Святыни храма
7 святынь
Место встречи Богородицы и прав. Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи
Встреча Девы Марии и ее родственницы, Праведной Елисаветы состоялась в доме родителей Иоанна Предтечи спустя несколько дней после Благовещения.
На этом месте сейчас расположен храм Казанской иконы Божьей Матери при Горненском женском монастыре в Иерусалиме — самого большого владения Русской Православной Церкви на Святой Земле.
Здесь располагается несколько монашеских общин: русская и три латинских.
Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк.1:39). Евангелие описывает встречу так:
«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». Лк.1:41-45
Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Cлова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородице, а в католицизме Радуйся, Мария.
В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк.1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат.
Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.
Сад прор. Захарии, отца св. Иоанна Предтечи
Рядом с домом свв. правв. Захарии и Елисаветы, родителей св. Иоанна Предтечи, расположен сад. Он находится на территории Горненского монастыря Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Кипарисовые деревья сада были высажены первыми русскими насельницами.
Это место, известное каждому православному по стихам Евангелия от Луки, которые мы слышим на утрене любого богородичного праздника: «Во дни оны воставше Мариам иде в Горняя с тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет». Да, именно здесь в доме первосвященника Захарии и его жены Елисаветы – родителей Иоанна Крестителя началась проповедь Предтечи Господня, из чрева матери поприветствовавшего Пресвятую Деву и тремя днями ранее зачатого от Духа Святого Господа Иисуса Христа.
Пророк Захария и его жена праведная Елизавета (Елисавета) происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, "поступая по всем заповедям Господним беспорочно" (Лк. 1, 5 - 25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который "будет велик пред Господом" (Лк. 1, 15) и "предъидет пред Ним в духе и силе Илии" (Лк. 1, 17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.
Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.
Но недолго радовались праведные родители своему долгожданному сыну. Спустя шесть месяцев в Вифлееме родился Господь Иисус Христос. Царь Ирод, узнав об этом, испугался, что потеряет свои престол и приказал умертвить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Праведный Иосиф с Девой Марией и Младенцем Христом бежали в Египет, а праведная Елизавета, спасая Иоанна, убежала в пустыню около Мертвого моря. Царь Ирод, ища Иоанна, послал воинов в храм выведать от Захарии, где скрывается Елизавета. Когда Захария отказался открыть им ее местонахождение, воины убили его между храмом и жертвенником. По преданию, пролившаяся кровь его затвердела на мраморном полу и в течение многих лет напоминала богомольцам о злодействе Ирода.
Праведная же Елизавета поселилась со своим младенцем в одной из пещер. Жила она, впрочем, недолго: младенцу Иоанну исполнилось только несколько лет, когда он осиротел. Хранимый Господом и питаемый ангелами, он оставался в суровой пустыне до дня своего явления израильтянам проповедником покаяния.
Алтарь храма прор. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня
После проведенных археологических раскопок на глубине двухтысячелетнего культурного слоя был освящен алтарь пещерного храма в честь св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Горненском женском монастыре в Эйн Кареме. г. Иерусалим (фото автора) (См. Паломничество к святым местам Израиля).
Икона Божией Матери "Казанская"
Одна из главных святынь храма - чудотворная икона Божией Матери "Казанская", в честь которой был переименован храм "Целование Мариино". В тяжелый период бушевавшей в Палестине эпидемии холеры икона спасла немногих оставшихся в живых монахинь после того как они 12 раз, не останавливаясь, прочитали Акафист Пресвятой Богородицы. Икона отделилась от стены, по воздуху направилась к выходу, обошла вокруг храма и вернулась на место. Монахини не переставали молиться и эпидемия холеры отступила!С тех пор храм был переименован в честь Казанской иконы Божией Матери, а монахини монастыря продолжают совершать тот чин чтения 12 акафистов в память и благодарность за спасение! Икона доступна для поклонения в Казанском храме Горненского женского монастыря в Эйн Кареме. г.Иерусалим.(фото автора)
Св. мощи свт. еп. Митрофана Воронежского
Св. мощи свт. еп. Митрофана Воронежского доступны для поклонения в Казанском храме Горненского женского монастыря в Эйн Кареме г. Иерусалим. Святой ковчег также хранит многие православные святыни и мощи святых. (фото автора)
Учение Церкви о молитвенном призывании святых.
Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:
«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».
«Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
- в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».