прп. Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин, иером.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин по месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток. В Вифлеемской обители, расположенной недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял иночество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства — искать защиты безвинно страдающему святителю.
В сан пресвитера преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417–419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге «О постановлениях киновий» речь идет о внешнем виде монаха; во второй — о чине ночных псалмов и молитв; в третьей — о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой — о чине отвержения от мира; в восьми остальных — о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве. В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов «не еже хощу, сие творю». В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам Блаженного Августина (память 15 июня), что «благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона». По словам преподобного Иоанна Лествичника (память 30 марта), «великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно». Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году.
Тропарь преподобному Кассиану Римлянину
глас 8
Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию./ Того ради подаждь нам твоими молитвами/ плоти нашея духу послушание:/ еси бо наставник, Кассиане преподобне,/ всем поющим о Христе твою память.
Кондак преподобному Кассиану Римлянину
глас 4
Преподобен быв, Богу возложился еси,/ и просвещая добрыми виды, Кассиане,/ яко солнце облистал еси/ сиянием Божественных твоих учений,/ сердца всех чтущих тя всегда просвещая./ Но прилежно моли Христа,/ о иже любовию тепле восхваляющих тя.
Молитва преподобному Кассиану Римлянину
Богоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане! От юности возлюбив паче всего Христа, земная и временная презрел еси, и, ангелоподобным житием твоим душу и тело от страстей очистив, безстрастия сокровище стяжал еси, и, Божественными дарами обогатився, законы Богомудрые в наказание и исправление иноком написал еси, и усердный делатель в вертограде Христове явился еси, сам творя и иных словом и делом научая, сугубое восприял еси воздаяние от Бога. Емуже ныне с чиноначалии Ангельскими предстоя, призри на нас, обуреваемых житейских попечений волнами, и помози нам, да не увлечет нас буря страстей наших в бездну греховную. Услыши нас, грешных, святую память твою ублажающих, и молися Христу Богу о нас, немощных, мглою уныния омрачаемых и малодушием недугующих, да Божественною благодатию своею просветит омрачение ума нашего и укрепит нас на пути спасения, имже право ходяще, внйдем в Живот вечный. Виждь, отче святый, немощь нашу душевную, сердечное озлобление и недуги телесныя, одержащие нас по грехом нашим; виждь, яко благими делы обнищахом зело, виждь и милостива сотвори к нам Человеколюбца Бога молитвами твоими, да не воздаст нам по злым делом нашим, но да явит над нами непобедимое Свое человеколюбие и милосердие и дарует нам прощение прегрешений наших. Ты, подвижник быв и учитель иноческому житию, моли Подвигоположника Христа, да и нас, немощных, укрепит благодатию Своею в подвигах воздержания, пощения, молитвы, целомудрия и самоотвержения. Тебе дадеся благодать плодами присноживотнаго учения твоего насыщати и услаждати сердца рачителей благочестия, помози и нам предстательством твоим терпеливно и радостно восприяти и нести благое иго Христово и добре подвизатися в исправлении и обновлении жития нашего. О всеблаженне отче наш Кассиане, чудотворней иконе твоей покланяющеся и святое имя твое в помощь призывающе, молим тя, яко ходатая и заступника нашего: моли Господа Бога, Спасителя мира, да сохранит первопрестольный град сей и святую обитель сию от всякия беды и напасти, от врагов видимых и невидимых, да дарует нам благостояние с преспеянием в Православной вере и благочестии, земле плодоносив и изобилие, и нас всех, недостойных, избави молитвами твоими от належащия нам скорби и нужды. Испроси у великодаровитаго Господа исполнение всякаго благаго прошения и всего, яже к животу времен ному и вечному полезнаго, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.