Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

прп. Прохор Печерский, Лебедник в Ближних пещерах

Дни памяти (по старому/новому стилю):
10 февраля (23 февраля)
28 сентября (11 октября) - Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах
Житие, обретение мощей

Жил этот Бо­жий угод­ник в кня­же­ние Свя­то­пол­ка, ко­то­рый весь­ма при­тес­нял ки­ев­лян. Гос­подь по­пустил то­гда по­лов­цам на­пасть на рус­скую зем­лю. На Ру­си на­стал го­лод и оску­де­ние. В это вре­мя (XI в.) к игу­ме­ну Пе­чер­ско­му Иоан­ну при­шел из Смо­лен­ска ми­ря­нин, воз­же­лав­ший при­нять ино­че­ство. Же­ла­ние его был ис­пол­не­но, и он был на­ре­чен Про­хо­ром. Впо­след­ствии его на­зва­ли «ле­бед­ни­ком», так как он все­гда вме­сто хле­ба пи­тал­ся ле­бе­дой. Не пил он ни­че­го, кро­ме во­ды, не вку­шал да­же ово­щей. Но Гос­подь пре­тво­рял для него го­речь хле­ба, при­го­тов­лен­но­го из ле­бе­ды, в при­ят­ное услаж­де­ние, и свя­той угод­ник Бо­жий про­во­дил свою жизнь не в пе­ча­ли, а в ве­ли­кой ра­до­сти, непре­стан­но сла­во­сло­вя Гос­по­да.

И вот в то вре­мя, ко­гда на Ру­си на­стал ве­ли­кий го­лод, Гос­подь, же­лая про­сла­вить Сво­е­го угод­ни­ка и по­дать лю­дям спа­се­ние от бед­ствия, по­слал в этот год осо­бен­ный уро­жай ле­бе­ды. Св. Про­хор удво­ил свои тру­ды по со­би­ра­нию ле­бе­ды, стал при­го­тов­лять из нее хлеб в боль­шом ко­ли­че­стве и раз­да­вать его нуж­да­ю­щим­ся. Хлеб этот ока­зал­ся очень вкус­ным. Мно­гим он ка­зал­ся вкус­нее да­же пше­нич­но­го хле­ба. Но та­ким хлеб ока­зы­вал­ся толь­ко то­гда, ко­гда бра­ли его по бла­го­сло­ве­нию Про­хо­ра; в про­тив­ном слу­чае он ока­зы­вал­ся чер­ным и горь­ким.

Св. Про­хор ока­зы­вал бла­го­де­я­ние не толь­ко го­ло­да­ю­щим. Ко­гда од­но вре­мя на Ру­си не ста­ло со­ли, то Про­хор, по ми­ло­сти Бо­жи­ей, и те­перь по­мог нуж­да­ю­щим­ся. Он со­брал со всех ке­ллий зо­лу и стал да­ром раз­да­вать ее – она ока­за­лась чи­стой со­лью. Но враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го, диа­вол, вло­жил за­висть к пре­по­доб­но­му Про­хо­ру в серд­ца про­дав­цов со­ли; они об­ра­ти­лись с жа­ло­бой на пре­по­доб­но­го к ве­ли­ко­му кня­зю Свя­то­пол­ку, го­во­ря, что этот мо­нах под­ры­ва­ет их бла­го­со­сто­я­ние. Свя­то­полк успо­ко­ил их и обе­щал «обо­брать мо­на­ха» в их и свою поль­зу. По его при­ка­зу у св. Про­хо­ра бы­ла от­ня­та вся соль. Но ко­гда ее при­вез­ли к кня­зю, то она ока­за­лась чи­стой зо­лой. На­род, ви­дя это, про­сла­вил Бо­га, див­но­го в чу­де­сах Сво­их, и во­ору­жил­ся про­тив кня­зя. По­след­ний ис­пу­гал­ся и по­спе­шил при­ми­рить­ся с пре­по­доб­ным Про­хо­ром, ис­про­сив у него про­ще­ние. Зо­ла, вы­бро­шен­ная им, через три дня сно­ва об­ра­ти­лась в соль.

По­сле это­го Свя­то­полк под­пал под бла­го­де­тель­ное вли­я­ние пре­по­доб­но­го Про­хо­ра. Он дал свя­то­му сло­во ни­ко­му не де­лать на­си­лия и за­тем за­клю­чил с ним та­кое усло­вие: «Ес­ли я умру рань­ше те­бя, то ты по­хо­ро­ни ме­ня сво­и­ми ру­ка­ми, дабы я ви­дел твое незло­бие. Ес­ли же ты пре­ста­вишь­ся рань­ше ме­ня, то я сам по­ло­жу те­бя в гроб и сне­су те­бя на сво­их пле­чах в пе­ще­ру, дабы Гос­подь про­стил мой грех пред то­бою». Вско­ре по­сле это­го свя­той за­бо­лел; Свя­то­полк же в это вре­мя был в по­хо­де на по­лов­цев. Пре­по­доб­ный по­слал ска­зать ему, чтобы он по­спе­шил к нему ис­пол­нить свое обе­ща­ние, ина­че его по­ход бу­дет неуда­чен. Свя­то­полк по­спе­шил на зов св. Про­хо­ра. По­лу­чив от свя­то­го на­став­ле­ние в ве­ре, бла­го­сло­ве­ние и про­ще­ние, Свя­то­полк сам пе­ре­нес по­том его гроб в пе­ще­ру и по­хо­ро­нил его там. За­тем он вер­нул­ся к вой­ску; по­ход был весь­ма удач­ный. По­лов­цы бы­ли раз­би­ты наго­ло­ву и в ужа­се бе­жа­ли с по­ля сра­же­ния. С тех пор Свя­то­полк, ку­да бы ни от­прав­лял­ся, на вой­ну или на охо­ту, все­гда за­хо­дил за бла­го­сло­ве­ни­ем в Пе­чер­ский мо­на­стырь, бла­го­го­вей­но по­кло­нял­ся чу­до­твор­ной Пе­чер­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри и пред гроб­ни­ца­ми Пе­чер­ских угод­ни­ков и толь­ко то­гда пред­при­ни­мал за­ду­ман­ное де­ло. Счаст­ли­во по­сле се­го шло кня­же­ние Свя­то­пол­ка, ко­то­рый сам был сви­де­те­лем чу­дес угод­ни­ка Бо­жия Про­хо­ра.

Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Про­хор 10 фев­ра­ля 1107 го­да и был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах.

Развернуть
Тропарь, кондак, величание

Тропарь преподобного Прохора Печерского, в Ближних пещерах
глас 4
Преподобне и чудотворче, отче Прохоре,/ препитавый во гладе алчущия хлебом от былия и солию от пепела,/ напитай и нас пищею духовною,/ моля Христа Бога/ о душах наших.
Кондак преподобного Прохора Печерского, в Ближних пещерах
глас 2
Велиим воздержанием удручая плоть свою, святе,/ лишився пищи человеческия,/ зелием и травою вместо хлеба, пепелом же, аки солию, питался еси,/ чудодейственне Прохоре./ Еже видя, Господь преложи зелие во хлеб и пепел в соль,/ имиже ты множество гладных препитал еси,/ тем тя чтем и ублажаем.

Развернуть