2 святыни

Икона Божией Матери "Черниговская - Гефсиманская"

Особо чтимый список иконы Пресвятой Богородицы "Черниговская-Гефсиманская" находится в Никольской обители с 2004 г. (см. фотографию). Это храмовая икона, но из какой церкви изъята – неизвестно. Образ пострадал во время гонений: в левой верхней части рубленая трещина от топора, три пулевых ранения - одно из них сквозное, с рваной частью на обороте образа. Икона, находясь на частной квартире, долгие годы "плакала" – из глаз по образу тянутся следы от слезоточения.

Эта икона является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в ХI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16-24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное», заканчивая которую он писал: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

0901chernigoviconchernigov__1869_1

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в ХVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры. По совету наместника Лавры архимандрита Антония († 1 мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом († 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии († 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников ХIХ в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного новолетия – 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797–1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления.

26 сентября 1869 года святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами. До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу ХХ в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа († 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей – иеросхимонахов Игнатия († 1900), Порфирия († 1905?) и Василия († 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор († 3 февраля 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления – 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской – Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.

Св. мощи свт. Николая, архиеп. Мирликийского, чудотворца

3 ноября 2002 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром была принесена в монастырь частица мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа греческого города Миры Ликийские (ок. 345 г. от Р.Х.). Частица хранится в ковчежце в храме свт. Иоанна Златоуста.

На Руси издревле утвердилось повсеместное почитание святителя и чудотворца Николая - святителю посвящено множество храмов, праздники этого поистине народного чудотворца всегда отмечались широко и с размахом. С его именем в среде простого люда прочно связывают множество примет и преданий.

Никольский монастырь на Ладожской земле возник в 1240 году. Согласно преданию, он был основан самим благоверным великим князем Александром Невским. Сделано это было после Невской битвы, в память о погибших в ней ладожанах. Таким образом здесь была увековечена память об этой воинской победе русского оружия.

В 2002 году, после запустения советских времён, обитель была вновь открыта для возрождения монашеской жизни. Настоятелем был назначен игумен Варфоломей (Чупов). В том же году из итальянского города Бари, где сейчас покоятся мощи свт. Николая, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром была привезена в монастырь их частица. Это событие произошло ровно десять лет назад. С тех пор и поныне ковчег, в котором хранится частица мощей, выставлен для поклонения в действующем храме обители – свт. Иоанна Златоуста.

Партнеры проекта