Святыни храма
2 святыни
Место произрастания древа, из которого был сделан Крест Господень
Самая большая православная святыня Монастыря Святого Креста в Иерусалиме - это место, где росло священное дерево, из которого, впоследствии, был сделан Животворящий Крест Господа нашего Иисуса Христа.
История Древа, на котором распяли Спасителя начинается во времена Патриарха Авраама и связана с явлением ему Святой Троицы у Мамврийского дуба, в образе трёх Ангелов. Далее Ангелы отправились в Содом, но оставили Аврааму свои три посоха.
После разрушения Содома и Гоморры праведный Лот укрылся со своими двумя дочерьми в Пещере. Его дочери решили, что все человечество было истреблено и нет более мужчин, которые возьмут их в жены. Поэтому они напоили вином своего отца и согрешили с ним. От этих детей впоследствии пошли два народа - моавитяне и аммонитяне. Лот был в отчаянии, когда узнал о поступке своих дочерей.
Тогда Лот просил у своего дяди Авраама помочь ему вымолить у Господа прощение в своем грехе. Авраам передал Лоту, полученные от Ангелов, посоха, наказав посадить их в землю и поливать до тех пор пока не прорастут.
33 года Лот потратил на вымаливание этого греха: носил воду из Иордана и поливал эти посохи. Вражина искушал его, принимая вид человека, просил пить и выпивал или выливал всю воду на землю. Когда же три посоха проросли тремя вечнозелеными деревьями; кедром, кипарисом и певгом (сосной) и срослись в один ствол с тремя верхушками, являя образ Святой Троицы, Лот понял, что грех его прощен.
Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, и указания, что эти три породы дерева священны, мы находим в книгах Ветхого Завета. Пророк Исайя говорит: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60. 13). В православном Богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижении). Крест Христов называется кипарисом, певгом и кедром: «Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося» (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7). Кедр и кипарис упоминаются в числе райских деревьев в книге прока Иезекииля (31; 8). Готовясь к строительству Дома Господня. Соломон просил Хирама, царя Тпрского: «Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана» (2 Пар. 2. 8).
Дерево, посаженное Лотом и взращенное великим трудом в покаянии, выросло очень необычным и красивым. Царь Соломон хотел использовать его для строительства храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу здания, и подходящим нашли именно это Дерево. Его спилили, но использовать так и не смогли, ибо оно постоянно менялось в размерах - то сокращалось, то увеличивалось.
После этого балку, сделанную из сего Древа, оставили в качестве скамейки на храмовом дворе (по другой версии, использовали для изготовления моста через реку). Известная своей мудростью царица Савская, приехав встретиться с Соломоном, присела на эту балку отдохнуть. Но была обожжена огнем, исходящим от Древа. После чего, поклонившись Древу, предрекла, что Спаситель мира будет повешен на нем, и оттого царству иудеев придет разорение и конец. Испугавшись, Соломон приказал закопать брус.
Впоследствии на этом месте была построена Купальня Вифезда или Овчая купель для омовения жертвенных животных. Вода здесь прославилась исцелениями, и ее стали посещать многочисленные болящие. Незадолго до страданий Господа Древо всплыло из вод купальни. Когда срочно понадобилось делать Крест для Иисуса Христа, этому бревну, было найдено окончательное применение.
Монастырь Святого Креста в Иерусалиме
Главной Святыней монастыря является Место произрастания древа, из которого был сделан Крест Господень
Место, где росло Древо, которое выросло из воткнутых Авраамом в землю трех посохов, которые он получил у Маврийского дуба от Трех Ангелов;
Из этого Триединого Древа был сделан Крест Господень на котором распяли Христа.
Монастырь Святого Креста расположен в красивой зеленой долине в западной части Иерусалима — в Долине Креста (квартал Найот Центрального района Иерусалима), ниже Музея Израиля и Кнессета.
Его древние, пожелтевшие от времени высокие стены, тянущиеся из-за стен к небу два огромных кипариса привлекали внимание каждого, кто приезжал в Святой город. Но монастырские окна всегда оставались закрытыми, а его единственные ворота никогда не впускали посетителей.
Снаружи монастырь выглядит как старинный средневековый замок. Массивные стены, возвышающийся купол монастырского собора, колокольня с мраморными часами так не похожи на расположенные поблизости современные городские дома. Художники не раз изображали монастырь на своих полотнах, архитекторы изумлялись гармонии его линий, обычные люди смотрели на него с любопытством. Монастырь выглядел таким неприступным.
Сведения о его истории весьма скупы. Впрочем, в трудах по истории греческого и грузинского монашества о монастыре писалось, ибо прежде всего с Грецией и Грузией связана история основания и процветания этого монастыря.
В 1985 году патриархом Иерусалимским Диодором были официально открыты ворота монастыря для всех, так что теперь можно подивиться архитектурному разнообразию построек, прежде скрытых массивными монастырскими стенами, и многоцветным мозаичным полам и фрескам древней церкви. Впечатления таковы, что не оставляют равнодушным никого.
Сегодня не приходится сомневаться в том, что монастырь Святого Креста был основан в византийский период истории Иерусалима. Соединение сведений из рукописных источников с археологическими находками позволяет с большой точностью определить начало монастырской истории.
Так, монастырь упоминается наряду с другими обителями, расположенными в окрестностях Иерусалима, в одной из рукописей библиотеки Иерусалимской Православной Церкви, содержащей сведения о положении этой Церкви в VI-VII веках.
А недавно археологи обнаружили новые доказательства. С 1969 по 1973 год Иерусалимская Патриархия провела крупномасштабные работы по реставрации монастырских сооружений. Программа работ включала в том числе и консервацию мозаичных полов в монастырской церкви (Кафоликоне): мозаики были целиком удалены со своего основания, смонтированы на новую твердую основу и после реставрации положены на прежнее место. Это дало возможность провести некоторые археологические исследования, зафиксировав образцы найденной сохранившейся мозаики пола.
Большей частью эти находки были фрагментами раннего мозаичного пола, который может быть датирован VI веком н. э. Фрагменты этого древнего пола были обнаружены в диаконнике и жертвеннике, и их общее расположение дает основание полагать, что план первоначального здания, которому они принадлежали, был сходен с планом церкви в настоящее время.
Следовательно, у нас есть и археологическое доказательство для определения начальной стадии строительства монастыря, который мог быть построен в годы византийского управления Святой Землей. Был ли монастырь основан в годы царствования императора Юстиниана (527-565) или императора Ираклия (610–641), с достоверностью узнать нельзя: известно, что в правление обоих императоров в Святой Земле было основано и построено множество монастырей и церквей.
Но при византийском императоре Юстиниане именно в Иерусалиме и его окрестностях шло активное строительство новых и восстановление прежних церковных и монастырских построек. Поэтому можно предположить, что выделение средств на закладку монастыря и строительство монастырской церкви было сделано еще при Юстиниана, в VI веке. Следует учесть и то, что именно VI век был "золотым веком" монашества в Святой Земле.
Последующая история монастыря Святого Креста схожа с историями других монастырей Палестины.
При вторжении персов в 614 году были разрушены многие церкви и разорена большая часть монашеских общин, а тысячи иерусалимских жителей-христиан безжалостно вырезаны. Конечно, монастырь Святого Креста, расположенный всего лишь в нескольких километрах от Иерусалима, вряд ли избежал участи большей части палестинских обителей и, скорее всего, был также опустошен и заброшен.
Захваченные палестинские земли были освобождены лишь после победного завершения войны Византии с персами в 629 году. Ираклий и его армия прошли по Палестине победным маршем, освободили пленных. Захваченный персами Крест Господень был возвращен в Палестину и воздвигнут на прежнем месте – на Голгофе. Прежде чем покинуть Иерусалим, Ираклий отдал распоряжение патриарху Иерусалима Захарии восстановить разрушенные церкви и монастыри на средства императорской казны.
Можно предположить, что в план восстановления был включен и монастырь Святого Креста. Вполне вероятно и то, что император мог отдать особые распоряжения именно о монастыре Святого Креста, так как военная кампания против персов имела характер крестового похода, а одной из главных ее целей было возвращение святого Креста Господня. Восстановление монастыря могло быть выражением благодарности императора святому Кресту за благоприятный исход войны против Персии.
Спустя несколько лет, в 638 году, Палестину и Иерусалим захватили арабы. Арабское нашествие стало началом периода тяжелых испытаний для христиан Палестины.
Отрыв Палестины от Византии и христианского мира, экономический упадок, репрессии арабских завоевателей против христиан, дикие набеги сарацин и других арабских племен на монастыри – все это стало причиной разрушения и запустения большинства христианских обителей Святой Земли. Из соображений безопасности небольшое число оставшихся монахов были вынуждены обосноваться в крупных городах, исполняя монашеские обеты в безмолвном терпении.
Притеснения христианского населения Палестины арабскими завоевателями стало особенно жестоким в конце X – начале XI веков, в период правления аль-Хакима, халифа из династии Фатимидов (996–1021). В 1009 году по его приказу в Иерусалиме были разрушены большинство церквей и монастырей, в том числе и храм Воскресения, и возобновлены жестокие гонения на христиан.
Монастырь Святого Креста, скорее всего, также был полностью разрушен, а если и нет, то, по крайней мере, опустошён настолько, что стал непригодным для проживания в нём и оказался заброшен.
Для поддержания помещений монастыря иерусалимский патриархат произвёл восстановительные и консервационные работы в 1970-73 гг.
В настоящее время монастырь доступен для посещения публики, в нём располагается музей.
На месте монастыря росло удивительное дерево, посаженное Лотом после его бегства из Содома. Именно это дерево срубили для Креста, на котором был распят Иисус Христос. Под алтарем находится пещера, где и росло это дерево.