Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

блгв. кн. Константин Муромский

Дни памяти (по старому/новому стилю):
21 мая (3 июня)
23 июня (6 июля) - Собор Владимирских святых
10 июня (23 июня) - Собор Рязанских святых
Житие, обретение мощей

Святые благоверные князья Ярослав (в Крещении - Константин), Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы.

Благоверный великий князь Константин(Ярослав) Святославович происходил из рода святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего землю Русскую. Он был младшим сыном Святослава Ярославича, сначала князя Черниговского, а затем – великого князя Киевского (1073-1077), то есть внуком Ярослава Мудрого и правнуком равноапостольного великого князя Владимира.

Ревнуя об утверждении Христианства на Руси, князь Константин хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить его жителей светом христианской веры. Родственник князя Константина, сын великого князя Владимира благоверный князь Глеб, которому был назначен во владение город Муром, употребил до этого много усилий, чтобы овладеть им и склонить его жителей к принятию святого Крещения. Но не удалось ему это сделать – его убили. После того как святой Глеб был убит, Муром долго оставался без христианского князя, и язычество в городе набирало все большую силу. Кроме всего прочего, соседи-болгары, исповедовавшие тогда мусульманство, старались распространить свое влияние на Муром. "Князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен, и множеством людей живущих в нем, и богатством всяким кипящий", испросил у своего отца Святослава этот город себе в удел. Отец не хотел отпускать Константина с семьей, опасаясь за их жизни. Но Константин решился на все ради Святой веры Православной.

И в 1092 г. князь Константин вместе со своими сыновьями, юными князьямиМихаилом и Феодором, и супругой Ириной, с духовенством, воинами и слугами, из Киева пришел на Рязанскую землю к Мурому. Он послал сына своего Михаила убедить муромцев открыть ворота города и принять его без сопротивления. Но упорные язычники убили княжича, бросили его тело за городскую стену и стали готовиться к бою... Вскоре князь подошел к городу со своей большой дружиной. Вид его воинства был столь устрашающим, что язычники отказались даже от мысли об обороне, испуганные, они смирились и согласились принять его, но заменить язычество на Православную веру не пожелали.

Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь Константин не оставил, однако, мысли об их просвещении. Прежде всего, он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба. Не помня зла, князь не раз призывал к себе старейшин города и терпеливо убеждал их переменить веру. С проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем, но все было тщетно.

Однажды толпа язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя смертью. Горожане поклялись убить или выгнать князя, но Христианства не принимать. Святой Константин с сыном Феодором и княгиней Ириной заперлись в Благовещенском храме и усердно молились, пока не услышали голос: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою». Князь вышел с иконой Пресвятой Богородицы (названной впоследствии Муромской) к мятежникам. Он поднял святой образ над головой, и тут же неземное сияние разлилось от иконы. Пораженные Божественным светом, вразумленные мятежники раскаялись и согласились принять Святое Крещение. «И тако крестишася вся люди града Мурома во имя Отца и Сына и Святого Духа, радующеся и славяще Бога», - повествует летописец.

Торжественно было крещение муромцев, и, как некогда Днепр, Ока стала купелью для многих жителей города. Благоверный князь осыпал новообращенных детей Божиих разными подарками: одних – одеждой, других – деньгами, а кого-то оделил богатыми вотчинами... Так благоверный князь Константин в городе Муроме «веру утверди» и жителей «от прелести идольския избави». Сын Феодор и княгиня Ирина были ему ревностными помощниками в деле утверждения Православия на муромской земле.

После крещения муромцев надлежало позаботиться об умножении храмов. В этом деле особенно много и ревностно помогала мужу княгиня Ирина. Святой Константин «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужские и женские» и учредил епископскую кафедру. Согласно летописи, в 1098 г. в Муроме уже был построен Спасский монастырь.

Скончался святой князь в 1129 г., пройдя жизненный путь в истинной вере и непорочности, помогал бедным, защищал сирот. Его кончина вызвала великую скорбь в народе. Муромчане, забыв о былой вражде, оплакивали его, как родного отца.

Похоронили князя у построенной им Благовещенской церкви, рядом с сыновьями Михаилом и Феодором. Здесь же была похоронена и святая Ирина.

В 1345 г. потомок святого князя Константина, благоверный князь Георгий Ярославич, восстановил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С того времени Господь прославил святых князей Константина и Ирину и их сыновей – у гробов их стали совершаться многочисленные чудеса. В 1547 г. на Соборе, созванном святителем Макарием, Митрополитом Московским, святые благоверные князья Константин, Михаил и Феодор были прославлены в лике святых. В Муроме местно чтилась и память княгини Ирины, супруги князя Константина.

В 1553 г. царь Иоанн Васильевич Грозный, идя в поход против татар к Казани, зашел в Муром и пробыл там две недели. Совершив молебен у гробов святых чудотворцев, он дал обещание построить монастырь, если возвратится из похода с победой. С Божией помощью он взял Казань и, возвратившись в Москву, повелел у гробов святых чудотворцев построить каменную церковь. Когда стали копать рвы для этой церкви, нашли мощи святых князей целыми и нетленными. По окончании постройки церкви в нише церковной стены было устроено особое место, где и положили святые мощи. Царь Иоанн Васильевич повелел рязанскому епископу Гурию освятить новопостроенный храм и прислал к его освящению дорогую церковную утварь. Храм был освящен, и при нем устроен монастырь.

Развернуть
Тропарь, кондак, величание

Тропарь Константину (Ярославу) и чадом его Михаилу и Феодору, Муромским
глас 4
Константин днесь весело ликовствует, / предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, / видя отечествие свое, мастию духовною сияющее: / емуже последоваша Михаил и Феодор, сынове его, / и молятся вси трие вкупе о душах наших.
Кондак Константину (Ярославу) и чадом его Михаилу и Феодору, Муромским
глас 8
Изрядному воеводе и правоверному князю Константину, с сынома его вкупе, отечество его хвалящися вопиет, имеющее его начальника и заступника, яко избавльшееся им от прелести и скверны идольския: сего ради вопием ему сице: радуйся, княже Константине, преблаженне.

Развернуть