свт. Петр, митр. Московский и всея Руси
Будущий святитель Петр, митрополит Киевский и всея России, родился на Волыни во второй половине XIII века от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Ещё до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына. В 12-летнем возрасте был пострижен в монашество. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Его авторству принадлежит первая московская чудотворная икона, получившая название «Петровская». За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.
После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.
В 1299 году митрополит Киевский и всея Руси Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим великий князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея Руси.
Петр был первым из митрополитов, живших в Москве. Святитель желал оставаться в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире, куда он и переехал в 1309 г.
Посетив Великого князя Иоанна Данииловича в Москве, тогда еще только возникающей, решил он переселиться к нему, и в 1325 году перенес митрополию из Владимира в Москву, тем самым споспешествуя расширению новой столицы.
Он построил на реке Рате обитель во имя Спаса Нерукотворенного образа и там упражнялся в живописи. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. При посвящении Петра в сан митрополита духовенство Северной России благословило высокую его добродетель. Один Тверской епископ, сын князя Литовского Гердея, дерзнул злословить Петра, но был торжественно обличен в клевете на Соборе в Переславле-Залесском.
Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться. Как достойный учитель веры христианской, святитель Петр склонял князей к миролюбию, заклинал несчастного Святослава Брянского не вступать в битву с Василием и старался прекратить вражду между князьями Тверским и Московским. Не имея средств избавить народ от ига, он желал, по крайней мере, оградить безопасностию Св. Церковь, храмы и дома служителей.
Он ездил в Орду с Михаилом в 1313 году и выхлопотал так называемый ярлык, или грамоту льготную, в коей Узбек, следуя примеру бывших до него ханов, подтвердил важные права и выгоды Российского духовенства. По желанию и совету свт. Петра вел. кн. Иоанн Данилович (Калита) заложил в 1326 г., августа 4-го, в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты, – сказал святитель великому князю, – успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших.» Св. митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но Господу угодно было, чтобы церковь Успения была освящена после кончины святителя, в 1327 г., августа 4-го.
Во время управления святителя Петра митрополией, Гедемин, великий князь Литовский, завладел Русскими княжествами за Днепром, отторг от России Волынь, Подолию, Полесье и другие области. Вместе с ними отошли в Литовское владение и епархии сих княжеств. Гедемин, будучи, как и вся Литва, язычником, не препятствовал однако власти Всероссийских митрополитов над церквами подвластных ему областей. Дети князя Литовского были уже христиане, второй из них, Ольгерд, преемник престола, женат был на княжне Тверской, которая обратила его в Греко-Российскую веру. Митрополиты Всероссийские временно приезжали в Литву: осматривать свои епархии, но влияние их на Заднепровское духовенство при преемнике Петра, святителе Феогносте, ослабло.
Святитель Петр управлял паствой 18-ть лет. Преставился он 21 декабря в 1326 г, мощи его почивают в Московском Успенском соборе.
Тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, глас 4
Наста днесь всечестный праздник / пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, / веселя изрядно твое стадо, / и верное отечество, и люди, / о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, / еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней // и спастися душам нашим.
Ин тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу, глас 4
Благоверно пожив в мире, / житием чистым просветився, / учением святительства прият паству, / апостолом наследниче. / Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре, / моли Христа Бога, // да спасет души наша.
Кондак святителю Петру, митрополиту Московскому, глас 8
Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна, / днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада, / в пренесение честных мощей твоих, / архиерею Петре, молим тя: моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением / верному воинству нашему на враги победительная, / да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся, / радостною душею и веселием сердца / благодарная ти воспоем, глаголюще: // радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.
Ин кондак святителю Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу, глас 4
Явися днесь пресветлая память твоя, / святителю преблаженне Петре, / в мире светло сияющи / и являющи всем // Божественное сияние.
Тропарь на преставление святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца, глас 4
Яже прежде безплодная, земле, / ныне веселися: се бо Христос светильника в тебе показа, / яве сияюща в мире / и исцелевающа недуги и болезни наша. / Сего ради ликуй и веселися со дерзновением: // святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.
Ин тропарь на преставление святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца, глас 8
Ликуй светло, благославнейший граде Москва, / имеяй в себе архиерея Петра, яко зарю солнца, / всю Россию чудодеянии озаряюща, / той бо немощи врачует / и недуги, яко тьму, прогонит от вопиющих ему: радуйся, иерарше Бога Вышняго, // тобою сия пастве твоей соделовающаго.
Кондак на преставление святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца, глас 8
Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу, / днесь любовию тебе притекаем, песнь, богоносе, плетуще, / яко имея дерзновение ко Господу, / многообразных избави нас обстояний, да зовем ти: // радуйся, утверждение граду нашему.