Святыни храма
9 святынь
Алтарь Волхвов: место, где волхвы с востока поклонились Богомладенцу
Алтарь волхвов находится в Пещере Рождества Христова на тот самом месте, где, по преданию, стояли пастухи, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу Христу. Можно только догадываться о том, насколько в тот момент они волновались, ведь перед ними был будущий Спаситель всего человечества. Однако у паломников есть прекрасная возможность ощутить все то же самое, что чувствовали тогда мудрецы, подойдя к Алтарю, поставленному здесь в их честь.
Вифлеемская пещера, в которой родился Мессия, является одной из главных христианских святынь и подземной частью Храма Рождества Христова, расположенного над ней. Первая информация о гроте появилась в 150 году, после чего он постоянно находился под опекой действующих правителей. Сегодня святыня является собственностью Иерусалимской Православной Церкви, за исключением двух ее составляющих, которые принадлежат католикам.
Первая из них - предел Яслей, располагающийся слева от входа в пещеру. Он представляет собой маленькую часовенку с углубленным полом. Здесь стоят ясли (кормушка для домашних животных), в которые Дева Мария положила Младенца сразу после рождения. Изначально они были глиняными. Однако, нашедшая грот византийская царица Елена, распорядилась заменить их на серебряные. К сожалению, в таком виде «колыбель» до нас не дошла. Внутренняя ее часть была вывезена римским папой Теодором I в Италию: таким образом, он хотел уберечь святыню от захвативших Святую Землю мусульман. Оставшаяся часть яслей (углубление в полу) была обложена мраморными камнями. Сверху ее освещают пять неугасимых лампад.
Вторая католическая святыня – Алтарь волхвов, который располагается напротив яслей. За ним виднеется картина, изображающая преклоняющихся мудрецов перед новорожденным Спасителем. Принадлежит данная работа кисти итальянского художника Маэлло. Все, что было до этой встречи, наверняка, знают все – и взрослые, и дети.
Согласно Библии, в тот самый день, когда на земле стало известно о рождении Мессии, ничто не предвещало ничего особенного. Как обычно, с самого утра, пастухи пасли скот на пастбище. Внезапно перед ними появился Архангел Гавриил и сообщил им радостную новость. Обрадовавшись, мужчины тут же поспешили в Вифлеем, чтобы увидеть Младенца и преподнести Ему свои дары.
Но прежде пастухи решили зайти в Иерусалим в надежде узнать, где именно родился будущий Мессия. Слухи об их прибытии в город сразу же дошли до царя Ирода, правившего в то время. Побоявшись лишиться власти, он решил пойти на хитрость. Проведав о том, что Иисус родился в Вифлееме, правитель попросил пастухов возвращаться домой через Иерусалим и рассказать ему, где искать Божьего сына, чтобы тоже ему поклониться. К счастью, Ангел предупредил кудесников об угрожающей опасности, поэтому на обратном пути они пошли совсем иной дорогой.
Когда Ирод узнал об этом, то был вне себя от ярости. Нужно было срочно что-то решить, поэтому в его голове созрел новый коварный план – перебить всех без разбора младенцев в Вифлееме. Благодаря этому, по мнению царя, солдаты не смогли бы пропустить появившегося на свет Спасителя. Но и этой затее не суждено было сбыться – снова помог Ангел. Он посоветовал Иосифу скорее бежать вместе с женой и сынов в Египет. Тем временем, остальных новорожденных постигла тяжелая участь, все они были убиты. Их мощи хранятся в Пещере вифлеемских младенцев.
Кем были в действительности волхвы, пришедшие поклониться Младенцу, не известно. На этот счет существует большое количество легенд. В наиболее распространенной из них говорится о том, что эти люди олицетворяли собой языческий мир, который самостоятельно пришел к Истине, увидев родившегося Спасителя.
Что касается их даров, то им дается следующее толкование: золото Ему преподнесли как царю, ладан – как Богу, а смирну – как смертному Человеку (смирна входила в состав мирры, которой мазали усопших).
В некоторых письменных источниках даже указываются имена каждого из пастухов - Гаспар, Мельхиор и Валтазар. Некоторые авторы склонны считать их мудрецами, жрецами, кудесниками. Другие сходятся во мнении, что они были царями: первый правил Йеменом, второй – Персией, а третий – Индией. О принадлежности к высокому роду пастухов говорят и дорогие одежды, в которые они были облачены во время своего визита к Младенцу (это хорошо видно на картине, находящейся за Алтарем).
Говорят, что после своего путешествия в Вифлеем, волхвы отгородили себя от мирской суеты, проводя целые дни в молитвах и употребляя только постную пищу. Спустя много лет мудрецов встретил апостол Фома, который предложил им креститься. Те с радостью на это согласились, после чего стали проповедовать Евангелие, странствуя по миру.
Перед смертью все пастухи изъявили желание быть погребенными в той самой пещере, где они узнали о рождении Христа. Немного позже над их усыпальницей были построены сначала часовня, потом храм, который впоследствии был разрушен персами. За время существования обеих православных обителей, в них погибло множество монахов, не желавших оставлять родные стены в моменты вражеских нападений. Их останки до сих пор находят на так называемом Поле пастушков.
Мощи самих мудрецов, первыми посетивших Иисуса после рождения, нашла византийская царица Елена, которая отправила их в Константинополь. С 1161 года, по инициативе императора Фридриха Барбароссы, они хранятся в Кельнском соборе. Католики очень почитают библейских пастухов, считая их святыми.
Таким образом, отправляясь на Святую Землю, будет совсем не лишним посетить знаменитую пещеру, в которой родился Иисус Христос. Помимо прочих святынь, находящихся в ней, паломники смогут побывать в Пределе Яслей и увидеть собственными глазами колыбель, в которой лежал новорожденный Мессия, а также Алтарь, поставленный здесь в память пастухам, пришедшим Ему поклониться. Говорят, что после посещения этого грота, многие люди обретают надежду на лучшее и даже находят выход из трудных жизненных ситуаций!
Место Рождения Господа и Бога нашего Иисуса Христа
Всегда приятно бывать в тех местах, где происходило что-то хорошее. А если вы истинный верующий, тогда вам будет особенно приятно оказаться там, где родился Иисус Христос. Уже на протяжении многих столетий это радостное событие отмечают во всем мире, а пещеру Рождества, в которой это случилось, считают величайшей христианской святыней. Находится она под Храмом Рождества Христова в Вифлееме. Первые упоминания об этом подземном святилище появились в письменных источниках уже в 150 году, во времена правления византийской царицы Елены. Сегодня оно находится во владениях Иерусалимской Православной Церкви.
Место рождества Спасителя в пещере обозначено на полу 14-конечно звездой из чистого серебра, символизирующей Вифлеемскую. Она была установлена вместо похищенной в 1847 году, предположительно, турками. Прежняя звезда имела позолоченное покрытие и была украшена драгоценностями. Ее похищение еще больше усугубило и без того непростые отношения между православными греками и католиками, и даже стало одной из причин появившегося в 1848 году так называемого «вопроса о Святых местах».
Над звездой находится полукруглая ниша, в которой висят 16 лампад, принадлежащих православным, армянам и католикам. Сразу за ними на стене размещены православные иконы. Еще парочка лампад стоят на полу рядом со звездой.
Здесь же установлен мраморный престол, на котором могут проводить литургию исключительно православные и армяне. Его переднюю часть придерживают две небольших мраморных колонны. Над престолом видны дошедшие до наших дней маленькие кусочки мозаики византийского периода. За ним висят несколько православных икон. После окончания служб престол закрывают специально предназначенной для него решеткой.
Слева от входа в пещеру Рождества находится придел Яслей, которым владеют только католики. По сути это небольшая часовенка с более низким полом, чем в других частях пещеры. Здесь и располагаются ясли, ставшие Иисусу колыбелью после его появления на свет. Говорят, что они были из глины, но затем их заменили на серебряные. Для тех, кто не знает, ясли – это такая кормушка для домашних животных.
То, что якобы находилось внутри яслей, было вывезено в середине VII столетия в Рим в церковь Санта-Мария-Маджоре. Правивший в то время в Ватикане папа Теодор I сделал это специально для того, чтобы великая святыня не была поругана мусульманами, захватившими Святую землю.
Оставшуюся часть яслей в пещере Рождества обложили мраморными камнями, пытаясь придать им прежнюю форму. Сегодня на вид они представляют собой углубление в полу, освещаемое сверху пятью неугасимыми лампадами. Здесь же располагаются католический престол поклонения волхвам, а также два образа, на которых изображены пастухи, пришедшие выразить почтение новорожденному. С местом, где это происходило, связывают одно библейское предание. Однажды Дева Мария кормила сына, как вдруг несколько капель ее молока упали на пол и он тут же стал белым. Именно поэтому второе название пещеры Рождества – Молочный грот. Ежегодно сюда приезжают семейные пары со всего света, не имеющие детей, и просят святыню помочь им. Из подземного храма они увозят с собой измельченный порошок святых стен, затем выпивают его, молятся и ждут чуда. И чудо происходит! Известно много случаев, когда после этого у супругов рождались дети.
Внутреннее пространство пещеры Рождества узкое и длинное, ее габариты составляют 12, 3х3, 5х3 метра. Жить в такой тесноте двум взрослым людям с ребенком, безусловно, было сложновато. Место рождества Спасителя находится в восточной части святыни.
Входы в пещеру заключены в мраморные порталы, вверху прослеживаются украшения в виде резьбы по камню. Поверхность пола и прилегающая к ней часть стен также имеют мраморную отделку. Все остальное прикрыто старинными гобеленами и украшено иконами. Обратив внимание на потолок, можно заметить, что он сильно закопчен. Это не удивительно, ведь на нем висят 32 лампады, всего же в пещере Рождества их 53 (это число остается неизменным уже на протяжении многих столетий). Нужно отметить, что прямые солнечные лучи сюда совсем не попадают, поэтому для освещения подземного храма используются электричество, лампады и свечи.
Самым первым, кто описал пещеру Рождества на русском языке, был известный русский паломник игумен Даниил. Познакомиться с его впечатлениями можно в его письменном труде «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли».
Дойти до пещеры Рождества можно по двум симметричным лестницам, построенным еще во времена римского императора Юстиниана Великого. Одна из них находится к северу от нее, другая – к югу, обе состоят из 15 порфировых ступеней. Первая принадлежит католикам, вторая – православным и армянам. Чаще всего паломники используют южную лестницу для спуска в святилище, а северную – для подъема из нее.
Кстати, из пещеры можно попасть в другие святые места в Вифлееме. Например, в гроты, расположенные под Храмом Рождества Христова, в том числе в тот, де жил святой Иероним Стридонский. Дверь, открывающая путь к ним, находится в одной из стен святилища, но, к сожалению, она всегда закрыта. Также, отсюда можно пройти в церковь Святой Екатерины, в которой хранится скульптура младенца, попадающая в подземный храм только во время празднования Рождества. Здесь же, неподалеку, находятся еще две пещеры: в одной из них Архангел Гавриил посоветовал Иосифу бежать с женой и сыном в Египет от гнева царя Ирода, в другой захоронены мощи Вифлеемских младенцев.
Нет сомнений, что побывав в пещере Рождества Спасителя, вы не только ощутите море позитивных эмоций от этого места, но и увезете с собой частичку чуда, витающего здесь в воздухе с древних времен.
Место явления ангела Господня прп. Иосифу
Место, где Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там до тех пор, пока я тебе не скажу; потому что Ирод хочет искать Младенца и убить Его».
Когда все уже было выполнено по закону над младенцем Иисусом, в храме Иерусалимском, а волхвы уже были на пути к себе домой.
Колона чудесного исхождения роя ос
Колона имеет пять небольших углублений, образующих форму креста. Это следы еще одного чуда, происшедшего в Храме Рождества Христова столетия назад. Однажды, во время очередного опустошительного набега, арабы на конях ворвались в этот храм, чтобы убить всех, находящихся там. Помощи ждать было неоткуда, и люди с молитвой обратились к Богу. И их мольба была услышана: из каменной колонны вылетел рой ос и стал с ужасающей силой жалить арабов и их лошадей. Арабы вынуждены были в спешном порядке покинуть храм и оставить в покое находящихся там людей.
Место Яслей, где был положен Христос после рождения (Придел Яслей в Пещере Рождества)
В южной части Святой Пещеры Рождества в Храме Рождества Христова в Вифлееме находится место яслей, куда был положен Христос после Рождения. Называется это место Придел Яслей.
В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен Алтарь Волхвов католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.
Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м, или чуть больше, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно Ясли — это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель. Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe. Это было сделано в середине VII века, при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами, возможно, для того чтобы не допустить поругания святыни. Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад. За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ, изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.
Храм Рождества Христова в Вифлееме
Всем известна библейская история о том, что Иисус был рожден в пещере, которая впоследствии стала популярным местом для посещения паломников. Но мало, кто знает, что над гротом вот уже на протяжении многих столетий находится еще и Храм Рождества Христова. Это сооружение считается одной из главнейших святынь на Святой Земле. Безусловно, как и большинство древнейших архитектурных памятников, этот дошел до нас не в своем первозданном виде. История церкви очень насыщенная событиями и требует поэтапного рассмотрения…
Строительство Храма Рождества Христова в Вифлееме было инициировано византийской императрицей Еленой после того, как она побывала на Святой Земле в 330 году. О месте, которое она для этого выбрала, в Евангелие ничего не говорится. Лишь некоторые апокрифические источники говорят о некой пещере, в которой якобы родился Иисус.
Наряду с прочими храмами в Палестине, построенными в византийский период, главная цель этого заключалась не в проведении богослужений, а в предоставлении возможности паломникам увидеть место, где произошло очередное евангельское событие. Такое свое предназначение базилика выполнял около двухсот лет. В 529 году она была полностью уничтожена пожаром в ходе восстания Самарии. Примечательно, что в архитектурном стиле сооружение во многом походило на Храм Гроба Господня.
Восстановление базилики Рождества в Вифлееме пришлось на время правления императора Юстиниана. С этой просьбой к нему обратился преподобный Савва Освященный. Заново отстроенный храм был удачливее своего предшественника. К всеобщему удивлению, он совсем не пострадал во время нашествия персов на Вифлеем в 612-629 годах. Объяснением этому служит одна легенда, существующая с IX столетия: «С западной стороны церкви, по распоряжению Елены, была украшена мозаикой, на которой были изображены Богородица с Младенцем на руках и Волхвы, поклоняющиеся родившемуся Спасителю. Когда персы увидели эту картины, то были ею поражены. Среди волхвов они узнали своих далеких предков. Только из-за уважения к ним они не стали разрушать храм Рождества».
Удивительно, но и при завоевании Вифлеема халифом аль-Хакимом в 1009 году храм тоже остался целым и невредимым. Дело в том, что мусульмане с почтением относились к месту, где родился Иисус Христос. Часть базилики использовалась ими как мечеть.
В период крестовых походов Храм Рождества Христова, который раньше не имел епископской кафедры, наконец, ее приобрел – в 1100 году во главе него был поставлен латинский епископ Вифлеема и Аскалона. Сразу после этого здесь был коронован первый католический правитель Иерусалима Балдуин I, а спустя 18 лет – сменивший его на троне сын Балдуин II. Во времена их правления храм постоянно посещали различные паломники, которые затем описывали его в своих литературных трудах. Например, тогда сооружение было окружено монастырскими зданиями, а защитой ему служила оборонительная стена с прямоугольными выступающими башнями.
Захвативший Вифлеем в 1187 году султан Саладин изгнал латинского епископа и клира из Храма Рождества Христова. По истечению пяти лет разрешение вернуться в него получили трое католических священников. Однако право владения святилищем было отдано Сирийской Православной Церкви.
В 1129 году в Вифлееме вновь начали править франки. Однако вооруженные конфликты на этом не закончились. Из-за непрекращающихся войн в 1244 году храм был осквернен тюрками-хорезмийцами, а в 1263 году подвергся уничтожению один из монастырей, находящийся неподалеку от него. Не обошлось в истории базилики и без расхищений имущества – в 1266 году мамлюкский султан Бейбрас вывез из нее в Каир весь мрамор.
Не смотря ни на что, Храм Рождества Христова не утратил своего величия. С 1271 года его вновь начали посещать католические паломники, с 1277 года им разрешили проводить в нем различные богослужения. Но только спустя 70 лет Католическая Церковь стала владеть одной из частей базилики – ей принадлежит престол в пределе Яслей пещеры Рождества Спасителя. Главный же алтарь в ней и мужской монастырь, расположенный у южной стены, с 1244 года находятся в собственности Греческой Православной Церкви.
В эпоху Османской империи христианские права на владение Храмом Рождества Христова не были ограничены. Сооружение неоднократно подвергалось ремонту. Так, в 1497 году была положена новая кровля, изготовленная на средства английского короля Эдуарда IV, в 1670 году греками был установлен новый иконостас. Российские императоры Александр III и Николай II не раз отправляли в Вифлеем колокола и паникадила. Определенные восстановительные работы, вызванные землетрясением и пожаром в XIX веке, также велись и в пещере Рождества Господа.
Сегодня знаменитый храм в Вифлееме имеет каменный фасад, чем напоминает крепость. С одной стороны от него располагается армянский монастырь Святой Троицы, с другой – православный греческий монастырь Георгия Победоносца. А маленькая боковая дверь сооружения ведет в дворик католической церкви Святой Екатерины. В восточной части базилики находится пещера, в которой родился Сын Божий.
Вход в Храм Рождества Христова называется «вратами смирения» и имеет свою легенду. Раньше кочевники имели привычку заезжать в него верхом на лошадях, поэтому вход сделали низким и узким – в высоту он составляет всего 120 сантиметров! Каждый, кто входит в храм, должен склониться перед местом, где был рожден Мессия.
Пол базилики имеет двойное покрытие. Сверху находятся каменные плиты. Под ними – византийская мозаика, часто которой можно увидеть в специально оставленном проеме.
Особым способом в храме Рождества расписаны колонны: смешивать краску с расправленным воском придумали крестоносцы. К сожалению, в настоящий момент на них видны только нечеткие изображения святых. Но одна из колонн на фоне остальных все же выделяется – образ Господа на ней ведет себя словно живой. Когда смотришь на него издали, то глаза на его лице кажутся открытыми либо закрытыми, а когда начинаешь двигаться вперед, то открытые глаза закрываются и наоборот. Есть среди колонн еще одна особенная – на ней имеется пять углублений в форме креста. Это подтверждение очередного чуда, случившегося здесь много веков назад. Из данной колонны чудесным образом вылетел рой ос, который защитил прихожан от ворвавшихся в храм арабов-мусульман. А с 2000 года в базилике начала мироточить одна их икон Спасителя, находящаяся на одной из мраморных колон. Интересно, что случается это исключительно в день апостола Фомы, который всегда с недоверием относился к учениям Христа.
Таким образом, отправляясь в Вифлеем, в Храм Рождества Христова, будьте готовы не только к интереснейшей экскурсии с гидом, но и к тому, что вы сможете стать очевидцами происходящих здесь чудес.
Икона Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
Вблизи алтаря на столбе можно видеть Нерукотворный Образ Спасителя, обладающий удивительной особенностью. Разные люди видят Его глаза или закрытыми, или открытыми. В ноябре 1996 образ Спасителя начал плакать. Чудо официально засвидетельствовано священниками греческой церкви.
(См. Паломничество к святым местам Израиля).
Икона Божией Матери "Вифлеемская"
Если до этого момента, вы считали, что абсолютно все изображения святых на иконах имеют статичные лица, то вы ошибались. В мире существует образ, с которого смотрит улыбающаяся Богородица. Это кажется вдвойне странным, ведь согласно иконографическим традициям Дева Мария всегда изображается скорбящей. Находится эта уникальная икона в Храме Рождества Христова в Вифлееме. В «город хлебов» образ был передан Российским императорским домом после того, как с его помощью чудесным образом от тяжелейшей болезни излечилась императрица Елизавета.
Кроме того, согласно историческим данным, Вифлеемская икона Божией Матери сыграла большую роль в жизни царевны Анны, дочери греческого императора Константина Порфирородного. Во-первых, правитель, благословил ею свою наследницу в то время как она выходила замуж. Во-вторых, этот образ сопровождал царское дитя во время пути из Царьграда в Черниговское княжество. Кстати, именно поэтому второе название иконы «Одигитрия», что означает «Путеводительница».
Если подробнее разбирать то, что изображено на святыне, то можно понять, что центровой фигурой на ней является вовсе не Богородица, а Младенец, которого она держит на руках. В левой руке Господнего сына находится Евангелие, правой же Он дает благословение Деве Марии, а в ее лице и всем людям, молящимся перед этим святым образом. В православии икона с изображением улыбающейся Богородица считается символом, способным приблизить человечество к Христу, назвавшего себя единственным праведным путем, истиной и жизнью.
«Одигитрия» имеет насыщенную событиями историю. Автором данного варианта иконы Божией Матери был евангелист Лука, который написал ее в числе двух других образов – Иерусалимского и Царьградского. В 463 году, когда святыня была перенесена в Константинополь, благодаря ее заступничеству византийское войско смогло отразить нападение скифов. После этого на протяжении трех столетий икона находилась в храме, расположенном неподалеку от византийской столицы, в городе Влахерны… В 988 году икона Божией Матери оказалась в Корсуни, так как была преподнесена в дар святому равноапостольному князю Владимиру. Следующим городом пребывания образа стал Великий Новгород – здесь, в течение более чем четырех веков, святыня хранилась в Софийском соборе, и приобрела за это время большую известность на Руси.
Сегодня Вифлеемская икона продолжает удивлять своей чудотворной силой. Ее почитают не только христиане, но и мусульмане, а также паломники со всего мира. Она стала отрадой для молящихся, утративших надежду на будущее. Во всех трудных жизненных ситуациях, люди обращаются к образу улыбающейся Богородицы и всегда получают помощь. Чаще всего у данной иконы просят о даровании счастливого материнства, о воспитании детей и их благополучии, о семенном счастье и о помощи в исцелении различных недугов.
Для почитания Вифлеемской иконы Божией Матери Православной Церковью установлен специальный день - 15 (28) августа. Поэтому, если вы окажитесь в это время в Храме Рождества Христова, то обязательно попадете на службу, устроенную по данному поводу. Правда, в этом случае вам придется выстоять огромную очередь из паломников, желающих поближе взглянуть на святыню и приложиться к ней. Если же, вы хотите помолиться перед иконой с улыбающимся образом Девы Марии в спокойной обстановке, тогда это можно будет сделать в любой другой день. Удачи!