Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

12 святынь

Св. мощи мц. Параскевы Римской

Мощи мученицы Параскевы Римской доступны для поклонения в Русском Пантелеимоновском монастыре на Афоне.

Параскева была единственной дочерью родителей-христиан, дарованной им по их усердной молитве. С молодых лет она посвятила себя Богу, а после смерти родителей раздала все свое имущество нищим, приняла иночество и, подражая святым апостолам, начала проповедовать язычникам о Христе, многих обращая в христианство.

Святая Параскева, переходя с одного места на другое и творя чудеса, пришла с проповедью Евангелия в город, где правителем был жестокий идолопоклонник. Ни обещание почестей и материальных благ, ни угрозы мучениями и смертью не поколебали твердости святой и не отвратили ее от Христа. Она была предана зверским истязаниям и приняла мученическую кончину через усечение мечом.

Икона вмч. и целителя Пантелеимона

Чудотворная икона Великомученика Пантелеймона доступна для поклонения в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой горе Афон.
Эта древняя мозаичная икона - одна из главнейших, особо почитаемых святынь монастыря.

Ранее она находилась в горном монастыре Салоникийцев, на месте которого сегодня находится «Пальомонастырио» (Древний монастырь). Сегодня икона находится в Покровском Соборе. Святой Пантелеимон изображен во весь рост, держащий в правой руке врачебные инструменты. Конвой по периметру иконы изображено житие святого.

Чудотворный образ является житийной иконой или, так называемой, иконой "с житием", в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития. Чтение сюжетов в клеймах начинается с левого верхнего угла, что вполне соответствует византийской иконописной традиции.

Самые ранние из известных житийных икон датируют IX веком. Особо много житийных икон создавалось в на рубеже XII и XIII веков и большинство из них происходит из монастыря Святой Екатерины на Синае. Эти иконы в большинстве своём имеют большие размеры и были местными образами в храмах или приделах, освященных в честь изображённых на них святых.

Всего на чтимой иконе великомученика Пантелеимона, хранящейся в Русской обители на Афоне, представлено 14 сюжетов (кроме средника) из жития святого. Каждое клеймо имеет соответствующее надписание на греческом языке, выполненной в предельно сжатой по содержанию форме, что дает основание предполагать время написание образа не позднее XV века, когда надписания постепенно становятся более содержательными, превращаясь в целые повествования.

Сюжеты, изображенные в клеймах, рассказывают о главных событиях земной жизни святого: «Царь повелевает Ефросину обучать святого врачебному искусству», «Святой обучается врачебному искусству у Ефросина», «Святой оглашается Ермолаем», «Святой воскрешает мертвого, убив змею, и утверждается в вере во Христа», «Святой получает крещение от Ермолая», «Святой врачует очи слепого», «Милосердие святого к бедным», «Святой предстает царю и исцеляет расслабленного», «Святой привязан к дереву и опаляется горящими свечами», «Святой ввергается в коноб», «Святой повергается в море», «Святого бросают зверям», «Сокрушение колеса», «Усечение святого».

Икона является как бы связующим звеном между двумя центрами Русского монашества на Афоне: нынешней прибрежной Пантелеимоновой обителью и Старым Нагорным Руссиком. Некогда она была местным образом в иконостасе Пантелеимоновского собора Старого Руссика.

Частица камня Гроба Господня

Частица камня от Гроба Господня доступна для поклонения в Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой горе Афон.
Святыня находится в ковчежце, из которого сделан седмисвещник. Находится она в главном соборе монастыря.

Согласно Евангелию этот камень от Гроба Господня был «весьма велик» (Мк. 16:4), но до наших дней сохранились лишь его фрагменты, потому что он был расколот на части при последнем захвате Храма мусульманами в 1244 году. Кроме того, позднее, по словам русского купца-путешественника XVI века Трифона Коробейникова, паломники «тот камень для благословения брали на мощи», то есть попросту уносили его по кусочкам.
Сегодня одна из частей этого священного камня хранится под стеклом в специальном мраморном постаменте в центре придела Ангела в Иерусалиме. Этот постамент служит также местом для установки переносного святого престола при совершении архиерейской православной литургии. Другая сохранившаяся часть камня помещена в престоле церкви Спасителя армянского Сионского монастыря, который стоит, по преданию, на месте дома первосвященника Каиафы, вне стен Старого города, справа от Сионских ворот.

Икона вмч. и целителя Пантелеимона

Икона великомученика Пантелеймона на камне (или просто "Образ на камне") доступна для поклонения в Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой горе Афон.

Эта икона необычна и техникой письма и материалом, на котором она написана, и историей своего обретения.

"Икона великомученика Пантелеимона на камне" (или просто "Образ на камне") была обнаружена в 1868 году во время раскопок на месте старого Пантелеимоновского собора Нагорного Руссика.

108 лет назад, в 1760 году, Нагорный Руссик был покинут занявшими его с 1840-х годов греками. Брошенный на поругание диким зверям и стихиям, монастырь рухнул и рассыпался в прах после сильного землетрясения 1890 года. Это грозное событие произошло после того, как греки не послушали двукратного вразумления самого великомученика Пантелеимона, и покинули обитель, забрав с собой и все ее древние святыни.

В 1868 году русские святогорские старцы Иероним (Соломенцов) и Макарий (Сушкин), обновившие Прибрежный монастырь, решились приступить к восстановлению древней Русской святыни – Старого Нагорного Пантелеимонова монастыря, в котором протекли 6 веков истории Русской обители на Святой Горе. При раскопках на месте разрушенного Пантелеимоновского собора были обнаружены две иконы, написанные на плоском камне: на одной из них изображен великомученик Пантелеимон, на другой – Пресвятая Богородица, благословляющая написанный апостолом Лукой образ.

Великомученик Пантелеимон изображен без традиционных ковчега и лжицы. В левой руке он держит развернутый свиток, на котором написано: "Друзи мои, подвизайтеся, и не во тще (не тщетен) будет труд ваш!"

Икона эта ныне хранится в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря на Афоне и чтится русскими святогорцами.

Св. мощи вмч. и целителя Пантелеимона

Честная глава великомученика и целителя Пантелеимона доступна для поклонения и паломничества в русской Свято-Пантелеимоновой обители на Святой горе Афон.

Святыня находится в главном соборе монастыря. Глава великомученика Пантелеймона - бесценное украшение и сокровище как храма и русской обители, так и всей Святой Горы Афонской.

Многочисленные паломники многократно получали и получают исцеления и чудотворения от главы святого Пантелеимона Целителя, глубоко чтимого как в Греции, так и на Руси.

Монастырь святого Пантелеимона на Афоне также известен как Ро́ссикон или Но́вый Ру́ссик — один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).

Пантелеймонов Монастырь (Россикон)

Монастырь святого Пантелеимона на Афоне также известный как Россикон или Новый Руссик — один из 20 «правящих» монастырей на Святой горе Афон. Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).

Как и все прочие афонские монастыри, будучи патриаршей ставропигией, находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; насельники, по действующей с 1924 года Уставной Хартии Святой Горы, обязаны принимать гражданство Греческой Республики (даётся автоматически при поступлении в монастырь). В настоящее время занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей.

Первоначальное русское монашеское поселение на Афоне существовало уже в XI веке и было признано в качестве отдельного монастыря в 1169 году (обитель Фессалоникийца).

Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов были греками и сербами.

В конце XV—XVI в монастыре жили преимущественно сербы, что засвидетельствовано документами переписки администрации обители с московскими властями того времени.

В XVIII веке монастырь пришел в такое бедственное состояние, что в 1726 году в нём, по свидетельству Василия Григоровича-Барского («первое посещение Афонской Горы»), осталось лишь двое русских и двое болгарских монахов при игумене-болгарине. В 1735 году монастырь был объявлен греческим.

Около 1770 года греческие иноки Пантелеимонова монастыря переселились в принадлежавшую монастырю прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, где в начале XIX века году монастырь был заново отстроен господарем Валахии Скарлатом Каллимахи; а Старый Россик остался действовать как скит.

После восстановления нормального течения жизни на Афоне (с прекращением турецкой военной оккупации) в 1830 году, после Адрианопольского мира, монастырь не получил своих прежних имений назад, так как они отошли другим монастырям за долги; Протат даже хотел исключить обитель из списка монастырей, но такое решение было отклонено Константинопольским Патриархом Константием I.

Игуменом с 1821 года был грек Герасим, благоволивший русскому присутствию. Русское присутствие в монастыре стало возрождаться с прибытием в него в 1830-х иеромонаха Аникиты (в миру князя Ширинского-Шахзматова) и иеромонаха Иеронима (купеческого сына Иван Соломенцов; † 1885).

После кончины 24 марта 1846 года общего духовника русских на Афоне старца иеросхимонаха Арсения отец Иероним стал преемником его по духовному влиянию на Святой Горе между русскими, и не только между ними, но даже и среди греков, болгар, сербов, и святогорцев других народностей. Отец Иероним не искал этого влияния, это было естественным плодом его подвижнической жизни, опытности духовнической и сердечного участия ко всякому нуждающемуся.

Монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и во второй половине XIX века значительно разросся и отстроился.

В 1861 году духовной собор старцев монастыря постановил отправить в Россию иеромонаха Арсения Минина для сбора добровольных пожертвований. В августе 1867 года он привёз в московский Богоявленский монастырь святыни из Пантелеимонова монастыря, для которых позднее, на деньги благотворителей, им была построена Афонская часовня (в 1929 году закрыта и снесена большевиками).

Первым русским игуменом стал в 1875 году архимандрит Макарий (Сушкин). Значительный рост количества насельников из России вызывал трения и конфликты; русские насельники желали официального признания российской юрисдикции за монастырём, а также иными русскими поселениями на Афоне. В начале XX века российский Святейший Синод и правительство рассматривали и сам монастырь, и всех русских насельников на Афоне как находящихся также и в их юрисдикции (наряду с оттоманским подданством)[2]. Такая практика была прямо запрещена Уставом Святой Горы, принятым в 1924 году. Хотя после второй мировой войны Русская православная церковь и власти СССР числили Пантелеимонов монастырь среди обителей РПЦ, к тому не было никаких церковно- или гражданско-правовых оснований. В конце 1980-х насельникам монастыря Константинопольским Патриархатом было прямо указано на недопустимость возношения имени Московского Патриарха на общественном богослужении.

К концу XIX века стал самым большим монастырём на Святой Горе по площади и численности братии. К 1903 году там насчитывалось 1446 монахов, а к 1913 году — более 2000. Россикон многократно страдал от пожаров, наиболее известные случаи: в 1307 году, когда монастырь был сожжён каталонскими пиратами, и в 1968 году.

Вследствие политики Константинопольского патриархата, направленной на выдавливание русских монахов с Афона и действий властей Греции по ограничнию прибытия граждан СССР на Афон, в Пантелеимоновом монастыре в начале 1970-х годов осталось 13 монахов; в письме Патриарху Московскому Пимену от 9 сентября 1972 года схиархимандрит Гавриил (Легач) писал: «…Наш Монастырь находится в крайне затруднительном положении и, особенно из-за неимения братства. С течением времени постепенно число уменьшается — старики вымирают, а пополнения нет, такое положение и уже здесь живущих приводит в уныние и безнадежность. Мы, зная любовь Русского Народа к Святому Афону, верим и надеемся, что Вашим Святейшеством и всей Русской Церковью будут приняты все возможные меры к тому, чтобы этот русский (почти последний на Афоне) уголок с его святынями оставался и продолжал свое существование для утешения каждого верующего русского человека…».

После визита на Святую Гору Патриарха Пимена в 1972 году (первое в истории посещение Афона Всероссийским Патриархом), ситуация, при активном содействии правительства СССР, с пополнением братии стала немного улучшаться.

Первым из руководителей России, посетившим Россикон, был Владимир Путин (9 сентября 2005 года).

Монастырь отмечен подвигами ряда русских насельников, наиболее известный из которых — старец Силуан, скончавшийся здесь в 1938 году.

Сокровище монастыря — библиотека, сильно пострадавшая во время пожара 1959 года, и несколько бесценных святынь, среди которых мощи Святого Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимская», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия.

Монастырская библиотека содержит более 20 000 книг и рукописей.

В XIX веке колокола монастыря считались самыми большими в Греции.

Также монастырю Святого Пантелеимона в разное время принадлежали:

- Старый Нагорный Руссик. Ныне в нём проживает один монах Иона.
- Андреевский скит. После смерти последнего русского насельника, перешел к монастырю Ватопед.
- Скит Новая Фиваида. В этом скиту подвизался с братией иеромонах Рафаил (Берестов).
- Скит Крумница (Кормилица). Находится на границе Афона, там расположены многочисленные виноградники монастыря.
- Ильинский скит. Основан Паисием Величковским, ныне приписан к монастырю Пантократор.
- Скит Богородицы Ксилургу (Древодела). Древнейшая русская обитель в мире, ныне в нём проживают 3 монаха во главе с иеромонахом Николаем (Генераловым).
Монастырь имеет подворья в Москве (Храм Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой) и в Санкт-Петербурге.

Также монастырь имеет подворье в Стамбуле. Русское подворье и действующий храм Святого Великомученика Пантелеимона находится в районе Каракёй, по адресу Hoca Tahsin Sokak, No 19, Karaköy, Istanbul

21 октября 2012 года в Киеве при храме святителя Михаила было открыто подворье Пантелеимонова монастыря.

19 июня 2014 года решением Синода УПЦ скит прп. Силуана Афонского, открытый 5 января 2013 года в с. Загребля, Житомирской области, был присоединен к Киевскому подворью Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Партнеры проекта