Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

сщмч. еп. Корнилий Сотник

Дни памяти (по старому/новому стилю):
13 сентября (26 сентября)
Житие, обретение мощей

Вско­ре по­сле Крест­ных стра­да­ний Гос­по­да Иису­са Хри­ста и по Воз­не­се­нии Его на Небо в Ке­са­рии Па­ле­стин­ской по­се­лил­ся сот­ник по име­ни Кор­ни­лий, ра­нее жив­ший в Ита­лии Фра­кий­ской. Он хо­тя и был языч­ни­ком, но от­ли­чал­ся глу­бо­ким бла­го­че­сти­ем и доб­ры­ми де­ла­ми, о чем сви­де­тель­ству­ет свя­той еван­ге­лист Лу­ка (Деян.10:1). Гос­подь не пре­зрел его доб­ро­де­тель­ной жиз­ни и при­вел к по­зна­нию ис­ти­ны через про­све­ще­ние све­том ве­ры Хри­сто­вой.

Од­на­жды Кор­ни­лий мо­лил­ся в сво­ем до­ме. Ему пред­стал Ан­гел Бо­жий и со­об­щил, что его мо­лит­вы услы­ша­ны и при­ня­ты Бо­гом, и по­ве­лел по­слать лю­дей в Иоп­пию за Си­мо­ном, на­зы­ва­е­мым Пет­ром. Кор­ни­лий тот­час ис­пол­нил по­ве­ле­ние. Ко­гда по­слан­ные шли в Иоп­пию, апо­стол Петр стал на мо­лит­ву, во вре­мя ко­то­рой ему бы­ло ви­де­ние: три­жды опус­кав­ший­ся со­суд в ви­де боль­шо­го по­лот­на, на­пол­нен­но­го жи­вот­ны­ми и пти­ца­ми. С Неба он услы­шал го­лос, по­веле­вав­ший съесть все ви­ден­ное. На от­каз апо­сто­ла по­сле­до­вал от­вет: «Что Бог очи­стил, то­го ты не по­чи­тай нечи­стым» (Деян.10:15).

Этим ви­де­ни­ем Гос­подь по­веле­вал апо­сто­лу Пет­ру ид­ти на про­по­ведь Сло­ва Бо­жия к языч­ни­кам. Ко­гда апо­стол Петр в со­про­вож­де­нии по­слан­ных при­шел в дом Кор­ни­лия, то был с боль­шой ра­до­стью и по­че­том при­нят хо­зя­и­ном, его род­ствен­ни­ка­ми и близ­ки­ми. Кор­ни­лий в но­ги по­кло­нил­ся апо­сто­лу Пет­ру и про­сил его на­учить пу­ти спа­се­ния. Апо­стол на­чал про­по­ведь о зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста, о чу­де­сах и зна­ме­ни­ях, свер­шен­ных Спа­си­те­лем, о Его стра­да­ни­ях, уче­нии о Цар­ствии Небес­ном, Крест­ной смер­ти, Вос­кре­се­нии и Воз­не­се­нии на Небо. Под бла­го­дат­ным воз­дей­стви­ем Свя­то­го Ду­ха Кор­ни­лий уве­ро­вал во Хри­ста и кре­стил­ся вме­сте со сво­и­ми род­ствен­ни­ка­ми. Он был пер­вым из языч­ни­ков, при­няв­шим Кре­ще­ние.

Он оста­вил мир и по­шел на про­по­ведь Еван­ге­лия вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром, ко­то­рый по­ста­вил его епи­ско­пом. Ко­гда апо­стол Петр со сво­и­ми по­мощ­ни­ка­ми, свя­ты­ми Ти­мо­фе­ем и Кор­ни­ли­ем, на­хо­дил­ся в го­ро­де Ефе­се, ему ста­ло из­вест­но об осо­бен­но силь­ном идо­ло­по­клон­стве в го­ро­де Скеп­сии. Был бро­шен жре­бий, ко­му ту­да ид­ти, вы­пав­ший на свя­то­го Кор­ни­лия. В го­ро­де жил князь по име­ни Ди­мит­рий, изу­чив­ший древ­не­гре­че­скую фило­со­фию, нена­ви­дев­ший хри­сти­ан­ство и по­чи­тав­ший язы­че­ских бо­гов, в осо­бен­но­сти Апол­ло­на и Дия (Зев­са). Узнав о при­бы­тии свя­то­го Кор­ни­лия в го­род, он тот­час при­звал его к се­бе и спро­сил о при­чине при­ше­ствия. Свя­той Кор­ни­лий от­ве­тил, что при­шел осво­бо­дить его из мра­ка неве­де­ния и при­ве­сти к по­зна­нию Све­та Ис­ти­ны. Князь, не по­няв смыс­ла про­из­не­сен­ных слов, раз­гне­вал­ся и при­ка­зал от­ве­чать на каж­дый его во­прос. Ко­гда свя­той Кор­ни­лий объ­яс­нил, что слу­жит Гос­по­ду и что при­чи­на его при­ше­ствия и со­сто­ит в бла­го­вест­во­ва­нии Ис­ти­ны, князь при­шел в ярость и по­тре­бо­вал от Кор­ни­лия при­не­се­ния жерт­вы идо­лам. Свя­той про­сил по­ка­зать бо­гов. Ко­гда его вве­ли в язы­че­ский храм, Кор­ни­лий об­ра­тил­ся к во­сто­ку и, пре­кло­нив ко­ле­на, про­из­нес мо­лит­ву к Гос­по­ду. На­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, и храм Зев­са и на­хо­див­ши­е­ся в нем идо­лы раз­ру­ши­лись. Весь на­род, ви­дев­ший про­ис­шед­шее, был в ужа­се. Князь еще бо­лее озло­бил­ся и стал со­ве­то­вать­ся с при­бли­жен­ны­ми о том, как по­гу­бить Кор­ни­лия. Свя­то­го свя­за­ли и под­ве­си­ли в тем­ни­це на ночь. В то вре­мя один из его ра­бов со­об­щил кня­зю пе­чаль­ную весть о том, что его же­на и ре­бе­нок по­гиб­ли под об­лом­ка­ми раз­ру­шив­ше­го­ся хра­ма. Но несколь­ко поз­же один из жре­цов, по име­ни Вар­ват, рас­ска­зал, что слы­шал го­ло­са его же­ны и сы­на из-под раз­ва­лин и что они вос­хва­ля­ли Бо­га хри­сти­ан­ско­го. Жрец про­сил осво­бо­дить за­клю­чен­но­го, так как бла­го­да­ря чу­ду, со­вер­шен­но­му свя­тым Кор­ни­ли­ем, су­пру­га и сын кня­зя оста­лись жи­вы. Ра­дост­ный князь в со­про­вож­де­нии при­бли­жен­ных по­спе­шил в тем­ни­цу, при­знал­ся свя­то­му Кор­ни­лию в том, что уве­ро­вал во Хри­ста и про­сил его выз­во­лить из-под раз­ва­лин хра­ма же­ну и сы­на. Свя­той Кор­ни­лий от­пра­вил­ся к раз­ру­шен­но­му идоль­ско­му хра­му, и по мо­лит­ве по­стра­дав­шие бы­ли осво­бож­де­ны. По­сле это­го князь Ди­мит­рий, все его род­ствен­ни­ки и при­бли­жен­ные при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Свя­той Кор­ни­лий про­жил дол­гое вре­мя в этом го­ро­де, об­ра­тил ко Хри­сту всех жи­те­лей-языч­ни­ков и по­ста­вил пре­сви­те­ра Ев­но­мия для слу­же­ния Гос­по­ду. Свя­той Кор­ни­лий скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти и был по­гре­бен непо­да­ле­ку от раз­ру­шен­но­го им язы­че­ско­го хра­ма.

Развернуть
Тропарь, кондак, величание

Тропарь священномученику Корнилию Сотнику
глас 4
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Корнилие, моли Христа Бога, спастися душам нашым.
Кондак священномученику Корнилию Сотнику
глас 4
Во святителех благочестно пожив, и мучения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, и поборник быв Твоему стаду богомудре. Тем же тя почитающе, тайно вопием ти: от бед избави ны присно Твоими мольбами, Отче наш Корнилие.

Развернуть