Святыни храма
4 святыни
Пещера прп. Феодоры Карпатской (Сихлинской)
Пощера (скит) преподобной Феодоры Карпатской находится недалеко от румынского монастыря Сикла. (См. паломничество к православным святыням Румынии).
Прп. Феодора много лет подвизалась в полном одиночестве, поскольку никто не знал места, где проводила она подвижническую жизнь. Со временем одежда на ней истлела, пищей ей служили щавель, лесные ягоды и орехи. Когда в страну вторглись турки, стали грабить монастыри и села и дошли до укрытия святой, взмолилась она к Богу о спасении от рук неверных. В тот же миг произошло чудо: раскололась скала в основании пещеры, что видно и по сей день, и Феодора, укрытая скалой, была спасена от смерти. В этой пещере подвизалась святая Феодора до конца своих дней. Молилась она Богу непрестанно тайной молитвой сердца, и лицо ее просветлялось, и тело ее поднималось над землей, подобно тому, как это происходило со святой Марией Египетской.
Преставилась великая подвижница в первом десятилетии XVIII века. Святую отпели, и тело ее было погребено в пещере.
Весть о ее преставлении быстро разнеслась по окресным землям и люди стали приходить отовсюду поклониться ее могиле. Ее мощи сохранялись нетленными и были отмечены многими чудесами. Кто целовал мощи, кто прикасался к мощевику, кто умывался в источнике — все уповающие на ее заступничество получали исцеление и утешение.
Бывший муж святой Феодоры, иеромонах Елевферий, услышав о том что она подвизалась под Сихлой, отправился туда. Он нашел ее пещеру вскоре после ее погребения. Печалясь о любимой жене, Елевферий не возвратился в свою обитель, но устроил для себя маленькую келлию у подножия Сихлинских утесов. Он прожил тут около десяти лет, постясь, молясь, и литургисая, прежде чем скончался. Погребли его тут же, на кладбище отшельников, и на месте его могилы был построен Иоанно-Крестительский скит.
В 1830 году молдавский господарь Михаил Стурдза провел в скиту Сихла восстановительные работы; мощи святой Феодоры были взяты из пещеры и помещены в драгоценную раку в скитском храме для всеобщего поклонения. Затем, когда в поместье господаря в селе Миклэушень близ Ясс возвели новую церковь, то в нее были перенесены мощи святой, и много людей приходили сюда поклониться им и получали помощь преподобной Феодоры. В 1856 году мощи святой были перенесены в Киево-Печерскую Лавру [2], где и покоятся ныне, и где за святой укрепилось наименование блаженной Феодоры Карпатской.
20 июня 1992 года Священный Синод Румынской Православной Церкви канонизировал святую Феодору и установил праздновать ее память 7 августа. Преподобная Феодора считается величайшей румынской подвижницей, ее память чтиться и в Молдавии и на Украине.
Икона Божией Матери "Нямецкая"
Чудотворная Нямецкая икона Божией Матери доступна для поклонения в Нямецком монастыре в Румынии.
в 1401 году была пожертвована Византийским императором Иоанном Палеологом Ясскому митрополиту Иосифу. Святая икона, переданная им в Вознесенский Нямецкий монастырь (основан в XIV веке), прославилась здесь многочисленными чудотворениями. В 1497 году стараниями молдавского господаря святого Стефана Великого в обители был возведен величественный храм в честь Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. В этом монастыре впоследствии подвизались и прославились многие подвижники Русской Церкви во главе с великим старцем схиархимандритом Паисием Величковским (1722–1794).
Большим почитанием пользовался чудотворный Нямецкий образ в обители – каждая монастырская служба заканчивалась перед ним. По молитвам Пресвятой Богородице перед Ее святой иконой получали утешение иноки и паломники обители.
Список чудотворного образа позднее был пожертвован неким молдавским князем помещику Черткову, одному из владельцев слободы Михайловки Богучарского уезда Воронежской губернии. В 1846 году образ крестным ходом перенесли в Михайловскую церковь в честь Рождества Христова. На иконе, написанной на полотне древним искусным писанием и помещенной в позолоченную с серебром ризу, была надпись на молдавском языке. Перевод на обратной стороне образа гласил: «Достоверное изображение чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, которое находится во святом монастыре, именуемом Нямецким (Намцулы), на земле Молдавской; прислано от благочестивейшего Константинопольского императора Андроника Палеолога Александру, воеводе страны Молдавской, в 6907 (1399) году».
Другой замечательный список, оклад для которого изготовил лучший в те времена художник по металлу Ф.А. Верховцев, был сделан с чудотворной иконы для новообразованного Ново-Нямецкого монастыря. 10 октября 1864 года список святыни был встречен в обители словами: «В обитель нашу Ново-Нямецкую приходит Сама Царица и Спасительница рода христианского. Наша Надежда и наша Заступница. Припадем к Богородице и вознесем к Ней с сокрушенным сердцем свои молитвы». От этой иконы также произошли многочисленные чудотворения, свидетельства о которых хранятся в центральном архиве г. Кишинева.
В настоящее время чудотворная икона Пресвятой Богородицы, привлекая к себе на поклонение тысячи паломников, пребывает в румынском Нямецком монастыре.
Св. мощи прп. Паисия Величковского
Святые мощи основателя русского и румынского старчества, преподобного Паисия Величковского, пребывают и доступны для поклонения в храме Вознесения Господня Нямецкой Лавры, игуменом которой он и являлся. Во времена святого Паисия в обители были 2 братии, русская и румынская, у каждой из которых был собственный духовник. При первом румынском короле Александре Иоанне Кузе русские монахи были изгнаны из Румынии, часть из которых основала рядом с Тирасполем Ново-Нямецкий монастырь. Но после ухода русской братии в самом Нямце и окрестностях осталось много русских следов. К ним относятся скиты Покров и Вовидения (искажённое рум. Введения).
При монастыре имеется паломнический центр и гостиница.
Св. мощи прп. Симеона Столпника, Дивногорца
Мощи (честная глава) прп. Симеона Столпника доступны для поклонения в румынском Нямецком монастыре.
Нямецкий монастырь, в котором некогда подвизался преподобный Паисий Величковский расположен к северо-западу от румынского города Тыргу-Нямц. Монастырь был основан в XIV веке. В XV веке обитель становится центром книгописания: здесь переписывали рукописи такие известнейшие мастера, как книжник и автор многих миниатюр Гавриил Урик и каллиграф Феодор Мэришеску. В 1497 году молдавский господарь святой Стефан Великий возвел на территории монастыря монументальный храм Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. Преподобный Паисий Величковский переселился в монастырь вместе с учениками в 1779 году.