Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

ап. от 70-ти Клеопа, брат Иосифа Обручника

Дни памяти (по старому/новому стилю):
4 января (17 января) - Собор 70-ти апостолов
Житие, обретение мощей

Клео­па был млад­ший брат св. пра­вед­но­го Иоси­фа, об­руч­ни­ка Пре­свя­той Де­вы Ма­рии; он был же­нат на до­че­ри Иоси­фа (чрез пять лет по воз­вра­ще­нии из Егип­та в На­за­рет) Mapии (Ин. XIX:25). С этою Mapиею осо­бен­но друж­на бы­ла Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия и они жи­ли как род­ные сест­ры. Еван­ге­лист Иоанн пи­шет, что при Кре­сте Иису­са сто­я­ла Ма­терь Его (Пре­св. Де­ва) и сест­ра Ма­те­ри Его (Mapия Клео­по­ва). Эта Ма­рия, как дочь прав. Иоси­фа, об­ру­чен­но­го с св. Пре­св. Де­вою – Mapиею – (Мф. I:14-20) счи­та­лась (у жи­те­лей Иepyса­ли­ма) Ее сест­рою (хо­тя не род­ною, а свод­ною).

Клео­па вме­сте с Лу­кой был спут­ни­ком Вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля в Ем­маус. В по­вест­во­ва­нии о сем со­бы­тии вид­но, что Клео­па при­ни­мал са­мое жи­вое уча­стие во всем, что ка­са­лось Гос­по­да Иису­са Хри­ста, на ко­то­ро­го воз­ло­же­ны бы­ли на­деж­ды, что он, (Ис. Xр.) как про­рок, силь­ный в де­ле и сло­ве пред Бо­гом и людь­ми, из­ба­вит Из­ра­и­ля (Лк. XXIV:19), и что неко­то­рые из на­ших жен (ст. 22) изу­ми­ли ве­стью о вос­кре­се­нии Его из мерт­вых, а в чис­ле жен при­хо­див­ших на гроб Спа­си­те­ля бы­ла и же­на Клео­пы – Ма­рия.

О по­сле­ду­ю­щей жиз­ни св. Клео­пы ни­че­го неиз­вест­но. Цер­ков­ное пре­да­ние со­об­ща­ет, что он был убит иуде­я­ми за ве­ру во Хри­ста в Ем­мау­се и имен­но в том до­ме, в ко­то­ром он вме­сте с еван­ге­ли­стом Лу­кой «по­знал» Гос­по­да в пре­лом­ле­нии хле­ба.

О св. Кле­о­пе су­ще­ству­ют раз­лич­ный мне­ния; од­ни пред­по­ла­га­ют, что Клео­па – муж Ма­рии (Ин. XIX:25), ли­цо, от­дель­ное от Клео­пы – ем­мауско­го спут­ни­ка (Лк. XXIV:11) по­то­му, что у еван­ге­ли­ста Иоан­на Клео­па на­зван Klopas (греч.), а у ев. Лу­ки Kleopas (греч.); но это од­но и то ­же имя, толь­ко на раз­ных язы­ках (пер­вое ара­мей­ско-ев­рей­ское, а вто­рое – гре­че­ское). Церк. ис­то­рик Ев­се­вий сви­де­тель­ству­ет, что Клео­па был брат Иоси­фа (об­руч­ни­ка Пре­св. Де­вы) и же­на его Ма­рия Клео­по­ва бы­ла свод­ная сест­ра Бо­го­ма­те­ри (дочь Иоси­фа пра­вед­но­го; кн. 3 XI).

Дру­гие ду­ма­ют, что Клео­па и Ал­фей од­но и то­ же ли­це и что оба име­ни раз­ли­ча­ют­ся толь­ко по неоди­на­ко­во­му про­из­но­ше­нию ев­рей­ско­го име­ни на гре­че­ском язы­ке (см. А. Гор­ский, Еван­гел. ис­то­рия, 5 стр.; про­тив­ное се­му мне­ние см. у Ки­баль­чи­ча – св. ап. Иа­ков). Ес­ли Клео­па од­но и то­ же ли­це с Ал­фе­ем, то он был бы от­цом св. апо­сто­ла Иа­ко­ва из 12-ти, но это про­ти­во­ре­чит пре­да­нию пра­во­слав­ной церк­ви, ко­то­рая счи­та­ет Ал­фея, от­ца св. апо­сто­ла Иа­ко­ва, за от­дель­ное ли­цо от Клео­пы (па­мять св. Ал­фея – 26 мая).

Есть мне­ние, что Иосиф об­руч­ник пе­ре­жил сво­е­го бра­та Клеопу и всту­пил в брак с его вдо­вой, как без­дет­ной, для вос­ста­нов­ле­ния се­ме­ни бра­та сво­е­го и имел от нее че­ты­рех сы­но­вей (Иа­ко­ва, Иосию, Иу­ду и Си­мо­на) и двух до­че­рей; но это мне­ние опро­вер­же­но у св. Ди­мит­рия (см. Че­тьи Ми­неи 27 апр.).

Па­мять св. ап. Клео­пы в Пра­во­слав­ной Церк­ви со­вер­ша­ет­ся 30 ок­тяб­ря и в со­бо­ре 70 св. апо­сто­лов (4 янв.).

Свернуть