Святыни храма
3 святыни
Св. мощи прп. Иоанна, затворника Сезеновского
Святые мощи преподобного Иоанна, затворника Сезеновского доступны для поклонения в Сезеновском Иоанно-Казанском епархиальном женском монастыре с. Сезеново.
24 июня 1791 года в селе Горках (называемом также Потудань), при реке Потудань, Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье крепостного крестьянина Луки Ивановича Быкова родился сын. Нарекли его в Святом Крещении Иоанном в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Особые тихость и незлобие отличали Иоанна с раннего детства.
В 15-тилетнем возрасте он вступил на путь духовного подвига юродства Христа ради. Он избегал людей, чуждался своей семьи и проводил время в одиночестве. Много скорбей и побоев принял он от родителей за свое юродство, которое они объясняли ленью и нежеланием работать.
Его морили голодом, не пускали в избу зимой по целым ночам. С твердостью и терпением переносил юный подвижник все эти скорби и лишения, и родители вскоре оставили всякое попечение о нем, как неисправимом и ни на что не пригодном члене своей семьи.
Все чаще Иоанн стал покидать родной дом, уходя на поклонение святыням в Задонск, Воронеж, Острогожск и другие места, где пользовался советами лиц, известных своей богоугодной жизнью. С 1807 по 1809 гг. он пребывал в Белогорье, где помогал копать пещеры пещернице Марии Константиновне Шерстюковой. Затем отправился в Киево-Печерскую Лавру, где проводил чрезвычайно строгую жизнь, ночи проводя в молитве, а днем выполняя самые тяжелые работы в монастыре. После второго года пребывания в Киеве, он был замечен земляками, прибывшими на богомолье, и возвращен в родное село, где был избит помещиком, закован в железные цепи и заперт в холодном амбаре. Лишь заступничество острогожского блаженного Иоанна Васильевича заставило помещика оставить юношу на свободе и более его не притеснять.
После этого Иоанн около четырех лет странствовал по разным русским святым местам. В 1816 году он на две недели появился в Воронеже под видом « глухонемого Симеона».
Особым расположением пользовался Иоанн у старца Задонской обители иеросхимонаха Агапита (Болховитинова), в келье которого в 1817 году состоялась встреча блаженного Иоанна с благочестивой старицей Дарией Димитриевной Кутуковой. Увидев юродивого, Дария решила поместить его при старце Иларионе (Фомине), которого собиралась посетить. Иоанн, усматривая во всем волю Божию, беспрекословно последовал за ней. Прибыв к старцу Илариону, Дария просила того взять Иоанна к себе в услужение, но провидя подвижническую жизнь юноши, он отказался со словами: « Не Иоанн мне, а я Иоанну должен служить: он старее меня».
Вслед за Иоанном к отцу Иллариону прибыл князь Федор Николаевич Несвицкий – владелец села Сезеново. Его то старец и уговорил поселить юродивого Иоанна у себя в поместье. Князь не посмел отказать старцу, т.к. видел во сне видение, с явным указанием, что воля Божия жить Иоанну в Сезеново. Подвижника поселили в бане, единственное окно которой Иоанн наглухо забил. Пищу и воду, посылаемую из дома Несвицких, он получал через отверстие в двери. С этого времени началась его затворническая жизнь.
В 1833 году Иоанн, как не имевший документов, привлек внимание полицейских властей. Тогда местные помещики Звягины выкупили ему отпускную, после чего мещанин Иоанн Быков был приписан к Лебедянскому городскому обществу.
В том же 1833 году Иоанн переселился в новую двухэтажную столпообразную келью, устроенную Звягиными у Сезеновской Казанской церкви. Внизу, в подполье, по настоянию затворника был устроен могильный склеп со сводом, где по кончине он был погребен.
Люди, видевшие Иоанна, описывают его наружность так: лицо имел смуглое, волосы длинные, редкие, цвета темного, бороды не имел, также и усов. Роста был высокого, сутуловат и худощав, глаза прищуренные, черты лица светились миром и благодушием.
Жизнь затворника проходила в строгом посте и молитве. На теле своем носил железные вериги весом в восемнадцать фунтов (около 7, 5 кг), на ногах - железные башмаки, обтянутые сукном, в руках – тяжелые чугунные четки с крестом. На теле затворника были раны, которые он не лечил. Если случалось ему заболеть, то вместо лекарств он прибегал к молитвам уважаемой им затворницы Елецкого Знаменского монастыря Мелании Пахомовой, посылая к ней за святою водой. Иоанн не раз говаривал: «Мелания велика пред Богом».
Слух о подвижнической жизни угодника Божия привлекал к его келии множество людей, приходивших к нему за советом и исцелением своих недугов душевных телесных.
В 1838 году Иоанн испросил благословения построить вместо ветхой Казанской церкви новый каменный семипрестольный храм. По молитвам затворника строительство шло очень быстро, но окончить его возведение Иоанн не смог. Завершить строительство нового храма он поручил Дарии Кутуковой.
Скончался Иоанн Сезеновский 14 декабря 1839 года в своей келье около аналоя на полу, в положении человека сделавшего поклон. Правая его рука, опертая локтем о пол, поддерживала голову, а левая рука лежала в ладони правой, точно подвижник готовился сложить их крестообразно на груди. Лицо усопшего было обращено к иконе Божией Матери.
Так как без разрешения Тамбовского архипастыря нельзя было похоронить покойного в устроенном им под кельей склепе, то тело оставалось почти месяц непогребенным. Во время ожидания погребения народ во множестве стекался к месту подвигов преподобного. Тело его вместо запаха смертного тлена издавало благоухание, а лицо цвело красотою и благолепием.
12 января 1840 года совершилось отпевание и погребение затворника. Во время отпевания на его челе выступили обильные капли маслянистой благоуханной жидкости, которую многие недужные собирали и мазали болящие члены, получая исцеление.
Со дня погребения до настоящего времени мощи затворника Иоанна усердно почитаются верующими и подают благодатную помощь всем с верою и усердием к нему обращающимся.
Св. мощи прп. Дарии Сезеновской
Святые мощи преподобной Дарии Сезеновской доступны для поклонения в Сезеновском Иоанно-Казанском епархиальном женском монастыре с. Сезеново.
Старица Дария родилась в селе Пиково (известном также под названием Никольские рясы) Раненбургского уезда Рязанской губернии в 1772 году в семье государственного крестьянина Дмитрия Гавриловича Кутукова.
Девочка росла живой и веселой и общительной, но по достижении брачного возраста, объявила о нежелании выходить замуж. Во время свадьбы младшего брата, она под предлогом вывиха руки отправилась в село Нижне-Ломовое, расположенное на другом берегу реки, к своей родственнице – просить ее найти хорошую костоправку. У переправы она отдала шубу и серьги сопровождавшим ее, велела просить у отца благословения и переправилась на другой берег. Больше известий о ней не было.
Дария отправилась к старцу Илариону, который благословил ее идти в Меловые Горы в женский монастырь. В то время начальнице обители Агафии, старице высокой жизни, было во сне явление - к ней идет «кроткая, незлобивая голубица», которую велено подобающе встретить. Все 7 лет пребывания в обители Дария с великим смирением служила сестрам, неся послушание в трапезной. Для проживания в монастыре был необходим паспорт. Получив его, Дария стала ходить по святым местам, ища более строгого жития. Ее странствия закончились, когда отец построил 35-ти летней дочери келью в селе Головинщине, где в течение 12 лет она пекла просфоры для окрестных церквей.
В 1817 году Дария встретилась с юродивым Иоанном в келье старца Задонского монастыря иеросхимонаха Агапита, который велел ей отвести Иоанна к отцу Илариону.
Прибыв к старцу Илариону, Дария просила того взять Иоанна к себе в услужение, но провидя подвижническую жизнь юноши, он отказался со словами: « Не Иоанн мне, а я Иоанну должен служить: он старее меня».
Вслед за Иоанном к отцу Иллариону прибыл князь Федор Николаевич Несвицкий – владелец села Сезеново. Его то старец и уговорил поселить юродивого Иоанна у себя в поместье. Князь не посмел отказать старцу, т.к. видел во сне видение, с явным указанием, что воля Божия жить Иоанну в Сезеново.
Дария Димитриевна, проживая в селе Головщино, навещала затворника и пользовалась его духовными советами.
В 1828 году она построила себе невдалеке от келии подвижника особую небольшую кельицу и Бога ради стала прислуживать ему. Своими мудрыми наставлениями затворник приготовлял ее к тому великому подвигу, для которого промысл Божий привел ее в Сезеново: быть строительницею храмов, быть доброй матерью не только насельницам будущей обители, но и мирянам, приходившим к ней за советом.
За год до своей кончины, в 1838 году преподобный начал постройку каменного семипрестольного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. После смерти затворника Дария продолжила строительство. Но недобрые люди различными кознями удалили ее из Сезенова. Ей пришлось отправиться в Борисовскую женскую пустынь Белгородского уезда. Но изгнавшие Дарию завистники, взявшие на себя строительство Казанского храма, не смогли его продолжить, и вынуждены были просить ее вернуться.
Подвижница взялась за прежние труды, и семипрестольный храм был воздвигнут за три года. Келью затворника Иоанна она преобразовала в Преображенский храм. Трудами подвижницы начата постройка храма во имя Рождества Христова. Попечением Дарии был выкопан колодец, вода из которого обладала целительной силой.
1 октября 1849 года с высочайшего изволения была открыта женская община, получившая название Сезеновской Иоанновской. Ее начальницей была избрана преподобная Дария. А 11 апреля 1853 года по благословению Священного Синода община была преобразована в третьеклассный заштатный Иоанно-Казанский женский монастырь. Первой настоятельницей монастыря из-за преклонного возраста старицы Дарии была избрана ее верная помощница Евфимия Моргачева, которая приняла постриг с именем Серафимы, а в 1855 г. награждена саном игумении. Дария же, сложив с себя бремя правления, не переставала трудиться для монастыря до своей кончины.
Она имела твердый и решительный характер, со всеми была ласкова и приветлива. За свои подвиги она получила от Господа дар прозрения.
За три года до своей кончины старица велела срубить яблоню, росшую по правую сторону от церкви Преображения Господня, предсказав, что на этом месте будет ее могила.
После кратковременной болезни преподобная Дария 28 июля 1858 года, на 85-м году жизни, окончила свои земные подвиги. По смерти хотели положить ее тело под храмом, как храмосозидательницу, но не получили на это разрешение. И похоронили ее в том самом, ею указанном месте.
В 1864 году на месте маленького храма в честь Преображения Господня возвели каменный двухэтажный храм во имя Пресвятой Троицы. Под ним оказалась и могила преподобной Дарии.
Св. мощи прп. игум. Серафимы Сезеновской
Святые мощи преподобной игуменьи Серафимы Сезеновской доступны для поклонения в Сезеновском Иоанно-Казанском епархиальном женском монастыре с. Сезеново.
В день Воздвижения Креста Господня, 14 сентября 1806 года в селе Нижне-Ломовом Раненбургского уезда Рязанской губернии в семье государственного благочестивого крестьянина Ефима Семеновича Моргачева и его жены Прасковьи Петровны родилась дочь, названная во Святом Крещении Евфимиею.
Росла она кроткой, тихой девочкой, избегала детских игр. Когда Евфимия подросла, то замуж идти отказалась, родители не препятствовали ей. Когда девице исполнился восемнадцатый год, она пошла на богомолье в Киев. Прозорливый затворник Сезеновский Иоанн, к которому Евфимия зашла за благословением в путь, посоветовал ей не оставаться в Киеве, говоря, что вскоре разведутся куры и цыплята, и она должна будет их караулить. Этим он предсказывал ей настоятельство в будущей Сезеновской обители.
По возвращении из Киева Евфимия выучилась грамоте и стала читать Священное Писание и Псалтирь. Руководили ее в духовной жизни приходской священник и затворник Иоанн.
В 1825 году семья Моргачевых с односельчанами решили переселиться в Самарскую область. Но Евфимии уезжать не хотелось, а затворник Иоанн сказал ей: «Оставайся тут, ты здесь нужна». Крестьяне срубили ей в родном селе небольшую келию, в которой она стала жить, зарабатывая своим трудом. В 1833 году она выстроила себе новую большую келью и взяла к себе жить одну старушку, с которой прожила до 1840 года.
В 1838 году затворник Иоанн заложил в Сезенове новый семипрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Заботы о построении он возложил на старицу Дарию, а Евфимии поручил собирать на храм, для чего выхлопотал на ее имя сборную книгу. Через год подвижник скончался, а Евфимия осенью 1840 года переселилась в Сезеново в маленькую келию, и, получив увольнение для поступления в монашество, начала свой страннический путь со сборной книгой. Было ей тогда 34 года.
За простоту, прямоту и ласковое ко всем отношение Евфимию все любили. Она вела строгую подвижническую жизнь и имела дар прозорливости. Она не только собирала пожертвования для строительства монастырских зданий, приобретала утварь и иконы, но и хлопотала в
Санкт-Петербурге об исполнении воли затворника – об открытии в Сезеново женского монастыря. 11 апреля 1853 года по благословению Священного Синода община была преобразована в третьеклассный заштатный Иоанно-Казанский женский монастырь. Первой настоятельницей монастыря из-за преклонного возраста старицы Дарии была избрана ее верная помощница Евфимия Моргачева, которая приняла постриг с именем Серафимы, а в 1855 г. награждена саном игумении.
На мать Серафиму была возложена великая и трудная обязанность: в монастыре она никогда не жила, а должна была не только внешне создать обитель и храмы, но и установить монастырские правила и поселить между сестрами любовь и послушание.
Игумения, своей кротостью и любовью служила для всех примером. Постничество свое она ото всех скрывала, а когда доходила до изнеможения, то говорила: «Со мной недуг приключился». Часто она ходила молиться у гробов затворника Иоанна и старицы Дарии.
Здоровье игумении Серафимы стало заметно ослабевать за 6 лет до ее кончины. Перед смертью она приняла Великую схиму с именем Евфимии. Скончалась игумения Сезеновской обители 13 февраля 1877 года. Ей было 70 лет и 5 месяцев. Погребли тело в нижнем этаже Троицкого храма у северной стены.