Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

прп. Феодор Студит

Дни памяти (по старому/новому стилю):
11 ноября (24 ноября)
26 января (8 февраля)
Житие, обретение мощей

Родился в Константинополе в семье чиновника, был дальним родственником преподобного Романа Сладкопевца. Получил хорошее образование от дяди Платона, игумена одного из столичных монастырей. В 22 года принял постриг; молодая жена его Анна также приняла монашество.

В 798 году стал игуменом Студийского монастыря, который стал его трудами центром византийского монашества. Он был автором устава, предполагавшего краткие частые службы, перемежающиеся с личным трудом братии. Специфической особенностью этого монастыря стала обширная книжная деятельность.

Возобновление иконоборчества выступил против императора и призывал к строгому невмешательству светской власти в дела веры. Из его творений известны три книги «Опровержений», написанных в защиту иконопочитания, письма разным лицам, многочисленные проповеди, гимны и некоторые другие. По мнению ученых, сам студийский устав дошел до нас серьезно дополненный более поздними авторами.

Тропарь преподобному Феодору Студиту, исповеднику, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих богодухновенное удобрение, / Феодоре премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Феодору Студиту, глас 2

Постническое и равноангельное житие твое / страдальческими уяснил еси подвиги / и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре. / С ними Христу Богу моляся // не престай о всех нас.

Завещание преподобного и богоносного Отца нашего и исповедника, Феодора Игумена Студийского.

Слыша Божественного Давида, говорящего: «уготовихся и не смутихся»(Пс.118:60), и еще: «Готово сердце мое, Боже» (Пс.56:8), я ныне, впавши в неисцельную болезнь окаянного моего тела, и не имея возможности собрать всех вас к себе, чада мои, братия мои и отцы мои, на день моей кончины, так как монастыри рассеяны по разным местам, и некоторые из братий находятся в отсутствии, а уже пришел час моего исхода из сей жизни: то заблаговременно составляю это мое вам завещание, считая это благопотребным к вашему утверждению, дабы все услышали последнее мое слово, и узнали, как я верую и кого оставлю по смерти своей игуменом, дабы все вы имели между собою согласие и мир о Христе, каковый мир оставил Господь святым Своим ученикам и Апостолам, когда хотел вознестись на небеса. О вере.

Итак, я верую в Отца и Сына и Святого Духа, во Святую, единосущную и преначальную Троицу, во имя Которой и крестился, и возродился, и принял помазание; исповедаю Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, триедино по Божеству, равно как едино три по Ипостасям; ибо един Бог есть Святая Троица по единосущию, хотя и разделяется по различию Ипостасей. Еще исповедаю, Единого от Троицы, Господа нашего Иисуса Христа, по бесконечному человеколюбию во плоти пришедшего, т. е., для спасения нашего рода принявшего плоть от Святой и Пренепорочной Богородицы без семени человеческого, и от утробы Ее, по Писанию, родившегося законом естества, сугубого (по естеству), так как Он весь совершен по Божеству, и не приложен оставаясь тем, чем был, и весь совершен по человечеству, восприняв все человеческое (кроме греха); Единый и тот же по Ипостаси, познаваемый в двух естествах, и двух волях и действиях, соответственно которым совершал как Божеское, так и человеческое.

Сверх всего отвращают всякой прелести еретического общения, следуя шести вселенским соборам еще же и (седьмому) который недавно собирался в Никее вторично против (иконоборцев), клевещущих на христиан, покланяюсь и почитаю честные и священные иконы Господа нашего Иисуса Христа, Богородицы, Апостолов, Пророков, Мучеников и всех преподобных и праведных, испрашиваю и святых их молитв, умилостивляющих Бога. Покланяюсь с верою и благоговением пресвятым их мощам, как исполненным благодати Божией.

Еще приемлю всякую Богодохновенную книгу Ветхого и Нового Завета, а вместе и жития и священные писания всех Святых Отцев, учителей и подвижников. Это я говорю ради умоповрежденного Памфила, который пришел сюда с востока, и оклеветал сих преподобных, Марка, Исаию, Варсануфия, Дорофея и Исихия, – т. е., не тех Варсануфия, Исаию и Дорофея, которые, как безглавые вместе с безглавыми (акефалами, ἀκεϕάλων) и десяторогие с десяторогими, подвергнуты анафеме от Святого Софрония в его Ливелле2), но других некоторых одноименных, которых я по преданию Отцев признаю, уверившись чрез вопрошение Святейшего Патриарха Тарасия, священноначальствовавшего в то время, и других достоверных лиц, и здешних, и восточных, а также и тем, что образ Варсануфия стоит в великой церкви вместе с прочими образами Святых Отцев в ряду святых икон, т, е. Святого Антония, Ефрема и многих других, и что я не нашел в их учении никакого заблуждения, напротив нашел великую душевную пользу.

Если же, по соборном рассмотрении, будет доказано какое-либо в них заблуждение, и что анафематствованы они или другие некоторые впавшие в ересь; то анафема им, и еще анафема, и всем анафема от Отца, и Сына и Святого Духа.

С сим вместе исповедаю, что монашеский образ высок, возвышен, ангельский и очищает всякий грех совершенною жизнию, т, е, если она проводится согласно с законоположением подвижнических уставов Божественного и Великого Василия, а не так как некоторые, одно принимают, а другое оставляют. Ибо кроме трех указанных в Божественной Лествице, устроений (монашеского жительства)3) иначе как-либо проводить жизнь законно нельзя. Еще никто не должен приобретать ни раба, ни скота женского пола, так как это не сообразно с нашим житием и опасно для душ наших.

Все это изложил я вкратце, – ибо теперь не время излагать это пространно, – для того, дабы кто не приписал мне неправильного образа мыслей, вместо того как я правильно верую и исповедаю. О настоятеле.

Сказав о всем этом, следует сказать и об Игумене. Итак, во первых я оставляю вам, (как наставника) господина и отца моего и отца вашего, преподобнейшего затворника, и отца, и светило и учителя. Ибо он о Господе выше и меня и вас, и он наша глава, хотя и подчинил себя, живя безмолвно, в Христоподражательном смирении; его наставлениями и молитвами, верую, спасетесь, если только окажете ему должную благопокорливость и послушание. А потом, кого общим избранием боголепно поставите в настоятели по предварительному отеческому совету, и кого будет желать все братство, на избрание того и я соизволяю. Но приди, отец и брат, кто бы ты ни был, вот я пред Богом и избранными Его Ангелами вручаю тебе все о Христе братство, дабы ты его принял. Как же ты его примешь? Какими советами будешь наставлять его? Как будешь соблюдать его? Соблюдай как агнцев Христовых, как члены твои любезнейшие, согревая их, заботясь о них и любя равною мерою любви; ибо в каждом человеке любовь ко всем членам телесным одинакова. Итак отверзи сердце твое милосердием, восприми всех с милостию, воспитай их, преобрази их, соверши их о Господе. Изостри ум твой проницательностию, возбуди усердие твое мужеством; утверди свое сердце верою и надеждою; предходи братиям во всяком добром деле; ратуй за них против мысленных врагов, защищай, наставляй; введи их в место добродетели, соделай их наследниками земли бесстрастия. Посему я и завещаю тебе эти правила, которые ты необходимо должен соблюдать. Заповеди Настоятелю.

1. Не изменяй устава и правила, принятого касательно всего от моего смирения, без настоятельной нужды.

2. Не приобретай ничего из вещей мира сего; не собирай для себя отдельно даже ни одного сребреника.

3. Не отторгай каким-либо пристрастием и попечением души и сердца твоего от вверенных тебе Богом и преданных мною и соделавшихся твоими духовными чадами и братиями. Не употребляй принадлежащего обители на бывших по плоти твоих сродников, или друзей, или товарищей, ни при жизни своей, ни по смерти, ни в виде милостыни, ни в виде наследства вышеозначенным. Ибо ты не от мира, чтобы тебе иметь общение с живущими в мире, разве только кто из мирской жизни перейдет в наше жительство; тогда, по подражанию Святым Отцам, попекись об них.

4. Не приобретай раба ни для своей потребности, ни для своей обители, ни для полей; ибо и он человек, сотворенный по образу Божию. Это, как и брак, дозволено только для мирян; а ты должен в душе представлять себя рабом единомысленных с тобою братий, хотя по внешности ты считаешься и господином их и учителем.

5. Отрекись совершенно женского пола, не имей скота женского рода для необходимых работ, ни в обители, ни на полях; ибо и из преподобных и Святых Отцев наших, никто сего не делал, и но самой природе это противно (монашескому образу жизни).

6. Не езди на конях и на лошаках, кроме необходимости, но по примеру Христову ходи пешком; если же необходимо, то езди на рабочем скоте4).

7. Соблюдай, чтобы у братий все совершенно было общим и нераздельным; и никто из них ни над чем не должен иметь власти, даже над иглой. Твои же душа и тело должны быть разделены равною любовию ко всем твоим духовным чадам и братиям.

8. Не заключай братства и кумовства с кем-либо из мирских людей, так как ты бежал от мира и от брака; ибо у Отцев этого не было; а если бы где и было, то редко, и это не закон.

9. Не вкушай с женами, кроме родной матери и сестры, ни с мирскими, ни с монахинями, разве какая-нибудь нужда и необходимость заставит, как заповедают Св. Отцы.

10. Не учащай выходов твоих и выездов, без нужды оставляя твое стадо; ибо лучше, оставив внешние дела, пребывать в ограде, чтобы иметь возможность спасать многонравных и далеко блуждающих словесных овец Христовых.

11. Соблюдай неизменно, чтобы поучения читались в неделю трижды, и еще каждый вечер тобою, или другим кем-либо из твоих чад; ибо так предано от Отцев, и это спасительно.

12. Не преподавай кому-либо так называемый малый образ, а потом великий, ибо образ один, как и крещение; так обыкновенно делали Св. Отцы5).

13. Не нарушай законоподожений и правил Святых Отцев, а в особенности Божественного и Великого Василия; но если что делаешь, или говоришь, поступай так, как имеющий на сие свидетельство в Божественных Писаниях, или по отеческому обычаю, без нарушения заповеди Божией.

14. Не оставляй свою паству, чтобы перейти к другой и не принимай и высшего сана без согласия твоего братства.

15. Не заводи дружбы с какою-либо инокинею; не медли в женском монастыре. Не беседуй наедине ни с монахинею, ни с мирянкою, разве необходимость заставит, и тогда да присутствуют два лица, с той и с другой стороны; ибо наедине, говорят, скорее подвергаются искушению.

16. Не отворяй ворот обители для входа женщин, кроме великой нужды; если же ты силен побеседовать с ними (по нужде их), не открыто6), то и это не отвержено.

17. Не делай ночлега ни для себя, ни для духовных чад твоих в доме мирском, в котором есть женщины, и не учащай туда, но когда нужно останавливаться, или ночевать вне обители, избирай домы мужей благоговейных.

18. Не имей по пристрастию в келлии твоей учеником юношу, но принимай услужение от лица, не подающего повода к соблазну, и от кого придется из братий.

19. Не имей одежд, изысканных и многоценных, кроме священных, но по подражанию Отцев имей и одежду и обувь смиренную.

20. Не имей роскошной трапезы ни для себя, ни при приеме посетителей, увлекаясь заботою о сем, ибо это свойственно жизни чувственной.

21. Не собирай в обители своей золота, но весь избыток от чего бы то ни было раздавай нуждающимся, для которых двери твои должны быть отверсты, по примеру Святых Отцев.

22. Не имей ни кладовых за ключем, ни излишней заботы об экономии; но вот тебе ключи – попечение о душах, решить и вязать по Писанию. Золото и что потребно вручай экономам и келарям, и как требуется по послушанию каждого, сохраняя сам власть над всем, и давая назначение каждому лицу, как рассудишь с старшими братиями, и требуй отчет по каждому послушанию.

23. Не предпочитай пользе братства никакое другое человеческое лице знатное и могущественное по нынешнему веку, и не отступай до крови от соблюдения Божественных законов и заповедей, хотя бы положить за них самую душу свою.

24. Не делай и не предпринимай по собственному рассуждению никакого дела, относится ли оно душе или телу, во первых без совета и благословения господина и отца твоего, а потом (братий), преуспевших в разуме и благочестии, смотря по предлежащему делу, будет ли потребность в совете одного, или двух или трех или больше, как мы заповедали отечески и как сами исполняли.

Все это и другое, что ты принял, соблюдай и сохраняй, да благо тебе будет, и благоуспешен будешь о Господе; а о противном сему не хотелось бы ни говорить, ни мыслить. Заповеди братиям.

Придите и вы, чада мои, и братия мои, и послушайте умиленный мой глас. Приимите господина Игумена, как и избрали его вы все. А искать другого жительства кроме установленного никому никаким образом не дозволено; это узы, (связывающие нас) о Господе. Приветствуйте его, как моего преемника, взирая на него с благоговением и почтением. Соблюдите заповедь о повиновении к нему, как ко мне самому, не унижая его по причине недавнего его поставления о Господе, и не истязуя от него более тех дарований, какие дарованы ему от Духа Святого; ибо довольно с него, если сохранит то, что заповедано моим смирением. И если вы любите меня, чада мои, то соблюдите заповеди мои, и имейте мир между собою. Соблюдите ангельский ваш обет ненарушимо7), проводя небесную жизнь.

Возненавидевши мир, не обращайтесь к делам мира. Освободившись от уз пристрастия, не связывайте себя опять плотскими узами.

Отрекшись всякого суетного наслаждения настоящей жизни, по малодушию не отбегайте от подвижнического вашего повиновения, дабы не соделаться поруганием бесов.

Претерпите до конца на поприще послушания, дабы получить вам и неувядаемый венец правды. Водясь смиренномудрием, отрекайтесь собственной своей воли, принимая только то, что одобрено игуменом. «Аще сия весте, блажени есте, аще сохраните я до конца» (Ин.13:17); Ибо приимет вас лик мучеников, и вы, увенчанные в небесном царстве, будете наслаждаться вечными благами. Заключение.

Итак, чада мои, спасайтесь! ибо я пойду теперь в путь безвозвратный, куда отошли все, бывшие от века, куда и вы немного спустя, пойдете, совершивши служение сей жизни.

Но не знаю, братия мои, куда пойду, какой суд встретит меня, какое место ожидает меня; ибо я не сделал пред Богом ни одного доброго дела, и повинен всякому греху. Впрочем я радуюсь и веселюсь, что иду от мира на небо, из тьмы в свет, от рабства на свободу, из странничества в истинное жилище, из страны чужой и иноземной в свою, «яко пресельник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вси отцы мои» (Пс.38:13). Скажу и еще дерзновеннее: иду к Владыке, к Господу и Богу моему, Его же возлюби душа моя, Которого я познал как Отца, хотя и не послужил Ему, как сын, Которого я стяжал вместо всего, хотя и не поработал Ему, как истинный раб, не в мудрости глаголю; сказал же это ради вас, чтобы вы были усердны и молились о моем спасении. Если я сего сподоблюсь, вот даю слово перед истиною, что неумолчно буду молиться Господу и Владыке моему о всех вас, чтобы вы были благополучны, чтобы спаслись, чтобы умножились. И уповаю, о отшествии из сего мира каждого из вас видеть, принять и облобызать. Ибо надеюсь, что благость Его, как здесь, так и в будущем веке, всех вас, сотворивших заповеди Его, соберет вкупе воспевать всесвятую Его державу.

Чадца, поминайте смиренные мои глаголы, предание сохраните о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.

Почил Святейший Отец наш и великий Исповедник Феодор, имея лет от роду 67, месяца Ноября в 11-е число, в день воскресный, в час 6, индикта 5-го, в лето 6335-е. КОНЕЦЪ.

________________________________________

1) Переведено с еллиногреческаго. См. Патрологии Минья том 99-й, стр. 1813–1824.

2) Св. Софроний, Патриарх Иерусалимский (как пишется в ЧетьМинеи 11-го Марта) «собрав у себе поместный собор, прокля единовольников (Монофелитов) ересь, и писанми утвержденная на своем Соборе разосла всюду».

3) Все житие монашеское содержится в трех главных устроениях и образах подвига: или в подвижническом уединении и отшельничестве, или в том, чтобы безмолвствовать с одним и много с двумя; или наконец в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии (Леств. 1, 26).

4) В Слав. пер. с новогреч. аще есть мужеск меск.

5) Примечание. Позднейшие же отцы по причине усиливающихся немощей человеческих рассудили прежде постригать и в малый образ, т, е., в мантию, а еще позднее стали давать и рясофор, чтобы человек постепенно обучался монашеской жизни, и таким образом приготовлялся к принятию великого ангельского образа.

6) По греч.ἀσμϕανως - несоявленно. В Лат. пер. citra mutuum aspectum, т, е., не глядя друг на друга.

7) По греч.ἀδιάψευστον. По слав. несолган.

Развернуть
Тропарь, кондак, величание

Тропарь преподобнаго Феодора Студита
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобнаго Феодора Студита
глас 2
Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся// не престай о всех нас.

Величание

Ублажаем тя, / преподобне отче Феодоре, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов.

Развернуть