1 святыня

Св. мощи св. Петра Чагринского

Частица мощей св. Петра Чагринского доступна для поклонения и паломничества верующих в храме во имя Архангела Михаила, село Красные Ключи.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации).

Жил в середине ХIХ и начале ХХ века в деревне Чагры Самарской губернии Петр Иванович Колпаков. Родом из бедной крестьянской семьи, воспитанный бабушкой в строгости и послушании. Тихий, застенчивый, молчаливый. Но односельчане относились к нему настороженно. И потому невесту пришлось искать в другом селе…

А в Чаграх существовала община беседников. Со своим монастырским уставом, который заповедовал еще Серафим Саровский: обширное утреннее, вечернее и ночное молитвенное правило, невкушение мяса и полный отказ от алкоголя, а также дополнительный постный день — понедельник (для ангела-хранителя). Беседниками же они назывались потому, что после церковной службы собирались на беседы и толковали Священное Писание. Однажды, придя на одну из таких бесед, Петр увлекся и в одночасье принял их «законы». Его поддержала и молодая жена… Шли годы. Колпаков сначала стал главой местной общины, а после смерти старца — руководителем всех, кто хранил заповеди святого Серафима.

Слава к праведному Петру пришла в тот же день, когда он исцелил бесноватого.
И потекли со всей округи страждущие: порченых привозили насильно, связанных веревками. Они боялись Колпакова настолько, что не могли перейти дорогу, по которой он проходил. Молитва праведного старца помогала при всех болезнях, а также в житейских ситуациях. Все, что ему приносили благодарные люди, раздавал нуждающимся. Однако самое интересное началось

после его смерти. Но об этом — чуть позже.

Откуда пошли беседники

Традиции монашества в миру пошли от святого преподобного Серафима Саровского. Среди духовных дочерей батюшки Серафима были две сестры — Анна Андреевна и Дарья Андреевна из села Большой (Базарный) Урень Симбирской губернии. Они по совету и благословению святого и по примеру Дивеевской общины образовали в своем селе общину келейниц. В ней проживали девицы и вдовицы, вели строгую, воздержанную жизнь.

По сохранившемуся преданию, в 1835 году старица Анна Андреевна перед смертью засвидетельствовала, что руководить общиной беседников будет Василий Щеглов из села Прислониха. На следующий день ему было видение святых апостолов Петра и Павла, а спустя две недели в дом к Щеглову вошли три неизвестных старца. Они велели идти ему в Заволожье Самарской губернии. Мужик-простолюдин от сохи и навоза, он смело принимается за кипучую деятельность по распространению истин христианской веры, по созданию келий и общин беседников. Несмотря на то что очень многие, среди которых были и священнослужители, отнеслись к Василию Щеглову враждебно и даже ставили вопрос о его аресте как раскольника, он смело шел в народ и призывал людей к спасению… После смерти его место заняла Анастасия Керова (в монашестве — Мария).

Личность незаурядная и сильная, она прожила 101 год и сделала так много, что к беседничеству примкнуло более 100 тыс. православных христиан. Обладала ораторскими способностями, даром прозорливости, исцеляла больных и бесноватых. Слава о ней распространилась далеко за пределы Самарской губернии. Почитание старицы было настолько сильным, что временами принимало искаженные формы. В Духовную консисторию шли доносы о том, что крестьянку Керову многие считают чуть ли не воплощением Пресвятой Троицы. И преосвященный Гурий, самарский епископ, объявил беседникам войну. Он сразу отлучил от Церкви Керову и ее 73 ближайших сподвижника. Это был самый драматический момент в истории беседничества. К Керовой съехались сотни ее почитателей со всей губернии и стали слезно умолять порвать с православием и основать какую-то свою, особую веру. Но старица молчала два дня, молилась, а потом ночью исчезла из своей кельи и пешком с палочкой отправилась в Самару. Войдя в город, она сразу направилась к епископу Гурию и упала ему в ноги. Сам владыка составил текст ее покаяния…

Запрещение с нее было снято. Но по настоянию церковных властей она вынуждена была отказаться от права учительства и изъявила желание уйти в монастырь, где после пострижения приняла имя Мария. Но люди продолжали идти к ней. И тогда ее выслали в Суздаль. В городах и селах, через которые проезжала старица, колокола звонили сами собой. Спустя годы преосвященный Гурий изменил свое мнение о беседниках. Он написал письмо бывшей послушнице Керовой и рассказал, что в сонном видении видел матушку Марию у Престола Господня. И просил от его имени попросить у монахини Марии прощение за несправедливую ссылку.

Чудеса Петра Чагринского

В плеяде самарских беседнических старцев Петр Колпаков был по счету пятым. Спустя 40 лет после его кончины, 24 декабря 1965 г., останки старца решили перенести с безлюдного места на сельское кладбище. Когда открыли дубовый гроб, увидели абсолютно нетленные останки. Переложили их в обычный гроб и перезахоронили. С годами село Чагры обезлюдело и кладбище осталось без ухода. И тогда по просьбе отца Павла Алексахина (он — девятый беседнический старец) и по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия 10 сентября 1999 года состоялось второе перенесение мощей в церковную ограду с. Красные Ключи Похвистневского района Самарской области. Мощи оказались все так же нетленными и только из-за сгнившего некачественного гроба частично испорчены. Первые чудеса случились уже на кладбище в Чаграх. У копавшего мужчины прошла больная рука, а уронившая в могилу очки женщина обрела зрение. Подобных исцелений 10 сентября зафиксировано несколько десятков. Буквально несколько дней спустя в Красные Ключи приехали убитые горем родители шестилетнего мальчика. У него стремительно развивался рак руки, и ребенку грозила ампутация. Им посоветовали сделать компресс из земли с могилы старца. На следующий день мальчик избавился от постоянной боли, а спустя неделю абсолютно исцелился.

Уже в декабре 1999 года, «учитывая его праведное житие, непрекращающееся народное почитание и обильные чудотворения при жизни, а особенно по смерти», Синодальная комиссия приняла решение канонизировать праведного Петра в лике местночтимых святых. В Самарской области он стал первым святым.

24 июня архиепископ Сергий торжественно совершил чин его прославления. С того времени мощи святого праведного Петра Чагринского находятся в раке в Михаило-Архангельской церкви с. Красные Ключи. Поклониться им едут со всех российских городов. В гостинице при храме последняя перед нами запись была сделана жителями Праги, они приезжали поклониться святому, которому молятся у себя дома.

На сегодняшний день собрано около полутора тысяч свидетельств о душевных и телесных исцелениях. Вот несколько примеров. Молодой человек приобщился к черной магии и настолько в этом преуспел, что «мог вызывать бурю». Появились деньги, власть. Но с каждым днем его все больше и больше мучила нечистая сила. Дело дошло до психиатрической больницы. Врачи оказались бессильны. Посоветовали поехать на отчитку к монаху в монастырь. Не помогло. И тогда молодой человек услышал о храме в Красных Ключах и находящихся там мощах святого праведника. Приехал, зашел в храм, но к раке подойти не смог. Все присутствующие в храме стали свидетелями душераздирающей картины: он упал в конвульсиях и стал кричать звериным голосом… Ему понадобилось несколько «сеансов», чтобы исцелить свою душу. Или вот молодая богатая женщина стала жертвой зависти сотрудницы своего ресторана. На собственной помолвке съела заговоренный кусок торта и… в ту же секунду прогнала жениха. Стала болеть и тосковать. Помогло только «вмешательство» святого.

Помощь от святого — самая разная. Это и житейские ситуации, и болезни. Очень много записей сделано ульяновцами. Зафиксировано несколько случаев, когда отче Петре помогал мусульманам. Одна запись так и начинается: «Не в посрамление своей веры мусульманской, но в прославление русского святого…». В этом случае призыв к Петру Чагринскому чудесным образом избавил молодого человека от бандитов.

На чудо надейся, но сам не плошай

Все девять старцев были разными людьми, с разными судьбами и характерами. Изучая документы, ловила себя на мысли, что батюшка Павел своей неуемной энергией и кипучей деятельностью очень похож на старицу Анастасию Керову. Когда в 50-х бывший учитель стал священником и был назначен настоятелем одного из приходов, в КГБ сразу «полетел» донос: «В связи с особенно активной деятельностью священника Алексахина… посещение церкви и число обрядов в последнее время увеличилось… Систематическое чтение проповедей в церкви было призывом к искоренению пьянства, хулиганства и прочее… Зав. семилетней школой Пантелеева заявила, что с Алексахиным трудно разговаривать, т.к. у него очень сильно подвешен язык… Он настолько распоясался, что пытался вмешиваться в дела колхоза, школы, клуба. Навязывал свои религиозные убеждения председателю колхоза, являющемуся членом райкома КПСС».

Очень точная характеристика. Даже в самые трудные для православия годы Алексахин ничего и никого не боялся. В 1997 г. на праздновании 100-летия Михаило-Архангельского храма от имени патриарха Алексия II был награжден митрой — головным убором православных иерархов. А в 2001 году — апостольским посохом. Кроме того, Павел Васильевич подготовил и издал восемь книг — жития святых старцев. Сегодня готовятся материалы о прославлении и канонизации седьмого старца — Космирова Сергея Филипповича. Вместе с батюшкой документами занимается келейница Анна Павловна Маклакова. Они оба — члены Союза писателей России.

Место настоятеля храма (трудно представить, что в маленьком селе стоит такая красивая и безупречная во всех отношениях церковь) занимает отец Георгий Аношкин. Родился и вырос он в Ульяновске. Учился и работал в Санкт-Петербурге. В 36 лет, имея все по стандартным меркам нашей мирской жизни, задумался о ее смысле. Встреча с отцом Павлом круто изменила жизнь. Горожанин стал жителем маленького села. Вместе с ним в Красные Ключи уехали его родители. Галину Дмитриевну (когда-то она была Долорес Дмитриевна) знают многие сотрудники «Кометы», а Александра Васильевича — на «Марсе». Кроме них в православной общине есть еще несколько наших земляков.

У общины — свое большое хозяйство. Две гостиницы для паломников. Пасека, сельхозугодья, техника. По настоянию Павла Васильевича все келейницы водят автомобили. Да так лихо, что дадут фору любому мужчине. У каждой свое послушание. Коровники, огороды, работы в храме. Тяжелый физический труд, молитва (особенно сложно соблюдать полунощницу — ночную полуторачасовую молитву), а на лицах женщин — ласковая улыбка и удивительная доброта. http://nashenasledie.livejournal.com/1223171.html

Партнеры проекта