прп. Антоний Леохновский, Новгородский
Преподобный Антоний, сын тверских боярских детей Вениаминовых, родился около 1526 года. Люди богобоязненные, родители Антония воспитали сына в заветах строгого благочестия, и посеянное ими в юной душе семя страха Божия скоро принесло свой добрый плод. Еще будучи отроком, Антоний обнаружил склонность к подвижничеству; с годами его ревность к благочестию возрастала все более и более, пока, наконец, не созрело в нем решение оставить мир с его соблазнами и поселиться где-либо в уединении, чтобы беспрепятственно служить Богу. Улучив подходящее время, Антоний тайно покинул навсегда родительский дом и, вверив себя водительству Промысла Божия, отправился искать желанного безмолвия. Он достиг пределов Новгородской области и остановился в урочище Пустошь Рублево, Бурежского погоста, на юго-западном берегу озера Ильменя. Пустошь отстоит от Новгорода окольным, сухим путем верст на сто, а прямым, чрез озеро Ильмень, верст на 50. Рублево лежало при речке Переходе и представляло собою горы, прорезанные оврагами и покрытые вековым лесом. Место это показалось Антонию удобным для уединенного пустынножительства. В одной горе он выкопал себе тесную пещеру и начал в ней спасаться: труд, молитва, пост и другие подвиги обуздания плоти были для отшельника средствами спасения. По заповеди Божией, преподобный Антоний вкушал свой хлеб в поте лица (Быт.3:19). Он расчистил лес под пашню и огород, сеял хлеб, садил овощи; затем сам убирал созревшую ниву, сам и молотил хлеб на гумне, которое устроил недалеко от пещеры. Добытый собственным трудом хлеб и служил пустыннику пищей; изредка он прибавлял к нему немного овощей. Но и этой скудной пищи преподобный вкушал лишь по столько, сколько необходимо для подкрепления изнемогающей плоти, один раз в сутки, по захождении солнца; часто же преподобный и совсем отказывался от пищи, налагая на себя строгий пост. Пил он простую колодезную воду. Спал подвижник на сырой земле, заменявшей в его пещере пол, причем в изголовье себе стлал ничем не покрытую деревянную колоду. Неоднократно в течение ночи он оставлял свое суровое ложе для молитвы. В молитве изливал он пред всевидящим Господом свою душу и ею ограждал себя от нападавших на него пустынных страхований.
Идя неуклонно скорбным и узким путем самого сурового подвижничества, преподобный Антоний, подкрепляемый благодатью Божией, достиг столь высокой степени совершенства, что окончательно умертвил в себе всякую привязанность к миру. Между тем тайный уход его с родины поверг домашних в скорбь и слезы; они начали повсюду искать пропавшего. Двум сестрам преподобного удалось узнать о месте его подвигов. Пришли они в Рублевскую пустынь, долго ходили здесь по дремучему лесу, звали подвижника-брата и плакали; но преподобный Антоний не показался им, ибо ради Господа он оставил дом свой. Господь сказал: Всяк, иже оставит дом... имене Моего ради, сторицею приимлет (Мф.19:29). Во исполнение сих слов Он удостоил Своего угодника великого дара чудотворений.
Несмотря на полное уединение преподобного Антония, молва о его богоугодной жизни распространялась все далее и далее.
Услышал о нем инок одного монастыря, по имени Нифонт, который и захотел посетить славного подвижника. От одного новгородского купца Нифонт узнал, где находится Рублевская пустынь, и отправился к преподобному Антонию. Увидев его, инок сначала испугался, потому что изнуренная подвигами плоть пустынника была черна и груба. Но преподобный успокоил посетителя словами: «Чадо, не бойся вида моего тела!» Потом, назвав по имени Нифонта, с которым встречался первый раз в жизни, преподобный облобызал его и разделил с ним свою скромную трапезу. Целый день вели они душеспасительную беседу, прерывая ее по временам общей молитвой.
Заветным желанием преподобного Антония было облечься в иноческий образ. Об исполнении этого желания он усердно молил Бога, и Господь услышал его молитву. В праздник Вознесения Христова преподобному явился Ангел Господень и сказал: «Антоний! Иди на место, называемое Леохново, на три поприща отсюда».
Повинуясь велению небесного вестника, прп. Антоний оставил пустынное безмолвие и пришел в Леохново; здесь он нашел священноинока-отшельника Тарасия, который и постриг его без перемены прежнего, мирского имени.
Общими усилиями и трудами преподобные Антоний и Тарасий построили в Леохнове храм, украсили его святыми иконами, снабдили книгами и другими предметами, необходимыми для богослужения. Когда постройка храма была окончена, сподвижники послали к Новгородскому архиепископу за благословением на освящение храма и за антиминсом. Узнав от посланного, от чьего имени он пришел, архиепископ охотно исполнил просьбу иноков – дал свое благословение преподобному Антонию и антиминс для церкви. Храм был освящен в честь Преображения Господня в самый день этого праздника (6/19 августа). Так положено было основание Леохновской пустыни. Вскоре начали стекаться сюда желающие подвизаться под руководством преподобного Антония. Приходили в Леохново не только люди простого звания, но также и знатные, подобно самому преподобному, люди благородного происхождения, которые, по апостолу, вменили «вся уметы быти, да Христа приобрящут» (Флп.3:8). Преподобный не был человеком образованным или даже начитанным, но для собравшейся братии он явился мудрым руководителем, назидавшим иноков и собственным примером, и хотя простыми, но полными глубокого жизненного значения поучениями. Первым являлся подвижник в храм и оставлял его последним; за службой Божией он стоял с великим вниманием и благоговением. Время, свободное от церковной молитвы, он проводил в трудах, сам исполнял все черные монастырские работы; иногда преподобный пек для братии хлеб или готовил кушанье. После трудового дня наступала ночь, но и ее подвижник нередко проводил без сна в молитве, не давая никакого послабления плоти, и без того изможденной непрестанным трудом и постом.
Подражая сам великим пустынникам древности, преподобный Антоний ставил их в образец иноческой жизни братии своей обители. Он любил напоминать им следующие слова святого Исидора Пелусиота: «Для чего мы называем отцами прежде нас бывших черноризцев, если сами не хотим, как истинные сыны их, последовать их отеческим нравам и украшаться их обычаями? Не могут нам быть отцами те, нравам которых не подражаем. Поревнуем, братия, житию отцов наших, которые, окрылившись любовью к Богу, возлетели от видимого превыше всего земного, чтобы вкусить сладости небесной; бездомовные, безыменные, в пустынях и расселинах земных, они покорили плоть свою духу и уже на земле явили себя не человеками, но Ангелами; поревнуем им, чтобы вместе с ними прославиться на небесах». Убеждая братию идти путем, завещанным святыми отцами, преподобный Антоний указывал им, что для этого требуется единственно искреннее желание и здравый ум; спасительный путь одинаково открыт и ученому, и простецу. В подтверждении этой истины он повторял братии изречение отца монашествующих, преподобного Антония Великого: «Не требует иных душа человеческая, как только здравого ума».
Наставления Леохновскаго подвижника, подкрепляемые его примером, падали на добрую почву: братия усердно исполняли его наставления. Церковное богослужение в обители совершалось со строгим благочинием; в храме братия с благоговением внимали церковному пению и чтению, не нарушая молитвенной тишины. Охотно исполняя возложенные послушания, иноки присоединяли к ним и добровольные подвиги для спасения души. Поэтому монастырь преподобного Антония был действительным приютом мира, братской любви, взаимного самопожертвования и других христианских добродетелей. Видя духовное возрастание братии, преподобный радовался и благодарил Господа. Между тем число братии Леохновской обители возрастало и с течением времени достигло до пятидесяти.
Дары прозорливости и чудотворений, полученные от Господа преподобным Антонием еще во дни уединенного подвижничества, подвижник проявлял и в последующее время своей жизни.
Так, стоя однажды на молитве, преподобный Антоний сказал келейнику: «Брат! Сегодня под Оршею, ради грехов наших, побито множество православных».
И через несколько дней до монастыря дошла печальная весть о поражении русских под Оршею в битве с поляками, происшедшей в тот именно день, в который сказал о ней преподобный.
При жизни преподобного Антония в Леохновской обители случился пожар: загоралась крыша трапезной, и огонь, раздуваемый и направляемый сильным ветром, готов был перекинуться на соседние келлии. Опасность грозила всему монастырю. Испуганный келарь прибежал к преподобному и, припав к ногам игумена, со слезами просил его помолиться о спасении обители. Тогда преподобный Антоний обратился к иконе Всемилостивого Спаса, стоявшей в келлии, и так молился со слезами: «Господи! Ты благоволил возлюбить место сие, попусти же наказание с милостью и сотвори достойное».
Затем, еще с не обсохшими от слез глазами, преподобный сказал келарю: «Не бойся, брат, Всемилостивый Господь Бог наш не опечалит нас свыше меры».
И только что он произнес эти слова, как ветер изменил свое направление. Благодаря этому пожар прекратился, причинив незначительный ущерб обители.
Один юноша, пасший овец близ монастыря, был ужален змеею и находился при смерти. В это время пришел к нему преподобный Антоний и сказал: «Иди к источнику близ обители и принеси воды». Когда юноша исполнил приказание, преподобный влил ему в рот воды со словами: «Во имя Святой Троицы, силою Христовою исцеляет тебя раб Христов, старец Антоний».
Тотчас же у больного началась очень продолжительная и такая сильная рвота, что даже сам преподобный пришел в изумление. После этого юноша почувствовал себя совершенно здоровым и хотел уже гнать свое стадо далее. Но святой старец остановил его таким вопросом: «Скажи, зачем ты вчера клялся бедной вдове, что волк съел ее овцу, тогда как сам ты продал ее за три сребреника?» – «Действительно, солгал я ей, отец». Юноша признался в грехе своем и потом с удивлением спросил подвижника: «Ты, отец, как узнал об этом?» – «Когда я сидел в келлии своей, – отвечал преподобный, – приехал ко мне всадник на белом коне и сказал: «Антоний! Встань и иди скорее на южную сторону, где источник. Увидишь там человека, ужаленного змеею, и скажи ему: не клянись именем Божиим и Его святыми, не делай неправды и отдай вдове овцу, чтобы не было тебе хуже».
Тогда юноша, упав к ногам угодника Божия, подробно исповедал пред ним свой грех: «Точно, – сказал он, – продал я овцу женщины за три сребреника, а сказал, что съел волк. Вдова не поверила мне и говорила: “Разве ты не знаешь, что я человек бедный, но делай, как хочешь”. Прошу тебя, отец, помолись о мне Господу Богу, чтобы Он простил мой грех; вдове же обиженной я возвращу овцу; а в обитель на праздник Преображения Господня и убогим буду ежегодно уделять до самой смерти своей десятую часть от стада».
Преподав покаявшемуся наставление избегать дурных дел, чтобы не потерпеть еще большего наказания, преподобный снова повелел ему возвратить украденное. Потом с миром отпустил юношу; и он удалился, благодаря за свое исцеление Бога и Его угодника.
Слава о преподобном Антонии как великом подвижнике и чудотворце распространилась по русской земле, достигла и до Москвы. Царь Иоанн Васильевич Грозный, много слышавший об угоднике Божием, имел сильное желание его увидеть. Поэтому, когда преподобный Антоний прибыл по нуждам обители в Москву, царь призвал его к себе и просил молитв и благословения. Он вручил преподобному щедрую милостыню для его обители вместе с жалованными грамотами ей на земли и рыбные ловли на озере Ильмене.
Как заботливый хозяин, преподобный Антоний много потрудился и позаботился о благосостоянии своей обители. В 1587 году обитель получила пустоши Рублево и Леохново, затем в конце XVI века и начале XVII были пожалованы ей другие, близко лежащие угодья. В 1606 году преподобный бил челом о пустоши Иваново, причем жаловался, что «монастырския животины выпустити негде», а между тем эта пустошь, не населенная и заросшая лесом, подошла к монастырю близко. Пустошь дана была обители из оброка, другие же угодья – безоброчно.
Пятьдесят шесть лет подвизался преподобный Антоний в иноческом образе и, будучи уже глубоким старцем, приблизился к блаженной кончине, встретить которую Промысл Божий судил ему вне стен родной обители. В 1611 году шведы вторглись в пределы Новгорода и начали опустошать его окрестности. Тогда митрополит Новгородский Исидор (1603–1619), чтобы уберечь уважаемого старца от опасности, вызвал преподобного Антония с несколькими учениками к себе в Новгород. Здесь престарелый подвижник заболел и, чувствуя приближение своей смерти, стал с радостью готовиться к ней. В день Воздвижения Честного Креста Господня старец приобщился Святых Христовых Таин и преподал последнее благословение окружавшим его смертный одр. Затем он велел позвать к себе Корнилия, пономаря церкви святого евангелиста Луки, и обратился к нему с такими словами: «Брат Корнилий! пусть будет тебе знамение, чтобы мне быть положенным в созданном мною монастыре благолепного Преображения».
В этот же день, 14 сентября, прп. Антоний мирно почил на 86-м году от рождения. Время кончины святого старца относится к 1611, 1612 или 1613 г.
Торжественное погребение блаженного старца совершил Новгородский митрополит. Трудолюбное тело преподобного было положено близ алтаря Новгородской церкви во имя святого евангелиста Луки на Рядитине улице. Место своего погребения преподобный Антоний избрал сам, так как нашествие шведов отрезало доступ к Леохновской обители.
По удалении шведов из пределов Новгородских скитавшиеся по лесам жители начали возвращаться на покинутые места. На место Леохновской обители первым пришел Григорий, любимый ученик преподобного Антония, который убежал из нее при нападении шведов и затем укрывался в лесу. На месте обители он нашел лишь пепелище да непогребенные тела убитых братий – враги не пощадили скромной обители преподобного Антония: убогое строение монастырское предали огню, а не успевших скрыться иноков – смерти. Со слезами похоронив тела убиенных, Григорий поставил на родном пепелище маленькую келлию, а близ нее часовню в честь Преображения Господня. Подвизаясь в пустыне, инок молил Господа, чтобы вновь возродилась уничтоженная врагами обитель. Так прошло несколько лет, и вот однажды преподобный Антоний является ученику своему во сне и говорит: «Брат Григорий, пойди в Новгород, скажи митрополиту Киприану и старейшинам города, чтобы положили меня на месте моей обители».
Григорий не обратил внимание на явление, приняв его за обыкновенный сон, хотя оно и повторилось. Наконец преподобий Антоний явился своему ученику в третий раз и, испуская огненные лучи, сказал: «Если не исполнишь слов моих, явлюсь в другом месте; ты же погибнешь».
Грозное явление угодника Божия так сильно поразило Григория, что он долго пролежал как мертвый, без сознания. Придя в себя, он сейчас же отправился в Новгород, где и передал митрополиту и старейшинам города о повелении преподобного Антония. Тогда митрополит Киприан (1626–1634) с крестным ходом, при большом стечении молящихся, пошел ко храму святого евангелиста Луки, близ которого находилась могила преподобного Антония. Когда ее раскопали и, вынув гроб, сняли с него крышку, то тело угодника Божия оказалось нетленным. Среди множества теснившегося народа находился слепец Иосиф, уже три года не видевший света. Молитвами преподобного Антония Иосиф тут же прозрел. По распоряжению Новгородского митрополита мощи чудотворца на место его подвигов сопровождали с молебным пением настоятели Новгородских монастырей во главе с архимандритом Юрьевской обители Дионисием; множество народа следовало за мощами. На пути в Леохново, когда честные мощи несли близ Аркажского монастыря, совершилось новое чудо – прозрел другой слепец, по имени Стефан. С благословением положены были святые мощи преподобного Антония на том месте, где он подвизался более 50 лет. Так исполнилось предсказание святого, что тело его будет покоиться в созданной им обители.
В скором времени после перенесения мощей преподобного Антония его разоренная обитель была восстановлена, но затем скудость содержания прекратила ее самостоятельное существование: монастырь стал приписным, а в 1764 г. был окончательно упразднен, причем два монастырских храма обращены в приходские церкви.
На месте основанной преподобным Антонием обители осталось село Леохново. В 1788 году церкви и остатки деревянного монастырского строения сгорели. Усердием прихожан в том же году вместо деревянных сгоревших церквей был выстроен каменный храм в честь Преображения Господня с двумя приделами, из которых один (северный) – во имя преподобного Антония Леохновского. Придел освящен 30 декабря 1788 года, и в нем под аркой, отделяющей придел от средней части храма, были положены честные мощи преподобного Антония; здесь под спудом они покоятся и в настоящее время. Над мощами преподобного Антония поставлена деревянная вызолоченная рака, на верхней доске которой находится сделанный из серебра образ угодника Божия с вызолоченным венцом и хартией. Пред ракою, на восточной стороне, висит древний образ Нерукотворенного Спаса; предание говорит, что пред этою иконою молился подвижник и что она чудесно сохранилась в куче пепла после пожара 1788 года, когда огонь уничтожил все. При раке хранятся жернова, которыми, по преданию, преподобный Антоний молол хлеб, а также каменный клевец (род кирочки или остроконечного молотка, служащий для обтески камня), служивший ему для обделки жерновов.
Празднование преподобному Антонию местное. Совершается оно трижды в год: во вторую пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла в Леохново бывает крестный ход из семи соседних церквей в память перенесения мощей преподобного Антония из Новгорода; в праздник Вознесения Господня, после литургии, из Леохновской церкви бывает крестный ход в церковь Рублевой пустыни в память пришествия преподобного Антония в Леохново из Рублева после видения ему Ангела в день Вознесения Господня; наконец, 14/27 сентября вспоминается кончина преподобного Антония.
Тропарь преподобному Антонию Леохновскому
глас 1
Пустынный житель и в телеси ангел, богоносец показался еси, пощением и бдением отче наш Антоние, небесный дар приял еси: исцеляеши недужныя и души притекающих с верою к раце честных мощей твоих. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобному Антонию Леохновскому
глас 8
Жития треволнения, и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, пустынный гражданин показался еси, многих быв наставник, Антоние преподобне: монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Молитва преподобному Антонию Леохновскому
О преподобие отче наш Антоние! иже от юности твоея путем креста шествовати возлюбил еси, в молитвах и трудах, в пощениях и бдении, в безмолвии и мудрости словесех на всякий день же и час неусыпно подвизался, и верный образ врученней тебе от Господа братии бывая; темже и всего себе принесл ему в жертву живу, святу и благоугодну, толиких чудес дарования от Него сподобися еси, яко и стихиям повелевати, болезни телесныя и душевныя отгоняти, о Церкви и Отечестве нашем во благое прозирати и промышляти; по кончине же твоей, егда возлюбленное тобою и благоустроенное место сие злодействием врагов безбожных разорению и запустению предано бысть, храм и обитель огнем сожжены, братия же мечем посечены быша, ты велие дерзновение к Царю Небесному имея, паки ходатайством твоим возсоздатися храму сему, еще же и мощем твоим святым, яко сокровищу многоценному, в нем положитися сотворил еси; темже мы с верою (стекающеся в храм сей и священную раку твою любезно целующе) молим тя, известный ходатаю наш, не престай моляся ко Господу Богу нашему о совершающих память твою, да погасит Он росою благодати Своея пламень страстей наших, да укрепит и препояшет ны силою Своею свыше на видимые и невидимые враги наша, избавляя и исцеляя от всяких недугов душевных и телесных и от всех зол сохраняя; паче же да укрепит и да возвысит благословенную страну нашу, верою и благочестием утверждая, истиною и правдою устрояя, изобилием благ и славою венчая, миром и благосостоянием ограждая ю; и тако вси, мирно и безмятежно пребывая во всяком благочестии и чистоте, вкупе прославим пресвятое имя Отца и Сына и Святаго духа и твое милостивное о нас ходатайство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Акафист святому преподобному Антонию Леохновскому
Кондак 1
Избранному чудотворцу, Всемилостиваго Спаса угоднику, Ангелов собеседнику и ходатаю человеков грешных, о державе Российстей молитвеннику и обители Леохновския устроителю, мы, недостойнии раби твои, благодарение во умиленном сердце приносим. Ты же, Антоние преподобне, Престолу Славы предстоя, от всяких болезней, бед, нестроений и скорбей всех нас сохраняй, да любовию взываем ти:
Радуйся чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!
Икос 1
Ангельское житие от юности возлюбив, отчий дом оставил еси, и ум на Небесная возвел еси, преподобне, сердцем ко Господу пламенея, в безмолвии и мудрости Евангельской Божественному житию поучаяся. Призван же от Бога быв, иноческую обитель устроив, верный образ врученней тебе братии явился еси, всего себе в жертву святу и богоугодну принесл еси, темже промышлению Божию о тебе дивящеся, во умилении зовем ти:
Радуйся, благочестиваго корене отрасле пречестная;
Радуйся, лозо винограда Христова многоплодная.
Радуйся, града Твери славное прозябение;
Радуйся, Великаго Новаграда духовное украшение.
Радуйся, от чрева матери Духом просвещенный;
Радуйся, Божественным Писанием от юности умудренный.
Радуйся, гражданине небесный;
Радуйся, подвижниче Спасов всечестне.
Радуйся, монахов наставниче жития ангельского;
Радуйся, иереев учителю служения благоговейнаго.
Радуйся, яко скоро послушаеши мольбы, с верою тебе приносимые;
Радуйся, яко образ являеши верным жития благочестиваго.
Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!
Кондак 2
Ведяше, блаженне, от юности твоея, коликих исполняется зол и болезней всяк человек, прилепляющеся суете мира сего, и коликих благ лишается, отпадая от Создателя своего Бога, на всякий час согрешая многажды, темже повинен вечной муке бывает. Печаль многу о сих имея, молил еси Всемилостиваго Спаса и Пречистую Богородицу, дабы избежати тебе красоты мирския века сего и сподобитися иноческаго образа и выну воспевати Богу: Аллилуйя.
Икос 2
Разумевше Промысл Божий о тебе, достигл пределов Новоградских, и в Рублеве пустоши, в разселине земной вертеп ископал еси, и тамо затворил еси себе, страсти умервщляя и Единому Господеви работая. Смирением многим благодать Господню стяжав, даров духовных от Бога исполнился еси: рассуждения, молитвы, провидения и чудодействия, Ангелов же чистотою жития твоего удивил еси, сего ради вопием ти:
Радуйся, в подвизе потрудивыйся пустыннаго жития;
Радуйся, в посте и бдении искусивыйся весьма.
Радуйся, в подвизе молитвы преуспевый;
Радуйся, ум твой в Небесная вперивый.
Радуйся, душу твою смиреномудрием украсивый;
Радуйся, сердце твое от всякаго зла очистивый.
Радуйся, тело твое непрестанными труды укрепивый;
Радуйся, храм Духа Божественного всего себе соделавый.
Радуйся, земную любовь к сродником препобедивый;
Радуйся, Единому Господу работати возлюбивый.
Радуйся, пустыню подвиги твоими освятивый;
Радуйся, сиянием жития твоего во убозем вертепе всех озаривый.
Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!
Кондак 3
Силою молитв твоих, даром прозрения, мудростию и чудесы уподобился еси древнему Марку Афинянину, пришедшаго к тебе инока Нифонта вельми удивляя и видом плоти небрегомой своея устрашая, преподобне. В простоте сердца рекл еси горе подвигнутися, и бысть тако, по слову Евангельскому Господа твоего, Ангел же трапезу уготова двема собеседникома. Темже Нифонт, свидетель быв чудес таковых, во умилении прослави Бога, прославляющаго угодники Своя: Аллилуйя.
Икос 3
Имея желание неусыпное иноческий образ восприяти, молил еси, Антоние, Всемилостиваго Спаса дабы сподобил тя сея благодати, и посла ти Ангела Своего и повеле Леохны достигнути. От священнаго же инока Тарасия зде приял еси постриг возжеленный, преподобне, и храм созда молитвенный Боголепнаго Преображения, да в нем прославляемо буди выну имя Господне, темже багодарно воспеваем ти:
Радуйся, к обителем Небесным неуклонно взираяй;
Радуйся, силою благодати Божией облекаемь.
Радуйся, прежде пострига на земли ангельски поживый;
Радуйся, в постриге от старца твоего новое святое имя восприявый.
Радуйся, яко тесный путь спасения возлюбил еси;
Радуйся, яко священными обеты волю свою связал еси.
Радуйся, с собратом твоим нелегкий труд иноческой жизни подъявый;
Радуйся, храм молитвенный Спасу возведый и украсивый.
Радуйся, страсти греховныя в себе умертвивый;
Радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый.
Радуйся, Ангелов на Небеси веселие;
Радуйся, Церкве земныя похвало велие.
Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!
Кондак 4
Бурю помышлений мирских побеждати благодатию научал еси братию притекшую к тебе, преподобне, хотящу под твоим началом жити и образом твоим назидатися. Ты же, славы от человек избегая, учил еси всех подражати отцем древним, последовати нравам и украшатися обычаи их, дабы с ними прославитися на Небесех и ангельски воспевати Спасителю Богу: Аллилуйя.
Икос 4
Слышавше богоугодное житие твое, Антоние богомудре, прихождаху к тебе от всех концев иноческаго жития ревнители, простецы и благороднии, обитель святую составльше. Ты же, имея ум здрав и доброту сердечную, теми превозмогл еси недостаток учености, другим Иосифом явился еси братии твоей, с любовию наставляя и образ благочестия и трудолюбия являя. Тако и мы ныне житием твоим назидаеми, вопием:
Радуйся, обители Преображенския основателю;
Радуйся, древних монахов усердный подражателю.
Радуйся, добрый стада Христова наставниче;
Радуйся, коемуждо во благо усердный служителю.
Радуйся, смирением дух на высоте утвердивый;
Радуйся, страсти греховныя в себе умертвивый.
Радуйся, иноков правило и основание;
Радуйся, образа Ангельскаго жития преподание.
Радуйся, любовию паче словес наставляяй;
Радуйся, собою правило жития иноческаго являяй.
Радуйся, мудрецов мира сего мудрейший;
Радуйся, подвижниче благочестия усерднейший.
Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!
Кондак 5
Богосветлою звездою возсиял еси, преподобне Антоние, в земном житии твоем, Леохну богомудрием твоим и чудесы вельми прославил еси, и в дальних концех известно бысть имя твое. Ты же непрестанно прославлял еси Великаго Бога, давшаго тебе таковую благодать: Аллилуйя.
Икос 5
Видевше прозорливым оком, в смутное время междуусобной брани, множество воев, от рук врагов под Оршею изгибших, рекл еси, Антоние, келарю своему: «сего дне, брате, много православных побито грехов ради народа нашего», – темже со иноцы о исправлении воинства и народа православнаго молился еси. Дивящеся постижению тобою глубин Промысла Божественнаго, молим тя быти нам учителем богоугоднаго жития, и ублажающе вопием ти:
Радуйся, дальнее яко близ сущее провидевый;
Радуйся, смирением твоим высокая дарования стяжавый.
Радуйся, глубины изведавый Промысла Божественнаго;
Радуйся, к покаянию направляяй грешников.
Радуйся, учителю благочестия;
Радуйся, кроткий обличителю нечестия.
Радуйся, о стране нашей молитвенниче и печальниче;
Радуйся, в бедах преславный заступниче.
Радуйся, верным мир и утверждение;
Радуйся, скорое от бед избавление.
Радуйся, народ православный всем сердцем возлюбивый;
Радуйся, яко молишися о всех нас выну.
Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!
Кондак 6
Проповедником покаяния являешися, преподобне, недужные исцеляеши и от внезапныя смерти грешников избавляеши. Отрока от змия смертно уязвленна молитвою и водою исцелил еси, и прозрев содеянное тем, во гресе, обличил еси, Той же, во умиление пришед, к покаянию со страхом обратися, прославляя Бога, чуднаго во святых Своих: Аллилуйя.
Икос 6
Возсиял еси во стране нашей строгим подвигом жития твоего, Антоние преподобне; дошедшу слуху твоему к самому царю Василию, обители твоей святей той многая благая ко процветанию земному дарова, и молитв твоих с благословением небесным для державы Российския просил есть, ты же прошения его не посрамил еси, сего ради вопием ти:
Радуйся, страны Российския заступниче;
Радуйся, о царех усердный молитвенниче.
Радуйся, яко о благих обители твоея заботился еси вельми;
Радуйся, яко со тщанием хозяйство ея устроял еси.
Радуйся, в нуждах житейских сущим всем скорый помощниче;
Радуйся, в богатстве дел земных соблюдый себе в духовной нищете.
Радуйся, яко стена крепкая стаду твоему был еси;
Радуйся, яко благодать Божию к нему обильно привлекл еси.
Радуйся, стужаемых от страстей свободителю;
Радуйся, душевнаго и телеснаго здравия подателю.
Радуйся, яко падших во грех возставил еси;
Радуйся, яко болезни телесныя и духовныя отгнал еси.
Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!
Кондак 7
Хотящу пламени, ветром разжигаему, келлии иноков пожрати, со слезами рекл еси, преподобне, Спасу Всемилостивому: «Ты благоволил еси полюбити обитель сию, попусти же нам, живущим зде, наказание с милостию». Тако с верою рекшу тебе, обратися ветр вспять, не сделавши многаго вреда обители, иноки же, утрудившеся пламень гасити, возликовали суть, воспевши хвалу Богу: Аллилуйя.
Икос 7
Новаго воистину наставника монахам и мирянам на земли яви тя Господь, отче Антоние; мнози же христолюбивыи людие, познавше богоугодное житие твое и силу духовную уразумевше, восхваляху тя, егда мирно престави тя Господь в Небесныя обители, и уведевши новаго заступника небеснаго, совершаху любовию святую память твою, воспевающе:
Радуйся, христолюбивых людей утешение;
Радуйся, иноков преславное похваление.
Радуйся, со Апостолом смерть себе приобретение вменивый;
Радуйся, к преселению в обители Небесныя себе уготовивый.
Радуйся, последняго часа своего не устрашивыйся;
Радуйся, в час кончины Тайн Христовых приобщивыйся.
Радуйся, последнее благословение радостно преподавый;
Радуйся, мирно от земли к Небесным преставивыйся.
Радуйся, прикровенно предрекший прославление свое во святых;
Радуйся, во обители твоей погребение предсказавый мощей твоих.
Радуйся, смирением духовная дарования стяжавый;
Радуйся, грядущая яко настоящая провидевый.
Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!
Кондак 8
Странное и преславное чудо показа о тебе Господь, егда нетленное тело твое чудно обретено бысть людем Новаграда на радость: приходящим бо поклонитися тебе, цельбу духовную и телесную обильно преподал еси, и слепаго исцелил еси, три лета нимало своими глазами не видевша; темже воспеваху Великому Богу: Аллилуйя.
Икос 8
Весь быв в Дусе святе в житии земном, весь Духом насыщен сый во успении твоем, в нетленном телеси; темже мног народ искаше прикасатися тебе, егда с пением молебным несен бысть в место погребения новаго, идеже ныне мирно под спудом почивая, от всех слышиши таковая:
Радуйся, Духом святым просвещенный;
Радуйся, истинный рабе Христов благий и верный.
Радуйся, Ангелы на Небеси прославляемый;
Радуйся, на земли достойно ублажаемый.
Радуйся, святыни чистое и честное жилище;
Радуйся, великих добродетелей вместилище.
Радуйся, твердое прибежище верных;
Радуйся, утешение унылых и безнадежных.
Радуйся, совершенства учителю;
Радуйся, истиннаго Бога служителю.
Радуйся, постников украшение;
Радуйся, преподобных похвало.
Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!
Кондак 9
Всяк приходящий николиже тощ и неутешен от тебе отыде, Антоние преподобне, исцеляеши недуги, в скорбех и бедах утешаеши, в вере и благочестии утверждаеши, безбожных к Богу обращаеши, отчаянных к покаянию призываеши, и всем вся обретаешися спасения некоторых ради. Темже прославляем Давшаго тебе крепость таковую: Аллилуйя.
Икос 9
Ветии суемудренные недоумеют, како в толиких бедах и испытаниих обители твоея: пожарах и разорениих в ней бывших, мощи твоя цельбоносныя невредимы пребыша на месте погребения их. Мы же, дела твоя славная, чрез них Спасом творимые, видяще и доныне, тако прославляем тя:
Радуйся, яко мощами твоими во обители сей пребываеши доселе;
Радуйся, яко тобою спасения верным отверзаются двери.
Радуйся, расслабленныя от одра болезни воздвигнувый;
Радуйся, слепым прозрение даровавый.
Радуйся, болящия многия исцеливый;
Радуйся, страждущия в терпении укрепивый.
Радуйся, в скорбех скорый защитниче;
Радуйся, православным христианом помощниче.
Радуйся, нечестия всякаго обличителю;
Радуйся, покаяния истиннаго учителю.
Радуйся, теплый ходатаю о всех, призывающих имя твое;
Радуйся, неложное упование почитающих тя.
Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!
Кондак10
Спасти хотяще российскаго царя Александра-миротворца от страшной гибели в день памяти твоея, молил еси усердно, преподобне, Царя Небеснаго, и услышана бысть молитва твоя. Образ бо келейный твой Спас Нерукотворенный бысть, таковой же образ неврежденным пребысть с горящею лампадою в вагоне сокрушенном, идеже спаслася есть вся семья царская с наследником, во умилении воспевши Великому Богу: Аллилуйя.
Икос10
Стена неприступная врагом отечества бысть молитва твоя, Антоние, егда иконой твоей благословляше царь Петр флагманский фрегат Балтийскаго флота российскаго, промышляеши бо о стране нашей и погубляеши свеев зловерных, от нихже сожжена бысть обитель твоя иногда, темже восхваляем тя:
Радуйся, о укреплении и возвышении страны нашея ревнителю;
Радуйся, во истине и правде Божией ея устроителю.
Радуйся, благопотребне во отечестве твоем возсиявый;
Радуйся, изобилие благих и славу его провидевый.
Радуйся, флота российскаго Небесный покровителю;
Радуйся, врагов отечества сокрушителю.
Радуйся, яко о стране нашей во благое промышляеши;
Радуйся, яко о мире и благостоянии ея молишися.
Радуйся, неистощимый источниче милости;
Радуйся, царя-миротворца дивный спасителю.
Радуйся, мудрости христианской вместилище;
Радуйся, слуго Божий, ревностию Божиею распаливыйся.
Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!
Кондак 11
Пение всеумиленное от любви в похвалу тебе нами возносимое приими, благоутробне отче Антоние, приклонися к нам милостию и в христианском житии преуспети сподоби, не престай излияти благодать, сохраняюще от сопротивныя силы, от всякаго зла, подающе нам вся потребная к пользе душевной и телесней, да молитвами твоими спасаеми, выну воспоем Спасу Всемилостивому: Аллилуйя.
Икос 11
Светоподательный светильник возсиял еси миру в Леохновской веси, преподобне отче, всех призываеши к богоугодному и благоговейному житию, в благодатный мир Церкви Христовой чад новых приводиши, верных в вере укрепляеши, в добродетели подвизаеши, в скорбех и болезнех чудесно утешаеши, любовь нелицемерную даруеши и пети тебе всех научаеши:
Радуйся, сердец и умов благодатное просвещение;
Радуйся, чудесное в обстояниих злых вспоможение.
Радуйся, образа христианского жития указание;
Радуйся, духа молитвы в сердцах возгревание.
Радуйся, входе чадом спасения во ограду Церковную;
Радуйся, лествице из мира дольняго к Горнему.
Радуйся, Литургией Божественной наслаждение;
Радуйся, пути неукорнаго в Царствие Божие отверзение.
Радуйся, любы, разум человеческий превосходящая;
Радуйся, свеще умная, Ангелы веселящая.
Радуйся, Церковная сладосте;
Радуйся, Пасхальная радосте.
Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!
Кондак 12
Благодать божественная многообразными путями святыню сию сохранила есть нам, отче преподобне, обитель твою и многоцелебныя мощи, аще и под спудом почивающия, обаче яко на свещнице миру сияющия, – в пепле пожарищ образа неврежденны сохраняюще, благоговейных на здательство храмов вдохновляюще, безбожныя и злыя огнем попаляюще, кощунники из храма святаго изметающе, верных же чтити память твою научающе и всем славословие Богу о тебе дарующе: Аллилуйя.
Икос 12
Поюще твое молитвенное заступление, преподобне отче Антоние, благодарно храним память чудес, тобою содеянных, имиже Бог прослави многажды на месте сем пречестное имя твое, и согласно воспеваем ти:
Радуйся, болящих целителю;
Радуйся, скорбных утешителю.
Радуйся, немощных помощниче;
Радуйся, страждущих защитниче.
Радуйся, яко бездетным родителем радость о чадех даруеши;
Радуйся, яко возставляти умирающих благодать имаши.
Радуйся, яко страждущим от рака лета жития продлеваеши;
Радуйся, яко безнадежных совершенныя надежды исполняеши.
Радуйся, яко обращающихся к вере от недугов избавляеши;
Радуйся, яко в нуждах житейских скоро помогаеши.
Радуйся, дарования чудес приемый;
Радуйся, верных заступниче верный.
Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!
Кондак 13
О, предивный Леохновский чудотворче, преподобне отче Антоние, приими убогое моление нас недостойных, чтущих святую память твою, труды твоя безмерныя, слезы, пощения и всенощные бдения, имиже начало обители твоея положил еси, юже доныне молитвами твоими сохранил еси. Избави нас от бед настоящих и вечныя смерти, да твоим заступлением достигнув обителей Небесных, и мы с тобою и всеми святыми воспевати имами Богу вечно: Аллилуйя.
Кондак сей глаголи трижды, таже икос 1-й и кондак 1-й.