Святыни храма
10 святынь
Поклонный крест на Бутовском полигоне
Большой Поклонный Крест посвящен прославлению подвига святых Новомучеников и Исповедников Российских и увековечиванию памяти всех пострадавших в годы репрессий. Он был освящен на Соловках 25 июля и установлен на Бутовском полигоне 7 августа 2007 года, в память семидесятилетней годовщины начала массовых казней 1937-1938 гг. Крест создан в кресторезной мастерской Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II под руководством Георгия Кожокаря, по образу традиционных крестов Русского Севера.
Такого рода кресты называют ”Богоименными”, поскольку вместо известных иконописных образов здесь повествование о Голгофской Жертве за Спасение мира ведется на языке символов, а Бог открывается человеку в Своих Божественных именах. Часто кресты воздвигали в память о том или ином событии. Они служили вехами исторического пути нашего народа. Направляли или предостерегали. Такой крест является раскрытой книгой, но для того, чтобы услышать Его послание нужно понять многочисленные символы и внимательно прочитать вязь церковных молитв. Он – икона и молитвослов одновременно, памятник прошлого и свидетель нашего покаяния.
Высота Бутовского креста с голубцом – 12, 5м, ширина – 7, 5м. Подобно Голгофскому Кресту он является ”трисоставным”. Вертикальная перекладина изготовлена из сибирской ”кедровой” сосны, горизонтальная из – сосны карельской, косая перекладина – из кипариса. Копие и трость сделаны из соловецкой сосны.
На лицевой стороне символическое повествование начинается с вершины креста. Под ”голубцом”, форма которого напоминает о благодатном покрове и сени распростертой над святым местом, в круге находится хризма или лабрум – монограмма Христа, образованная первыми буквами имени Христос (гр.Мессия). Божественную природу Спасителя открывает явленное в трех лучах керстчатого нимба имя Сущий (Исх. 3:14), в русской традиции переданное знаками …. На соединение во Христа Божественной и человеческой природы указывют первая и последняя буквы греческого алфавита.. и.. (Откр. 1:8, 1:10, 21:6, 22:13). Рядом на титле надпись Царь Славы.
От хризмы расходятся лучи Божественного Света. Они осеняют Чашу, которая символизирует одновременно и чашу страданий, испитую новомучениками и исповедниками Российскими, и чашу Евхаристии, чашу причастия Божественной Жизни. В лучах вязью вырезаны слова Христа, обращенные к учениками: ”Мою юже Пию чашу, пийте, яко да во Царствие Отца Моего со Мною (прославитеся)”. На словах ”со Мною” фраза переходит в образ Венец Славы.
Вокруг среднокрестия лицевой стороны в виде круга идет венец славы, украшенный многочисленными изображениями венцов мучеников: ”Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, Диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Откр. 2:10). В центре среднокрестия изображен голгофский Крест с орудиями Страстей.
В лучах, которые расходятся из центра, пересекая венец, слова кондака Нвомученикам и Исповедникам Российским: Диесь, новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агицу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веком. Аминь.
На лицевой стороне причелии вязью вырезаны слова тропаря Новомученикам и Исповедникам Российским: Диесь радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся правосланыя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.
На оборотной стороне Креста вокруг среднокрестия идет изображение тернового венца Спасителя, в который вплетаются узлы колючей проволоки, напоминающие о страданиях узников ГУЛАГа. Вся оборотная сторона Креста образует полиставрион. Здесь это множество крестов увековечивает память о бесчисленных жертвах массового террора и бесчеловечной политики советской эпохи. Если лицевая сторона Креста посвящена Церкви Торжествующей, то оборотная – Церкви Земной и Воинствующей.
На лицевой стороне Копия и Трости вырезаны слова стихиры из службы всем святым в земли Российской просиявшим, написанной священноисповедником Афанасием Ковровским: Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычию во славе предстоят, радующееся. Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию. Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни Веру Православную, в нейже тебе утверждение.
По традиции на Богоименных крестах присутствуют молитвы Святому Кресту. Здесь они начинаются с левой стороны горизонтальной перекладины, переходя на правую часть, спускаясь вниз по вертикальной балке Креста, переходят на оборотную сторону.
Молитвы Святому Кресту Господнему:
Да воскреснет Бог. И расточастся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его, Яко исчезает дым, да исчезнут; Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением и в весели глагоющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшего нам тебе, Крест Свой Честный, на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Иже Крестом ограждаемы, врагу противляемся, не боящиси того коварства и ловительства: якл бо гордый упразднися и попран бысть силою на Древе Распятаго Христа. Крест Твой, Господи освятися: сего ради к Тебе припадаем, помилуй нас, Господи! Оружие на Диавола Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его, яко мертвыя возставляет и смерть упраздни: сего ради покланяемся погребению Твоему и возстанию!
Бутовский полигон, одно из мест массовых казней и захоронений исповедников Христовых
У большинства москвичей слово «Бутово» ассоциируется с новым жилым массивом, вынесенным за южные пределы Московской кольцевой автодороги. Но есть другое Бутово, и оно стоит в одном ряду с такими понятиями, как «Соловки», «Колыма», «Бухенвальд», «Освенцим». С середины 30-х и до начала 50-х гг. на Бутовском полигоне НКВД были тайно расстреляны и захоронены десятки тысяч людей. Сегодня мы знаем имена 20.765 человек, расстрелянных за короткий период времени — с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г.
С давних времен на старом Варшавском тракте стояла небольшая деревня Бутово, остатки которой сохранились до настоящего времени. По этой деревне получила свое название и железнодорожная станция Бутово. Неподалеку, в селе Дрожжино, располагалась усадьба, первым владельцем которой был Ф.М.Дрожжин, думный дьяк, казненный при Иване Грозном. Имение много раз переходило из рук в руки. Последним хозяином его и построенного при имении конного завода стал И.И.Зимин — представитель известного рода купцов-промышленников.
После революции имение быстро пришло в упадок, но конный завод продолжал действовать. Он носил теперь имя тов.Каменева и поставлял лошадей для Красной Армии. В 20-х гг. в восточной части бывшего имения появилась сельскохозяйственная колония ОГПУ. Из соседней Свято-Екатерининской пустыни, превращенной в тюрьму для уголовников, в 1934 г. привезли заключенных, которых разместили в бывших барских конюшнях. Но они пробыли здесь недолго. Вскоре заключенных перевели на соседнюю Щербинку, конный завод закрыли, рабочих выселили. Территорию площадью в два квадратных километра огородили колючей проволокой, а жителей соседних селений поставили в известность, что здесь оборудуется стрелковый полигон. И действительно, вскоре со стороны полигона стали раздаваться выстрелы. Начиная с августа 1937 г., стрельба продолжалась иногда по много часов подряд. Конечно, местные жители о чем-то догадывались. Прохожих, возвращавшихся с ночных электричек, на лесной дороге обгоняли «воронки», крытые «автозаки». Их было иногда два-три, иногда больше.
Массовые расстрелы, явившиеся следствием приказов наркома НКВД Ежова, на Бутовском полигоне начались 8 августа 1937 г. В тот день был казнен 91 человек.
О том, как происходили расстрелы на Бутовском полигоне, сотрудникам ФСК рассказывал и.о.коменданта АХУ НКВД тех лет. Людей, приговоренных к расстрелу, привозили в Бутово, не сообщая зачем и куда их везут. Крытые «автозаки», в которые заталкивали до пятидесяти человек, в народе упорно называли «душегубками». Есть свидетельства бывших исполнителей приговоров, что людей травили в «автозаках», выводя трубу с выхлопными газами внутрь фургона.
Машины подъезжали со стороны леса. На территории полигона находились два здания — небольшой каменный дом и длинный деревянный барак, огороженный колючей проволокой. Приговоренных к расстрелу заводили в барак, якобы для «санобработки». Здесь объявляли решение, сверяли данные и наличие фотографии. На расстрел выводили по одному...
Первое время расстрелянных хоронили в небольших ямах-могильниках, которые копали вручную. Но с августа 1937 г. казни в Бутово приняли такие масштабы, что пришлось применять особые средства и технику. На полигоне появился мощный экскаватор карьерного типа. Были вырыты траншеи глубиной в 3 метра, длиной от 150 и более метров. За день в Бутово редко расстреливали меньше 100 человек. Бывали дни, когда казнили и 300, и 400, и свыше 500 человек. Пик казней в Бутово пришелся на 28 февраля 1938 г. В тот день было расстреляно 562 человека. После очередного расстрела на полигоне появлялся человек из местных. Он заводил бульдозер и тонким слоем земли присыпал тела расстрелянных. Поверх этих тел ложились новые жертвы.
Километрах в десяти от Бутовского полигона находится другое место массовых захоронений жертв репрессий — спецобъект НКВД под названием «Коммунарка». По рассказам очевидцев, машины, следовавшие в «Коммунарку», согласно устному приказанию коменданта АХУ НКВД Блохина нередко «заворачивали» в Бутово.
С середины войны в окрестностях Бутово находились лагеря немецких военнопленных. Немцы работали на строительстве Симферопольского шоссе, на кирпичном заводе. В военные годы их почти не кормили; они голодали, ели листву, варили кору деревьев, несъедобные корешки, вызывая сострадание местных жителей, которые вопреки запретам пытались их подкармливать. Немало немецких военнопленных умерло здесь от истощения. Их свозили на грабарках и хоронили в общих ямах на краю сельского кладбища в Дрожжино — вблизи Бутовского полигона.
В 1949-1951 гг. на территории спецзоны был выстроен поселок, состоящий из трех кирпичных домов, в двух из которых получили квартиры или комнаты сотрудники МГБ, в третьем расположилась спецшкола: в ней обучались офицеры внутренних служб стран Восточной Европы. В середине 50-х гг. спецзона была ликвидирована. Центральную часть ее, где находилась основная часть захоронений, обнесли глухим деревянным забором, поверх которого протянули колючую проволоку. По краям зоны возник дачный поселок МГБ.
С начала 90-х гг. начался поиск мест массовых расстрелов и захоронений, составлялись списки с именами казненных в Москве и Московской области. Общественная группа по увековечению памяти жертв политических репрессий (группа М.Б.Миндлина) с помощью сотрудников ФСК-ФСБ приступила к работе со следственными делами расстрелянных в Бутово; составлялись краткие биографические справки для будущей Книги Памяти. А в июне 1993 г. состоялось первое посещение Бутовского полигона родственниками погибших, была зажжена на земле бывшей спецзоны первая поминальная свеча. Осенью того же года в южной части полигона установили гранитную мемориальную плиту.
В 1994 г. на этой многострадальной земле водрузили Большой поклонный крест. Тогда же составилась община будущего храма Свв.Новомучеников и Исповедников Российских. Первая официальная литургия в Бутово была совершена 25 июня 1995 г. в походном палаточном храме Всех Святых, в земле Российской просиявших. Вскоре земля Бутовского полигона была передана Московской Патриархии. По проекту Д.М.Шаховского, сына расстрелянного в Бутово иерея Михаила Шика, был выстроен деревянный храм во имя Свв.Новомучеников и Исповедников Российских. Настоятелем его стал иерей Кирилл Каледа, внук расстрелянного здесь священномученика Владимира Амбарцумова. Освящен храм был в день кончины сергианского вл.Серафима (Чичагова) — 11 декабря 1996 г.
Памятный крест на месте раскопок. Столбиками отмечены края рва
В течение нескольких лет на Бутовском полигоне велись комплексные работы с целью определения местоположения погребальных рвов, а в 1997 г. по благословению Алексия II выполнены частичные археологические исследования: был вскрыт один из погребальных рвов. На площади всего в 12 кв.метров обнаружили захоронения в пять слоев; специалисты насчитали тут останки 149 человек. Большую работу по обнаружению рвов провели летом 2002 г. Специалисты выявили и нанесли на карту 13 погребальных рвов. Но исследования не закончены, не найдены еще ответы на многие вопросы.
Основную часть расстрелянных в Бутово составляют жители Москвы и Подмосковья. Но есть представители других областей и бывших республик СССР, представители других государств: Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Италии, Греции, Турции, Японии, Индии, Китая и т.д. Вслед за русскими, которые составляют большинство от общего числа расстрелянных, следуют латыши, затем поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы. Всего же национальностей насчитывается свыше шестидесяти.
Среди расстрелянных — преимущественно простые русские крестьяне и рабочие. Их арестовывали иногда целыми семьями. Расстреливали и подростков 15-16 лет, и глубоких 80-летних стариков. Подавляющее число жертв были люди беспартийные, далекие от политики, имевшие низшее образование или вовсе неграмотные. Но в числе расстрелянных — немало людей образованнейших: ученых, известных деятелей искусства и культуры, государственных деятелей, видных военачальников.
Среди жертв Бутовского полигона есть выдающиеся люди: председатель II Государственной Думы Ф.А.Головин, крупный инженер, строитель железных дорог Ф.Н.Гревениц, один из первых русских летчиков Н.Н.Данилевский, художники, чье творчество составляет ныне славу русской живописи, — А.Д.Древин, Р.М.Семашкевич и др.
В этой земле лежат представители старинных русских дворянских родов: Ростопчиных, Тучковых, Гагариных, Шаховских, Оболенских, Олсуфьевых, Бибиковых... Это, наконец, группа генералов царской армии: московский генерал-губернатор В.Ф.Джунковский и его адъютант В.С.Гадон, генерал-лейтенант Е.И.Мартынов, генерал-майор В.И.Николаев, генерал-майор М.Ф.Кригер, обладатель семи воинских боевых наград генерал-лейтенант Б.И.Столбин... Поистине, в этой святой для нас земле лежит целый народ — все его представители.
Внутренний вид храма
Большое число пострадавших составляют заключенные Дмитлага НКВД, работавшие на строительстве канала Москва-Волга. Примерно четверть от общего числа расстрелянных в Бутово — уголовники, правда, большинство из них арестовано и расстреляно не за совершение преступлений, а за прошлые судимости, по которым арестованные уже отбыли срок наказания. Особую категорию расстрелянных составляют инвалиды. С января 1938 г. с санкции высшего начальства НКВД началась тайная расправа над ними: фактически инвалидов расстреливали только за то, что переполненные тюрьмы и исправительно-трудовые лагеря отказывались их принимать.
Много расстреляно в Бутово людей без определенных занятий и места жительства. Это могли быть разоренные в годы коллективизации и раскулачивания крестьяне, или люди «из бывших», например уволенная со службы вдова начальника царской охраны, или оставшийся без крыши над головой бывший архитектор-строитель, или обыкновенный воришка, укравший велосипед, гармошку или пару буханок хлеба... В списках пострадавших в Бутово мы находим железнодорожников, метростроевцев, милиционеров, пожарников. В категорию же СОЭ и СВЭ (социально-опасные и социально-вредные элементы) мог попасть кто угодно: родственники ранее осужденных, нищие, уличные торговцы, гадалки, бывшие царские министры.
В числе «контингентов, подлежащих репрессии» в приказе Ежова № 00447 значатся «церковники». Бутовский полигон — не единственное место массовых расстрелов и захоронений в нашей стране. Подобных мест сотни. В Бутово захоронены представители разных конфессий. Но вряд ли найдется на нашей земле, а может быть, и во всем мире место, где было бы расстреляно столько православных священнослужителей и мирян, пострадавших за веру, как в Бутово. Среди общего их числа (936 чел.) много и участников антисергианского движения: архиепископ Николай (Добронравов), епископы Аркадий (Остальский) и Никита (Делекторский), священник Петр Петриков и многие, многие другие — протоиереи, иереи и диаконы, монахи, монахини и миряне. Принявшие смертную муку, но не отрекшиеся от веры отцов, они пополнили ряды небесных предстоятелей за веру и Церковь Христову.
На Соборе официальной Церкви 2000 г. было прославлено в лике святых свыше тысячи мучеников, пострадавших в безбожное советское время. Среди них — 128 представителей Церкви, убиенных на Бутовском полигоне. За прошедшие после Собора годы число новопрославленных святых, в Бутово пострадавших, возросло до 255. Эта цифра по мере изучения материалов об убиенных, — как сказано в брошюре, по которой составлена эта статья, — будет и дальше расти.
Так называемые «церковные» дела имеют одну особенность. Это в полном смысле слова — свидетельства о вере. Ни пытки, ни угроза смерти не могли заставить верующих отречься от Бога, возвести хулу на Церковь. В основе несокрушимой стойкости православных лежит христианское отношение к смерти.
«Русской Голгофой» назвал Бутово Алексий II. 27 мая 2000 г. над погребальными рвами состоялось торжественное богослужение, которое он возглавил. С тех пор ежегодно в одну из Пасхальных суббот в Бутово совершаются возглавляемые им богослужения под открытым небом. В них принимают участие священнослужители Москвы и Московской области, которые приезжают сюда вместе со своими прихожанами.
В будние дни в бутовском храме постоянно звучат молитвы к тем, кто воистину есте слава Церкве. Здесь молятся и «о всех в годину лютую на месте сем и в иных местах умученных и убиенных».
Митра сщмч. Арсения (Жадановского), еп. Серпуховского
Один из замечательных иерархов Русской Православной Церкви епископ Арсений (Жадановский Александр Иванович).
27 сентября 1937 г. - Принял мученическую смерть за Христа в богоборческий период нашей истории, расстрелян. Место захоронения: пос. Бутово Ленинского р-на Московской обл.-т.н. "Бутовский полигон"
Родился 6 марта 1874 г. в с. Писаревка Волчанского уезда Харьковской губ. в семье протоиерея.
В 1894 году окончил Харьковскую Духовную Семинарию. В 1899 году был пострижен в мантию в Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии и там же рукоположен во иеродиакона.
С 1899 по 1903 г. он учится в 1 Московской Духовной Академии;
(9 мая 1902 года епископом Волоколамским Арсением (Стадницким) рукоположен во иеромонаха) и оканчивает ее со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение на тему "Беседы преподобного Макария Египетского с гомилетической точки зрения").
С 1903 года - казначей Московского Чудова монастыря, а е 1904 г. - его наместник.
8 июня 1914 года в Алексеевском храме Московского Чудова монастыря архимандрит Арсений был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии; хиротонию возглавлял митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский); при этом он был оставлен в должности наместника Московского Чудова монастыря.
В годы наместничества епископа Арсения Чудов монастырь стал одним из центров духовного просвещения Москвы и всей России.
С 1918 по осень 1919 гг. владыка Арсений жил в полузатворе вместе с архимандритом (впоследствии епископом) Серафимом (Звездинским) в Серафимо-Знаменском скиту Подольского уезда Московской губ., будучи духовником и старцем схиигумении Фамари (Марджановой) и сестер основанного ею скита.
В 1923 году еп. Арсений был уволен от управления Серпуховским викариатством и с 1924 по 1925 г. проживал в с. Кузьменки Серпуховского уезда в доме настоятеля местной церкви.
В 1926 г. он был выслан в административном порядке в Нижегородскую губ. и в 1926-1927 гг. проживал в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре в Нижегородской губ.
После выхода июльской Декларации 1927 г. епископ Арсений не имел литургического общения с единомысленными митрополиту Сергию (Страгородскому) архиереями и священнослужителями.
С 1931 по 1933 г. владыка Арсений проживал в разных местах, неоднократно подвергаясь арестам.
В 1933-1937 гг. он жил в дачном поселке Котельники, в четырех километрах от ст. Люберцы под Москвой, в доме, приобретенном на средства его духовных чад. Духовные чада приезжали туда утром к началу Божественной литургии, которая совершалась в тайно существовавшей домовой церкви, исповедовались и причащались. Днем всем приезжавшим предлагалась трапеза, и после краткой беседы с владыкой духовные чада уезжали из Котельников (обычно выходили через садовую калитку в лесок и шли пешком до станции); самые близкие оставались до четырех часов дня и после этого срока тоже возвращались обратно.
14 апреля 1937 владыка Арсений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе 28 мая 1937 г, он признал, что совершал тайные богослужения
26 сентября 1937 г. епископ Арсений был осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в "руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников" и приговорен к расстрелу. 27 сентября 1937 г. - расстрелян. Место захоронения: пос. Бутово Ленинского р-на Московской обл.-т.н. "Бутовский полигон".
Часть детской шали страст. Алексия (Романова), царевича
Шаль принадлежала царевичу Алексею Николаевичу Романову. Была связана руками его Августейших сестер, которой он укрывался во время болезни.
Шаль была найдена в Ипатьевском доме Белой армией, после взятия Екатеринбурга 25 июля 1918 года. Затем передана Её Императорскому Высочеству Великой княгине Ксении Александровне, которая хранила Шаль, как Святыню.
Св. мощи прп. игум. Сергия Радонежского
Преподобный Сергий родился в Тверской земле, в годы княжения тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители святого были людьми благородными и благочестивыми. Его отца звали Кириллом, а мать — Марией.
Удивительное чудо свершилось ещё до рождения святого, когда он был в утробе матери. Мария пришла в церковь на литургию. Во время богослужения неродившийся ребёнок трижды громко прокричал. Мать заплакала от страха. Люди, слышавшие крик, стали искать ребёнка в церкви. Узнав, что младенец кричал из утробы матери, все изумились и устрашились.
Мария же, когда носила ребёнка, усердно постилась и молилась. Она решила, если родится мальчик, посвятить его Богу. Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. На сороковой день мальчика принесли в церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей. Родители рассказали священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Через время ребёнок не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери.
Мальчик подрос, и его стали учить грамоте. У Варфоломея были два брата, Стефан и Пётр. Они быстро научились грамоте, а Варфоломей не мог. Он сильно печалился из-за этого.
Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца священника. Варфоломей рассказал священнику о своих неудачах в учёбе и попросил помолиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Сначала старец пошёл в часовню, начал петь часы, а Варфоломею велел читать псалом. Неожиданно для себя отрок стал читать хорошо. Старец пошёл в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми.
Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Мать пыталась уговорить мальчика, чтобы он не губил свою плоть излишним воздержанием, но Варфоломей продолжал придерживаться избранного пути. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги.
Отец святого, Кирилл, переселился из Ростова в Радонеж, ибо в Ростове в то время бесчинствовал воевода из Москвы Василий Кочева. Он отбирал имущество у ростовцев, из-за этого Кирилл и обеднел.
Кирилл поселился в Радонеже у Рождественской церкви. Его сыновья, Стефан и Пётр, женились, Варфоломей же стремился к монашеской жизни. Он просил родителей благословить его на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он проводил их до гроба, а потом уже исполнил свой замысел. Через некоторое время и отец, и мать святого постриглись в монахи, и каждый ушёл в свой монастырь. Через несколько лет они умерли. Варфоломей похоронил родителей и почтил их память милостыней и молитвами.
Отцовское наследство Варфоломей отдал младшему брату Петру, а себе не взял ничего. Жена старшего брата, Стефана, к этому времени умерла, и Стефан принял монашество в Покровском монастыре Хотькова.
По просьбе Варфоломея Стефан пошёл с ним искать пустынное место. Они пришли в чащу леса. Там была и вода. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. Освящение совершил митрополит Киевский Феогност. Стефан не выдержал тяжёлой жизни в лесу и ушёл в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре. Он стал игуменом и княжеским духовником.
Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. После пострижения Сергий причастился, и церковь при этом наполнилась благоуханием. Через несколько дней, он проводил игумена, попросив его наставлений, благословения и молитв. В это время Сергию было немногим больше двадцати лет.
Инок жил в пустыньке, трудился и молился. Полчища бесов пытались устрашить его, но не могли.
Однажды, когда Сергий в церкви пел заутреню, стена расступилась и вошёл сам дьявол со множеством бесов. Они приказывали святому уходить из пустыньки и угрожали ему. Но, преподобный изгнал их молитвой и крестом. В другой раз бесы напали на святого в хижине, но молитвой его были посрамлены.
Иногда дикие звери приходили к хижине преподобного Сергия. Среди них был один медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба. Посещения медведя продолжались более года.
Некоторые монахи навещали Сергия и хотели поселиться вместе с ним, но святой не принимал их, ибо жизнь в пустыньке была очень трудна. Но всё же некоторые настаивали, и Сергий не стал прогонять их. Каждый из монахов построил себе келью, и стали они жить, во всём подражая преподобному. Иноки служили полунощницу, заутреню, часы, а служить обедню приглашали священника, потому что Сергий по смирению не принимал ни священства, ни игуменства.
Когда собралось двенадцать монахов, кельи обнесли тыном. Сергий неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил, еду варил. А ночи проводил в молитвах.
Игумен, который постриг Сергия, умёр. Преподобный Сергий стал молиться, чтобы Бог дал новой обители игумена. Братия же начала просить Сергия, чтобы он сам стал игуменом и священником. Много раз приступала она с этой просьбой к преподобному, и, в конце концов, Сергий с другими иноками пошёл в Переяславль к епископу Афанасию, чтобы он дал братии игумена. Епископ же повелел святому стать игуменом и священником. Сергий согласился.
Вернувшись в обитель, преподобный ежедневно служил литургию и наставлял братию. Некоторое время в обители было только двенадцать монахов, а потом пришёл Симон, архимандрит Смоленский, и с тех пор число иноков стало увеличиваться. Симон же пришёл, оставив архимандритство. А старший брат Сергия, Стефан, привёл в монастырь к преподобному своего младшего сына Ивана. Сергий постриг мальчика под именем Фёдор.
Игумен сам пёк просфоры, кутью варил и свечи делал. Каждый вечер он потихоньку обходил все монашеские кельи. Если кто-то празднословил, игумен стучал этому брату в окошко. Наутро же звал провинившегося, беседовал с ним и наставлял.
Сначала к монастырю не было даже хорошей дороги. Гораздо позже люди построили возле того места дома и села. А в первое время монахи терпели всякие лишения. Когда не было еды, Сергий не разрешал выходить из монастыря и просить хлеба, но приказывал в монастыре ждать Божьей милости. Один раз Сергий не ел три дня и на четвёртый пошёл рубить сени для старца Данила за решето гнилого хлеба. Из-за нехватки еды один инок стал роптать, а игумен начал учить братию о терпении. В этот момент в монастырь принесли множество еды. Сергий велел сперва накормить тех, кто принёс еду. Они же отказались и скрылись. Так и осталось неизвестным, кто был человек, пославший яства. А братия за трапезой обнаружила, что хлеб, присланный издалека, остался тёплым.
Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз в монастырь пришёл крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен. Преподобный, узнав от братии о недоверчивом крестьянине, ласково поговорил с ним, но не стал убеждать, что он и есть Сергий. В это время в монастырь приехал князь и, увидя игумена, поклонился ему до земли. Телохранители князя оттеснили изумлённого крестьянина, но, когда князь ушёл, земледелец попросил у Сергия прощения и получил от него благословение. Через несколько лет крестьянин принял монашество.
Братия роптала, что поблизости нет воды, и по молитве святого Сергия возник источник. Его вода исцеляла больных.
Один благочестивый человек пришёл в монастырь с больным сыном. Но принесённый в келью Сергия мальчик умер. Отец заплакал и пошёл за гробом, тело же ребёнка оставил в келье. Молитва Сергия совершила чудо: мальчик ожил. Преподобный повелел отцу младенца молчать об этом чуде, а поведал о нём ученик Сергия.
На реке Волге жил вельможа, которого мучил бес. Безумного силой повели в монастырь к Сергию. Преподобный изгнал беса. С тех пор много людей стало приходить к святому за исцелением.
Однажды поздним вечером Сергию было чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Некий голос сказал, что иноков в монастыре будет так же много, как этих птиц.
К преподобному пришли греки, посланцы константинопольского патриарха. Патриарх советовал Сергию устроить общежительство. Русский митрополит поддержал эту мысль. Сергий так и сделал. Он дал каждому брату особое послушание. Обитель давала приют нищим и странникам.
Некоторые братья противились наставничеству Сергия. Во время одного из богослужений брат Сергия Стефан произнёс несколько дерзких слов против преподобного, оспаривая его право руководить монастырём. Преподобный услышал это и, потихоньку уйдя из обители, отправился на реку Киржач, там поставил келью и затем построил церковь. Многие люди помогали ему в этом деле, собралась многочисленная братия. Иноки же покинутого Сергием Троицкого монастыря также переходили на Киржач. А другие пошли в город к митрополиту с просьбой о возвращении Сергия. Митрополит повелел преподобному вернуться, обещав изгнать его противников из монастыря. Сергий послушался. Один из его учеников, Роман, стал игуменом в новом монастыре на реке Киржач. А сам святой вернулся в монастырь Святой Троицы. Братия радостно встретила его.
Пермский епископ Стефан очень любил Сергия. Направляясь в свою епархию, он шёл мимо Троицкого монастыря. Дорога пролегала далеко от обители, и Стефан просто поклонился в её сторону. Сергий в тот момент сидел за трапезой и, хотя не мог видеть Стефана, поклонился ему в ответ.
Ученик Сергия, преподобный Андроник, возымел желание основать монастырь. Однажды Сергия навестил митрополит Алексий, который рассказал о своём замысле основать монастырь в честь Спаса Нерукотворного, в память об избавлении от бури на море. Сергий дал митрополиту в помощники Андроника. Алексий основал монастырь на реке Яузе, а наставником в нём стал Андроник. Сергий посетил это место и благословил. После Андроника игуменом стал преподобный Савва, а после него Александр. В этом монастыре был и знаменитый иконописец Андрей.
Фёдор, племянник преподобного Сергия, сын Стефана, тоже задумал основать обитель. Он нашёл красивое место для неё — Симоново, у реки Москвы. По благословению Сергия и архиерея он устроил монастырь. После Фёдор стал архиереем Ростовским.
Однажды во время службы в Троицкой обители монахи увидели удивительного человека, служившего литургию вместе с игуменом Сергием. Одежды этого человека блистали, и сам он сиял. Сергий сначала ни о чём не хотел рассказывать, а потом открыл, что это ангел Божий служил с ним.
Когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришёл в монастырь к Сергию за благословением и советом — следует ли выступить против Мамая? Преподобный благословил князя на битву. Когда русские увидели татарское войско, то остановились в сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со словами ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всём происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил его. В память об этой битве был построен Успенский монастырь, где стал игуменом ученик Сергия Савва. По просьбе князя Дмитрия был построен и Богоявленский монастырь в Голутвино. Преподобный пешком ходил туда, благословил место, поставил церковь и оставил там своего ученика Григория.
А ещё по просьбе князя Дмитрия Серпуховского Сергий пришёл в его вотчину и основал Зачатьевский монастырь «что на Высоком». Там остался ученик преподобного Афанасий.
Митрополит Алексий, видя приближение своей кончины, уговаривал Сергия стать митрополитом, но тот по своему смирению не согласился. А когда Алексий умер, митрополитом стал Михаил, который начал ополчаться на святого Сергия. Михаил внезапно умер по дороге в Царьград, что было предсказано Сергием.
Однажды преподобному явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном. Она сказала, что не оставит Троицкой обители.
Некий епископ из Царьграда пришёл увидеть Сергия. На самом деле он не верил, что Сергий действительно великий «светильник». Придя в монастырь, епископ ослеп, Сергий же исцелил его.
Одного человека терзала тяжкая болезнь. Родные принесли его к преподобному, тот окропил его водой, помолился о нём, больной сразу же заснул и скоро выздоровел.
Князь Владимир послал в монастырь еду и напитки. Слуга, который нёс всё это, попробовал пищу и напитков отведал. Когда слуга пришёл в монастырь, Сергий упрекнул его, слуга сразу же покаялся и получил от святого прощение.
Богатый человек, живший возле обители, отнял борова у соседа-бедняка и платы не дал. Обиженный пожаловался Сергию. Игумен укорял лихоимца, и тот пообещал исправиться, но потом решил денег не отдавать. Когда же он вошёл в кладовую, то увидел, что туша борова сгнила, хотя был сильный мороз. После этого чуда лихоимец раскаялся и отдал деньги.
Когда один раз святой Сергий служил Божественную литургию, его ученик Симон видел, как огонь ходил по жертвеннику и осенял алтарь. Перед причастием божественный огонь вошёл в чашу. Игумен запретил Симону рассказывать об этом, пока он, Сергий, не умрёт.
За шесть месяцев предвидел преподобный свою кончину и поручил игуменство любимому ученику Никону. А сам начал безмолвствовать.
Перед смертью Сергий поучал братию. А 25 сентября скончался. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Сергий завещал похоронить его вне церкви, с прочими братьями. Но митрополит Киприан благословил положить преподобного в церкви, с правой стороны. Множество народу из разных городов — князья, бояре, священники, иноки — пришли проводить святого Сергия.
Основанная Сергием Радонежским Троице-Сергиева лавра является духовным центром России, она также представляет собой крупнейший историко-архитектурный музей, памятник культуры мирового значения. Тысячи иностранных туристов приезжают в Сергиев Посад, для того чтобы полюбоваться золотыми куполами храмов с великолепной архитектурой, редчайшей иконописью и древними фресками. Созданный Сергием Радонежским в 1337 году небольшой монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы довольно быстро стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей. Именно здесь в 1380 году отец Сергий Радонежский благословил войско князя Димитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. В 1392 году преподобный Сергий Радонежский умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы. Здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», написанное в 1417 – 1418 годах его учеником Епифанием Премудрым. «Житие преподобного Сергия Радонежского» является одним из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейшим историческим документом. В Смутное время (1598–1613 гг.) монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских
интервентов, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. Монастырю благоволили русские цари, они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»). По некоторым сведениям, в монастыре был крещен Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра.
В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Петр I. При нем в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом Преподобного Сергия Радонежского. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи, отсюда уже единовластным правителем Петр уехал в Москву.
В 1744 году Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула лавры. Святой Сергий Радонежский основал, кроме Свято-Троицкого Сергиева монастыря, еще несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей на Севере Руси, что способствовало развитию культуры, грамотности среди населения, наполняло жизнь простых людей духовным смыслом. Влияние Сергия Радонежского с особою силою сказалось на его многочисленных учениках, из которых очень многие сами прославились святою жизнью и явились воспитателями
окружавшего их общества. В «Патерике» Троице-Сергиевой лавры названо около ста имен святых подвижников, так или иначе связанных духовными узами с великим «игуменом всея Руси».
Св. мощи свт. Димитрия, митр. Ростовского
Святитель Димитрий Ростовский – автор многочисленных книг, описывающих жития православных святых. Более 20 лет своей жизни он посвятил созданию материалов, которые сегодня составляют золотой фонд русской православной литературы. Наряду с этим святой был красноречивым проповедником, строгим подвижником христианской веры и творцом милосердия.
В своих молитвах мы можем обращаться к нему за светлыми наставлениями, с покаянной молитвой или с просьбами о защите православной веры, дома и родины.
Св. мощи прмц. инокинии Варвары (Яковлевой), Алапаевской
Инокиня Варвара была убита вместе с другими Алапаевскими мучениками в ночь на 5 (18) июля 1918 года. Её живую сбросили в одну из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская в окрестностях Алапаевска, которую закидали гранатами. Варвара скончалась через несколько дней от голода и полученных ран.
Ее тело, вместе с телом великой княгини Елизаветы Федороны было найдено 22 октября 1918 года администрацией адмирала А. В. Колчака. Вместе с останками великих князей его перевозили по России, укрывая от большевиков. В Чите в Богородицком монастыре тело Варвары одели в монашеское облачение и в 1920 году оно было привезено в Пекин. Вскоре, исполняя желание вел. кн. Елизаветы Фёдоровны быть похороненной на Святой земле, тело Варвары и великой княгини было перевезено в Иерусалим, где 28 января 1921 года тела мучениц были торжественно встречены греческим и русским духовенством, принцессой Викторией и русскими эмигрантами.
30 января Иерусалимский Патриарх Дамиан совершил панихиду и погребение останков Елизаветы Фёдоровны и монахини Варвары https://elitsy.ru/holy/357 в крипте храма Равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании
После прославления РПЦЗ княгини и инокини в лике святых 1 мая 1982 года, в день празднования Недели святых жен-мироносиц, их мощи были перенесены из крипты в храм где их положили в раках у иконостаса.
4 ноября 1992 года Варвара вместе с великой княгиней Елизаветой на Архиерейском соборе Русской православной церкви таже были прославлены в лике святых.
Пальцы правой руки великой княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения. Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
Св. мощи свт. Иоасафа еп. Белгородского
Святитель Иоасаф епископ Белгородский строго следил за благочестием, за правильностью совершения богослужения. И, особенно, за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья.
Св. мощи прмц. вел. кнг. Елизаветы Федоровны Алапаевской
В апреле 1918 года, вместе с другими членами царского дома, Елизавета Федоровна была вывезена в город Алапаевск, где вскоре была сброшена в шахту большевиками. Вместе с ней добровольно мученическую смерть приняла и инокиня Варвара. А в 1921 году святые мощи Елизаветы Федоровны и Варвары были перевезены в церковь Святой Марии Магдалины в Иерусалиме.
Тело великой княгини Елизаветы Федороны было найдено 22 октября 1918 года администрацией адмирала А. В. Колчака. Вместе с останками великих князей его перевозили по России, укрывая от большевиков. В Чите в Богородицком монастыре тело Варвары одели в монашеское облачение и в 1920 году оно было привезено в Пекин. Вскоре, исполняя желание вел. кн. Елизаветы Фёдоровны быть похороненной на Святой земле, тело Варвары и великой княгини было перевезено в Иерусалим, где 28 января 1921 года тела мучениц были торжественно встречены греческим и русским духовенством, принцессой Викторией и русскими эмигрантами.
30 января Иерусалимский Патриарх Дамиан совершил панихиду и погребение останков Елизаветы Фёдоровны и монахини Варвары https://elitsy.ru/holy/357 в крипте храма Равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании
В 1934 году вокруг церкви расположилась женская православная обитель. Ее основали две англичанки, принявшие православие - монахини Мария (Барбара Робинсон) и Марфа (Алиса Спротт).
После прославления РПЦЗ княгини и инокини в лике святых 1 мая 1982 года, в день празднования Недели святых жен-мироносиц, их мощи были перенесены из крипты в храм где их положили в раках у иконостаса.
4 ноября 1992 года Варвара вместе с великой княгиней Елизаветой на Архиерейском соборе Русской православной церкви таже были прославлены в лике святых.
Пальцы правой руки великой княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения. Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.