Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический

Дни памяти (по старому/новому стилю):
25 мая (7 июня)
Житие, обретение мощей

В древнем городе Ельце Орловской губернии в семье священника Алексия Борисова 15 декабря 1800 года родился мальчик. Это был последний четвертый ребенок в семье отца Алексия Борисова. Во святом крещении мальчик получил имя Иоанн. Именно этому мальчику суждено было стать великим светильником Церкви Христовой, выдающимся архипастырем и богословом. Дом, в котором жил Иоанн Борисов был для него домашней церковью, первым духовным вертоградом. Еще с детства у него проявлялись такие качества, как любовь к чтению Священного Писания и проповедей. В этом мальчике горела горячая любовь к храму Божьему и церковному богослужению. В 1810 году он поступает в Воронежское духовное училище, которое, в связи с болезнью, вынужден был закончить экстерном. А в 1819 году успешно оканчивает Орловскую духовную семинарию. В то время была преобразована Киевская духовная академия, состав юных воспитанников избрали из лучших студентов из других духовных ВУЗов, среди которых был Иоанн Борисов. Именно в академии талант юноши раскрылся во всей его силе. Не удовлетворяясь тем, что преподавали академические профессора, он работал много самостоятельно, много читал, особенно занимался составлением проповедей. Именно в этом проявлялся его будущий талант, как русского златоуста. По окончании академии Иоанн направляется в Санкт-Петербург, который тогда был центром духовного просвещения. В 1823 году он получает должность профессора церковной истории греческого языка. В октябре этого же года принимает постриг с именем Иннокентий, а в декабре 1823 года рукополагается в сан иеромонаха. Его труды публикуются в духовных журналах. Одни из примечательных творений: «Жизнь апостола Павла», «Жизнь священномученика Климента», а также его знаменитое творение «Последний день жизни Господа нашего Иисуса Христа». В 1830 году, обогащенный духовным опытом и знанием, отец Иннокентий назначается ректором Киевской духовной академии и настоятелем Киево-Братского монастыря. За 10 лет своего пребывания ректором духовной академии архимандрит Иннокентий, а затем епископ Иннокентий совершил множество преобразований. В первую очередь, он отменил преподавание на латинском языке, что оставило православную зависимость от католического богословия. А также ввел преподавание новых предметов, например, экклесиологии — науки о Церкви и церковном законодательстве. Именно с этого времени берет начало преподавание церковного права в духовных школах. В 1840 году владыка Иннокентий назначается на самостоятельную Вологодскую кафедру, где за год своего служения проявил себя как исследователь древних вологодских рукописей. В 1841 году в марте месяце назначается на Харьковскую кафедру. Там он себя проявляет, как ревностный блюститель нравственного облика священника. При вступлении против церковного сана, он был очень строг и требователен. Он был любителем церковного устава и ревностным его исполнителем. Назначение святителя Иннокентия на Херсонскую Таврическую кафедру было промыслительным, эта нива была еще не возделана и именно ему предстояло трудиться на ней. Первый годы своего служения он уделяет особенное внимание церковному благоустройству и Одесской духовной семинарии. При нем заканчивается строительство Спасо-Преображенского кафедрального собора. Кроме того им были установлены ежегодные особые молитвословия и крестный ход в день основания города Одессы. Благодать святителя и сила его молитв особенно проявляется в период Крымской войны 1854-1855 годов. Также святителем Иннокентием была прославлена чудотворная Касперовская икона Божией Матери. Именно с его периода Касперовский образ Пресвятой Богородицы является покровительницей не только города Одессы, но и всего Южного края. Каждую пятницу в кафедральном соборе читается творение святителя Иннокентия — акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Именно святителю Иннокентию удалось реализовать план создания Крымского Афона с его старчеством. Он трудился много, до самого забвения, отдавая все силы Богу и людям, но свеча его земной жизни догорала. 7 июня 1857 года на руках двух келейников он скончался. Был погребен в Свято-Преображенском кафедральном соборе. Как тогда, так и сейчас для людей он является светом светящим и согревающим.

Развернуть
Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 4

От ю́ных ле́т прилежа́ уче́нию благоче́стия и стра́ху Бо́жию,/ во благода́ти Христо́вой преуспева́я,/ стяжа́л еси́ слове́сная дарова́ния/ и яви́лся еси́ неутоми́мый пропове́дниче спасе́ния,/ ду́ши ве́рных озаря́я спаси́тельными смы́слы/ и приводя́ все́х ко исправле́нию./ Святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// да́ти на́м оставле́ние грехо́в и ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас тот же [7]

Дне́сь гра́д Херсо́нский ра́дуется,/ весели́тся земля́ Таври́ческая,/ иму́ще моли́твенника святи́теля Христо́ва Инноке́нтия,/ па́стыря до́бра и пра́ведника изря́днаго,/ и́же Бо́жия Ма́тери о́браз Ка́сперовский просла́вил еси́,/ в кра́е новору́сстем ве́ру пра́вую утверди́л еси́./ Те́мже святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

Ю́га земли́ на́шея цве́те,/ Це́ркве Росси́йския украше́ние,/ Правосла́вия наста́вниче пресла́вный,/ защ'итниче и моли́твенниче Оте́чества усе́рдный,/ но́вый Ру́сский Златоу́сте,/ богому́дре святи́телю Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Развернуть
Молитвы, акафист, канон

МОЛИТВА
О, всезлатaя уста слова, всехвaльный и всечестный архиерeю, святителю Христов Иннокeнтие! Ты многая и различная дарования от Господа приял еси, и яко рaб благий и верный все таланты, тебе дaнныя, приумножил еси, имиже Церкви Христовей и Отeчеству нaшему слaвне послужил еси. Ныне же вeлие имея ко Святей Троице дерзновeние призри милоcтивно от горния твоея обители на нaс немощных, грехaми многими обременeнных, и умоли Господа Вседержителя, да отвратит от нaс гнев Свой, праведно на ны движимый, и на пyть покаяния нaс обратит. Прельщeние языческое, зловредное нечeстие агарянское, расколы и ереси, от Церкви Святыя отчуждaющия, да истребит, и от соблaзнов мира и козней диaвольских нас оградит. Ей, крепкий столпе церковный, сосyде благодaти предъизбрaнный, испроси у Отца светов, да соблюдeт нaс от нечестивых учeний душепaгубных, неверия и суеверия избaвит, в вере правослaвней нaс утвердит, и по образу Святыя и Нераздельныя Троицы мaлое стaдо Свое в любви и единомyдрии сохранит. Неверныя к познaнию истины да обратит.
Пaстыремъ Церкве праведность и рeвность о спаcении да подaст, монaшествующих в подвизех укрепит, мир умирит, и зeмлю нaшу от крамолы и нестроeний свободит. О, ходaтаю тeплый и чудотворче предивный, святителю отче нaш Иннокeнтие, испроси нaм у Господа Бога врeмя на покаяние и исправлeние, и во всех нyждах, скорбех и искушeниях утешeние и скорое поможeние. И тaко да благодaтию и человеколюбием в Троице поклоняемаго Бога сподобимся наследницы быти Царствия Небеcнаго, да прославляем вкyпе с тобою всех благ Подaтеля, Триединаго Бога, Отца и Сына и Святaго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Развернуть