Святыни храма
3 святыни
Икона Божией Матери "Жировицкая"
Икона Божией Матери "Жировичская" доступна для поклонения и паломничества верующих в
Свято-Успенском соборе/Свято-Никольской церкви Жировичского монастыря, п. Жировичи, Гродненская обл.
(См. так же паломничество к святым местам Беларуси).
Жировичская икона
Икона Божией Матери "Жировичская" входит в состав 100 самых значимых православных икон мира. Эта икона - самая маленькая из почитаемых Богородичных икон. Её размер - 5, 6 / 4, 4 см. Икона представляет собой овальный кусочек яшмы с рельефным изображением Богородицы с Младенцем на руках.
В иконографии такие изображения относятся к типу "Умиление". От первого же взгляда на икону остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины. На списках иконы Жировичской Богоматери вокруг этих изображений иногда присутствует славянский текст: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую сущую Богородицу Тя Величаем». Первоначально икона излучала прекрасный свет и тонкий аромат и лишь впоследствии поблекла и потемнела (до 1638 года она хранилась открыто, без стекла), а от частого прикосновения и целования богомольцев поверхность ее несколько сгладилась. Ясно различимые трещины на образе напоминают о пожаре, в котором она побывала. С самого момента явления иконы возле неё начали происходить чудесные исцеления, свидетельства о которых записаны в летописи Жировичского монастыря.
Как считают исследователи, аналогов Жировичской иконе фактически нет. Существуют только три похожих образка, относящиеся к XIV - началу XVI вв. Святыня почитаема как нерукотворная, ибо была явлена чудесным образом. Во времена унии Жировичская икона почиталась и униатами и католиками.
Образ «Явление иконы Божией Матери на груше»
Главным источником сведений о явлении чудотворной иконы, основании храма и монастыря является написанная в 1622 году жировичским иеромонахом Феодосием (Боровиком) «Гистория, або повесть людей розных, веры годных о образе чудовном Пренасвятейшое Девы Марии жировицком в повете Слонимском...». Это небольшое произведение занимает пять страниц в рукописном полемическом сборнике «О образах и реликвиях» (редакции «Описания против Лютеров»). Книга, принадлежавшая до начала XIX в. монастырской библиотеке, была вывезена в Россию епископом Павлом (Доброхотовым), бывшим профессором семинарии в Жировичах. Сегодня она хранится в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге. Там же находится рукопись «Образ чудотворны Пресвитой Богородицы в Жировицах», автором которого является жировичский архимандрит Иосафат (Дубенецкий). Рукопись была написана между 1652 и 1654 гг. в Жировичах и основывалась на предании, записанном о.Феодосием. Она разделяется на семь главок, каждая из которых посвящена описанию тех или иных обстоятельств истории явления иконы и основания монастыря. Иосафат Дубенецкий дополнил «санктуарий» иконы рассказом о чудесах, произошедших после 1622 года, свидетельствами очевидцев. В 1653 г. виленские базилиане издали на основе рукописи Дубенецкого книгу о чудесах Пресвятой Богородицы в Жировичах. Обе, хранящиеся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге, рукописи малоизвестны и целиком никогда не публиковались.
Согласно легенде, икона была чудесным образом явлена в конце XV столетия в лесу неподалеку от местечка Жыровицы на гродненщине. Вопрос о точной дате обретения образа остается нерешенным. Дата «1470 г.», утвердившаяся в литературе еще в прошлом веке, согласно последним изысканиям представляется достаточно сомнительной. Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы, и дал обет построить на этом месте церковь. После сооружения деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход.
Камень второго обретения Иконы в алтаре Явленской церкви
Около 1520 г. случился сильный пожар, истребивший и деревянный храм, и почти все строения. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара пропала и чудотворная икона. Предпринятые на пепелище поиски оказались тщетными. Через некоторое время ученики церковной школы, резвясь после уроков, забрались на гору, у подножия которой еще недавно стояла церковь, и увидели в небесном сиянии Божью Матерь, сидящую на огромном камне. В ее руках была та самая иконка. Дети не решились подойти к ней, а поспешили рассказать об увиденном родителям, которые вместе с местным священником отправились к тому месту. Уже издали они увидели на камне горящую свечу, а подойдя ближе, нашли на нем иконку Богоматери, нисколько не пострадавшую от пожара.
На месте второго обретения Жировичской иконы Божией Матери была построена деревянная церковь, освященная в честь Рождества Божией Матери. Сменившая ее каменная церковь была построена в 1672 г. В наши дни она получила название Явленской и является самым старым сохранившимся зданием монастыря. Камень, на котором нашли икону, был освящен в качестве Святого престола церкви.
Иконка нашла на некоторое время приют в доме священника, затем была помещена в отстроенную деревянную церковь. После завершения строительства каменного собора, освященного в честь Успения Богородицы, чудотворная икона была перенесена туда, где хранится и по нынешний день в особом киоте слева от царских врат как величайшая святыня. В зимнее время переносится в Свято-Никольскую церковь.
«Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кровом Твоея благостыни и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междуусобных нестроений, да вси, живущий в ней, в любви и мире пребывающе, тихое и безмятежное житие проживут и, благ вечных молитвами Твоими унаследивше, взмогут купно с Тобою восхвалити Бога на небеси во веки. Аминь» - это слова из молитвы перед Жировичской иконой Божьей Матери, которая находится в самом почитаемом монастыре Беларуси.
Икона Божией Матери "Жировицкая"
Икона Божией Матери "Жировичская" доступна для поклонения в Свято-Успенском соборе/Свято-Никольской церкви Жировичского монастыря, п. Жировичи, Гродненская обл. в Беларусии. Икона входит в состав 100 самых значимых православных икон мира. Эта икона - самая маленькая из почитаемых Богородичных икон. Её размер - 5, 6 / 4, 4 см. Икона представляет собой овальный кусочек яшмы с рельефным изображением Богородицы с Младенцем на руках.
В иконографии такие изображения относятся к типу "Умиление". От первого же взгляда на икону остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины. На списках иконы Жировичской Богоматери вокруг этих изображений иногда присутствует славянский текст: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую сущую Богородицу Тя Величаем». Первоначально икона излучала прекрасный свет и тонкий аромат и лишь впоследствии поблекла и потемнела (до 1638 года она хранилась открыто, без стекла), а от частого прикосновения и целования богомольцев поверхность ее несколько сгладилась. Ясно различимые трещины на образе напоминают о пожаре, в котором она побывала. С самого момента явления иконы возле неё начали происходить чудесные исцеления, свидетельства о которых записаны в летописи Жировичского монастыря.
Как считают исследователи, аналогов Жировичской иконе фактически нет. Существуют только три похожих образка, относящиеся к XIV - началу XVI вв. Святыня почитаема как нерукотворная, ибо была явлена чудесным образом. Во времена унии Жировичская икона почиталась и униатами и католиками.
Образ «Явление иконы Божией Матери на груше»
Главным источником сведений о явлении чудотворной иконы, основании храма и монастыря является написанная в 1622 году жировичским иеромонахом Феодосием (Боровиком) «Гистория, або повесть людей розных, веры годных о образе чудовном Пренасвятейшое Девы Марии жировицком в повете Слонимском...». Это небольшое произведение занимает пять страниц в рукописном полемическом сборнике «О образах и реликвиях» (редакции «Описания против Лютеров»). Книга, принадлежавшая до начала XIX в. монастырской библиотеке, была вывезена в Россию епископом Павлом (Доброхотовым), бывшим профессором семинарии в Жировичах. Сегодня она хранится в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге. Там же находится рукопись «Образ чудотворны Пресвитой Богородицы в Жировицах», автором которого является жировичский архимандрит Иосафат (Дубенецкий). Рукопись была написана между 1652 и 1654 гг. в Жировичах и основывалась на предании, записанном о.Феодосием. Она разделяется на семь главок, каждая из которых посвящена описанию тех или иных обстоятельств истории явления иконы и основания монастыря. Иосафат Дубенецкий дополнил «санктуарий» иконы рассказом о чудесах, произошедших после 1622 года, свидетельствами очевидцев. В 1653 г. виленские базилиане издали на основе рукописи Дубенецкого книгу о чудесах Пресвятой Богородицы в Жировичах. Обе, хранящиеся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге, рукописи малоизвестны и целиком никогда не публиковались.
Согласно легенде, икона была чудесным образом явлена в конце XV столетия в лесу неподалеку от местечка Жыровицы на гродненщине. Вопрос о точной дате обретения образа остается нерешенным. Дата «1470 г.», утвердившаяся в литературе еще в прошлом веке, согласно последним изысканиям представляется достаточно сомнительной. Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы, и дал обет построить на этом месте церковь. После сооружения деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход.
Камень второго обретения Иконы в алтаре Явленской церкви
Около 1520 г. случился сильный пожар, истребивший и деревянный храм, и почти все строения. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара пропала и чудотворная икона. Предпринятые на пепелище поиски оказались тщетными. Через некоторое время ученики церковной школы, резвясь после уроков, забрались на гору, у подножия которой еще недавно стояла церковь, и увидели в небесном сиянии Божью Матерь, сидящую на огромном камне. В ее руках была та самая иконка. Дети не решились подойти к ней, а поспешили рассказать об увиденном родителям, которые вместе с местным священником отправились к тому месту. Уже издали они увидели на камне горящую свечу, а подойдя ближе, нашли на нем иконку Богоматери, нисколько не пострадавшую от пожара.
На месте второго обретения Жировичской иконы Божией Матери была построена деревянная церковь, освященная в честь Рождества Божией Матери. Сменившая ее каменная церковь была построена в 1672 г. В наши дни она получила название Явленской и является самым старым сохранившимся зданием монастыря. Камень, на котором нашли икону, был освящен в качестве Святого престола церкви.
Иконка нашла на некоторое время приют в доме священника, затем была помещена в отстроенную деревянную церковь. После завершения строительства каменного собора, освященного в честь Успения Богородицы, чудотворная икона была перенесена туда, где хранится и по нынешний день в особом киоте слева от царских врат как величайшая святыня. В зимнее время переносится в Свято-Никольскую церковь.
«Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кровом Твоея благостыни и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междуусобных нестроений, да вси, живущий в ней, в любви и мире пребывающе, тихое и безмятежное житие проживут и, благ вечных молитвами Твоими унаследивше, взмогут купно с Тобою восхвалити Бога на небеси во веки. Аминь» - это слова из молитвы перед Жировичской иконой Божьей Матери, которая находится в самом почитаемом монастыре Беларуси.
Икона Божией Матери "Жировицкая"
Икона Божией Матери "Жировицкая" доступна для поклонения в Свято-Успенском соборе пос. Жировичи. См. паломничество к святым местам Беларуси.
Среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем. Местные благочестивые предания указывают временем явления иконы 1470 год, связывая с этой датой и возникновение самой Свято-Успенской обители. Однако эти сведения нуждаются в уточнении: в специальном сочинении базилианского историка XVIII века Стебельского о роде Солтанов утверждается, что до 1493 года Жировичи с окрестностями находились во владении рода Гойцевичей, и лишь после смерти последнего представителя этой фамилии великий князь Литовский Александр своей грамотой от 20 марта 1493 года пожаловал Жировичи маршалу Солтану.
Последний раз его имя упоминается в исторических документах в следующем году, а еще через год он значится в бумагах как умерший. Впервые же боярин Солтан Александрович упоминается в 1467 году в связи с его зарубежным путешествием, из которого он возвратился в Литву не ранее 1476 года, став через семь лет владельцем Жирович. В подорожной грамоте, данной ему королем Польским и великим князем Литовским Казимиром Ягайловичем, отмечается, что боярин Солтан принадлежит по вероисповеданию к Православной Церкви.
Весной 1494 года юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина Солтана, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки. Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и безучастно положил обретенную икону в ларец. Лишь вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он ее не нашел.На следующий день пастухи, не знавшие об исчезновении образа, пришли на прежнее место и вновь увидели на груше ту же икону в сиянии. Как и накануне, они отнесли ее боярину, который, уразумев чудо Божие, с благоговением принял святыню и тотчас посетил место ее явления. Помолившись, он дал обет Богу построить в Жировичах на месте явления образа храм в честь Пресвятой Богородицы.
Вскоре деревянный храм был построен, а весть о явлении образа Божией Матери Быстро распространилась по окрестностям, привлекая множество богомольцев для поклонения. Вокруг храма поселились крестьяне, привлекаемые не только святыней, но и богатыми лесами и пастбищами. Считается, что само название Жирович произошло от «жирных» пастбищ. Нашлись и люди, решившие посвятить себя служению Богу под сенью чудотворной иконы. В это же время при храме в Жировичах была построена школа для обучения грамоте крестьянских детей.
Около 1520 года в селении случился сильный пожар, истребивший почти все строения и деревянный храм. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара исчезла чудотворная икона; все поиски ее на пепелище не имели успеха. Прошло время, и в один из дней после занятий в школе дети забрались на ближайшую горку. Внезапно на огромном камне они увидели Божию Матерь в небесном сиянии. В руках Пресвятой Девы была икона, которую напрасно искали на месте пожарища. С радостью побежали дети в селение, где поведали священнику и родителям о видении. Священник с народом поспешил к указанному месту; не сподобившись лицезреть Деву Марию, они к великому своему утешению обрели на камне чудотворную икону. Это событие считается вторым явлением Жировичской чудотворной иконы Божией Матери. Камень, на котором дети видели Богородицу и где была обретена икона, тогда же огородили.
На месте сгоревшего вскоре построили новый храм, куда и поместили святыню. Одновременно внук Солтана Иван Александрович начал строительство новой большой каменной церкви.В то время строителями и фундаторами церквей и монастырей обычно бывали знатные и богатые люди Литовского государства, которые считали построенные ими храмы своей собственностью и часто распоряжались их судьбой по собственному усмотрению. К концу жизни Иван Солтан перешел в протестантство, и возведение храма было приостановлено. Завершилось строительство в начале XVII века, престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ныне этот храм носит название Явленского.
О времени возникновения Жировичского монастыря говорит известный историк Русской Православной Церкви и большой знаток Беларуси митрополит Макарий, относя это событие к 1549 году, но не сообщая по этому поводу никаких подробностей. В 1587 году правнук боярина Солтана Ярослав Иванович продал ч
асть Жировичского имения своему брату Ивану Ивановичу. В купчей крепости говорится, кроме всего прочего: «…и с половицею монастыря церкви Жировицкия, накладом церковным, также и с подданными монастырскими…». Эта запись представляет собой первый докуменет, в котором упоминается о существовании в Жировичах монашеской обители.
Многие несчастья обрушились на монастырь в начале XVII века. Разорившийся Иван Солтан заложил Жировичское имение кобринскому шляхтичу Ицхаку Михелевичу; затем владение перешло его вдове Эстери и сыну Михелю. В этот период насельники монастыря временно покинули обитель, не желая быть под их началом. Православная иерархия и духовенство были в Польско-Литовском государстве в столь тяжком положении с середины XVI столетия, не имея возможности защитить обитель. После объединения Литвы с Польшей в 1386 году вследствие женитьбы князя Литовского Ягайлы на польской королеве Ядвиге, в Западном крае началось насильственное насаждение католицизма, а затем униатства. Ягайла, приняв католичество, дал обязательство привести под власть папы всех своих подданных как в Литве, так и в принадлежавших ему частях Белой и Малой Руси.
Подпав вскоре под влияние настоятеля соседнего базилианского монастыря в Бытени Иосафата Кунцевича, Мелешко принял униатство и пожертвовал Жировичи вместе с церковью и чудотворной иконой Иосафату — одному из активнейших деятелей униатства, прозванному за свою жестокость «душехватом» и убитому жителями Витебска, доведенными им до отчаяния. Вскоре в Жировичах появились униатские монахи, а в 1613 году Иосафат Кунцевич был назначен настоятелем Жировичского монастыря. Мелешко вчерне закончил строительство большой каменной церкви, а также построил дом для братии. Вскоре униаты безраздельно завладели Жировичской обителью.В 1605 году мстиславский каштелян Иван Мелешко выкупил Жировичское имение и монастырь у Эстери Михелевич, руководствуясь, судя по некоторым источникам, прежде всего материальной заинтересованностью. Уния, как известно, была подписана 6 октября 1596 года на Брестском соборе, несмотря на полное нежелание и несочувствие ей со стороны православного населения. На соборе в Бресте не было ни одного представителя из Жирович. Жировичский монастырь оставался православным до 1609 года, когда после решения трибунального суда настоятель монастыря был отправлен в Вильно, где и подписал признание власти римского ставленника Ипатия Поцея.
Чудотворную икону Божией Матери они обратили в свою главную святыню, почитание которой достигло апогея к XVIII веку, когда в 1726 году постановлением папского капитула было решено «возложить на главу Богомладенца Иисуса и Богородицы Девы в г. Жировицах в церкви отцов ордена св. Василия Киевского диоцеза золотые короны», то есть совершить католический обряд коронования иконы Божией Матери. Коронация была совершена 8 сентября 1730 года и преследовала цель более тесного сближения унии с Римско-Католической Церковью.
При постоянной упорной борьбе между Православием и Католичеством судьба унии изменилась после соединения Белоруссии и Литвы с Россией. Базилиане по царскому указанию были подчинены Полоцкому униатскому епископу, а орден лишился своей самостоятельности.
В 1810 году в ограду Жировичского монастыря было перенесено епархиальное управление, ранее находившееся в Новогрудке, и с этого времени Брестские епископы жили при монастыре, а Успенский собор стал кафедральным. Вскоре при монастыре были открыты Пастырско-богословские курсы, стараниями митрополита Иосифа (Семашко) в 1827 году в Жировичах возникла Духовная семинария, которая имела огромное значение в деле воссоединения с Православием.
14 июля 1839 года Преосвященный Иосиф прибыл из Санкт-Петербурга через Полоцк в Жировичи, чтобы возблагодарить Божию Матерь за Ее помощь в святом деле воссоединения. Именно в Жировичский монастырь митрополит Иосиф пригласил духовенство для подписания акта о воссоединении. После этого кафедральный собор был капитально отремонтирован и освобожден от всех принадлежностей костела. Обитель сия стала первым духовным центром Белорусского края по восстановлению православного богослужения.
Во время первой мировой войны церковное имущество монастыря было перевезено в Москву и помещено в подвалах собора Василия Блаженного. Монастырский архив был отправлен в Новороссийск. Оккупировав Жировичи, немцы заняли помещения обители под казармы, изрубили на дрова иконостас Никольского храма, многое разрушили.
В бытность настоятелем монастыря архимандрита Тихона (Шарапова) в начале 20-х годов святыня — образ, чудесно обретенный несколько столетий назад — была возвращена из Москвы в Жировичи. Архимандрит Тихон привез ее из Москвы… в баночке с вареньем. Несмотря на все невзгоды лихолетья двух мировых и гражданских войн, православные отстояли свою святую обитель и чудотворную икону Божией Матери. Ныне она находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Богородицы Жировичского монастыря.
Изображенная чудесным образом на граните, величиной всего несколько сантиметров, опаленная пожаром, чуть треснувшая от огня и времени, святая икона — истинный образ Пречистой Девы Марии, Метери Божией.