но те­перь в пе­ще­ре.

– Не из­вест­но ли, – сно­ва спро­сил князь, – кто имен­но спря­тал его и как мно­го в нем зо­ло­та, се­реб­ра и со­су­дов?

– Еще при жиз­ни от­ца на­ше­го Ан­то­ния, – ска­зал бла­жен­ный Фе­о­дор, – го­во­ри­ли о со­кро­ви­ще, спря­тан­ном ва­ря­гом в этой пе­ще­ре, от­че­го она и до сих пор на­зы­ва­ет­ся Ва­ряж­ской; я ви­дел его; оно со­сто­ит из мно­же­ства зо­ло­та, се­реб­ра и со­су­дов, толь­ко ла­тин­ских.

– По­че­му же ты, от­че, не от­дашь его мне? – спро­сил князь. – Я раз­де­лю его с то­бою, ты возь­ми сколь­ко те­бе бу­дет нуж­но, и за это ты ста­нешь вме­сто от­ца как мне, так и мо­е­му от­цу (по­след­ний в это вре­мя на­хо­дил­ся в Ту­ро­ве).

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор ска­зал на это:

– Я бы ни­че­го не по­тре­бо­вал бы се­бе из то­го, что мне не при­не­сет ни­ка­кой поль­зы, всё бы от­дал вам: на вас ле­жат та­кие за­бо­ты, от ко­то­рых я со­вер­шен­но сво­бо­ден, но Гос­подь от­нял у ме­ня вся­кую па­мять о том ме­сте, где мною за­ры­то со­кро­ви­ще.

То­гда князь в гне­ве при­ка­зал слу­гам:

– Скуй­те это­го мо­на­ха по ру­кам и но­гам и не да­вай­те ему да­же через три дня хле­ба и во­ды: он не до­ро­жит мо­и­ми ми­ло­стя­ми.

По­сле то­го, как пре­по­доб­ный Фе­о­дор был за­ко­ван, его сно­ва спро­си­ли, ку­да он спря­тал со­кро­ви­ще?

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор от­ве­чал на это то же, что и ра­нее:

– Я ска­зал уже, что не знаю, где оно на­хо­дит­ся.

По­сле это­го от­ве­та князь ве­лел его бить, так что вла­ся­ни­ца, быв­шая на пре­по­доб­ном, омо­чи­лась кро­вью; по­том, по при­ка­за­нию то­го же кня­зя, его по­ве­си­ли в силь­ном ды­му и, при­вя­зав сза­ди, раз­ве­ли под ним огонь. Мно­гие ди­ви­лись тер­пе­нию пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра: он пре­бы­вал сре­ди пла­ме­ни точ­но сре­ди ро­сы; огонь не кос­нул­ся да­же вла­ся­ни­цы. Один из ви­дев­ших это рас­ска­зал кня­зю; по­след­ний, при­дя в ужас, опять стал уве­ще­вать стар­ца:

– За­чем ты гу­бишь се­бя, не от­кры­вая со­кро­ви­ща, ко­то­рое долж­но быть на­ше?

– Я те­бе ис­ти­ну го­во­рю, что по мо­лит­вам бра­та мо­е­го Ва­си­лия был из­бав­лен от среб­ро­лю­бия, ко­гда на­шел со­кро­ви­ще, и те­перь, – сно­ва по­вто­ряю, – Гос­подь от­нял у ме­ня па­мять, где оно за­ры­то, – от­ве­чал пре­по­доб­ный Фе­о­дор.

Вы­слу­шав этот от­вет, князь тот­час по­слал за бла­жен­ным Ва­си­ли­ем, ко­то­ро­го при­ве­ли си­лою, так как он не хо­тел вы­хо­дить из пе­ще­ры.

– Всё, что ты со­ве­то­вал мне сде­лать с этим злым стар­цем, – об­ра­тил­ся князь к пре­по­доб­но­му Ва­си­лию, – я сде­лал и ни­че­го не до­стиг, и при­зы­ваю во сви­де­те­ли те­бя, ко­то­ро­го же­лаю иметь вме­сто от­ца.

– Что же я те­бе со­ве­то­вал? – спро­сил в недо­уме­нии пре­по­доб­ный Ва­си­лий.

– Он, несмот­ря на му­че­ния, не хо­чет от­крыть, где спря­та­но им со­кро­ви­ще, ко­то­рое, как ты со­об­щил мне, бы­ло им най­де­но, – от­ве­чал ему князь.

– Узнаю коз­ни лу­ка­во­го бе­са, – ска­зал пре­по­доб­ный Ва­си­лий, – пре­льстив­ше­го те­бя, обо­лгав­ше­го ме­ня и се­го чест­но­го му­жа: вот уже пят­на­дцать лет, как я не вы­хо­жу из пе­ще­ры.

– Ты при всех нас го­во­рил кня­зю, – воз­ра­зи­ли при­сут­ство­вав­шие при раз­го­во­ре бе­са с кня­зем.

– Вас всех пре­льстил бес, – от­ве­чал пре­по­доб­ный, – я не ви­дел ни вас, ни кня­зя.

Раз­гне­ван­ный князь при­ка­зал и его, как пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра, под­верг­нуть же­сто­кой пыт­ке. Не вы­но­ся об­ли­че­ния и при­дя в силь­ней­шую ярость, от опья­не­ния пе­ре­шед­шую в буй­ство, он взял стре­лу и ра­нил бла­жен­но­го Ва­си­лия. Из­влек­ши стре­лу из сво­е­го те­ла, пре­по­доб­ный бро­сил ее кня­зю со сло­ва­ми:

– Этою стре­лой ско­ро сам бу­дешь ра­нен, – что и сбы­лось по про­ро­че­ству свя­то­го.

По­сле это­го князь ве­лел за­клю­чить пре­по­доб­ных, еле жи­вых уже от му­че­ний, в от­дель­ную тем­ни­цу, чтобы утром под­верг­нуть их но­вым, бо­лее же­сто­ким пыт­кам. В ту же ночь оба пре­по­доб­ных ото­шли ко Гос­по­ду (в 1098 г.). Гос­подь вы­вел их ду­ши из тем­ни­цы для про­слав­ле­ния Его все­свя­то­го име­ни в прис­но­су­щем све­те. Узнав об их смер­ти, при­шли бра­тия и, взяв те­ла свя­тых стра­даль­цев, с че­стью по­греб­ли их в Ва­ряж­ской пе­ще­ре, где они про­во­ди­ли свою, пол­ную бо­го­угод­ных по­дви­гов, жизнь. Впо­след­ствии они бы­ли пе­ре­не­се­ны в пе­ще­ру пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, где и до­ныне ле­жат нетлен­ны в окро­вав­лен­ных одеж­дах и вла­ся­ни­цах, то­же не под­верг­ших­ся тле­нию.

Спу­стя немно­го вре­ме­ни по­сле их бла­жен­ной кон­чи­ны сбы­лось про­ро­че­ство пре­по­доб­но­го Ва­си­лия: князь Мсти­слав Свя­то­пол­ко­вич был ра­нен стре­лою во вре­мя бит­вы с кня­зем Да­ви­дом Иго­ре­ви­чем в го­ро­де Вла­ди­ми­ре; узнав стре­лу свою, ко­то­рою ра­нил пре­по­доб­но­го Ва­си­лия, он ска­зал:

– Вот я уми­раю, на­ка­зы­ва­е­мый за пре­по­доб­ных Фе­о­до­ра и Ва­си­лия.

Так злой убий­ца был на­ка­зан за свое пре­ступ­ле­ние; пре­по­доб­ные же стра­даль­цы, как по­бе­ди­те­ли диа­во­ла, по­беж­да­ю­ще­го среб­ро­лю­би­ем, увен­ча­ны не тлен­ным се­реб­ром и зо­ло­том, но веч­ною сла­вою и че­стию: они по­лу­чи­ли ве­нец от дра­го­цен­но­го Кам­ня – Хри­ста, Ему же честь и сла­ва с Бо­гом От­цом и Свя­тым Ду­хом ныне и прис­но и во ве­ки ве­ков. Аминь.

Развернуть
Тропарь, кондак, величание

Тропарь Феодору и Василию Печерским, в Ближних пещерах
Союзом любве связавшеся, преподобнии, / всяк союз козней вражиих попрасте, / страдание же и смерть неповинне / от сребролюбиваго князя претерпесте добле, / тем молим вас, вкупе поживших / и венцы мучения приемших, / молитеся Господеви о нас, / яко да во мнозей любви, вере и надежди добре поживше, / всегда ублажаем вас, / Феодоре и Василие добропобеднии.

Развернуть