Святыни храма
7 святынь
Св. мощи свт. чудотв. Филиппа, митр. Московского и всея России
Ковчег с частицей мощей святителя Филиппа, митрополита Московского был передан Соловецкой обители в августе 2001 г. Святейшим Патриархом Алексием II. Как известно, святитель Филипп окончил свои дни в Тверском Отрочем монастыре. В 1591 г. по ходатайству игумена Иакова сын Иоанна Грозного, царь Федор Иоаннович, разрешил перенести мощи святителя Филиппа в Соловецкий монастырь, где они были погребены под папертью церкви преподобных Зосимы и Савватия, а в 1646 г. поставлены в раке в Спасо-Преображенском соборе. В 1652 г. мощи святителя по повелению царя Алексея Михайловича перенесены в Москву и с тех пор почивают у южных врат соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы Московского Кремля. В утешение братии была оставлена частица мощей соловецкого игумена, которая пребывала в монастыре до его закрытия в 1920 г.
В начале XXI столетия святыня вернулась в обитель.
Надгробная плита св. прав. Петра Калнышевского (Калныша)
В 1856 году по распоряжению архимандрита Александра (Павловича) на могиле святого праведного Петра Калнышевского, который провел 25 лет в Соловецком монастыре, сперва в заточении, а потом в молитве и покаянии, была установлена плита, на которой высечена эпитафия, которая как нельзя лучше отражает духовный подвиг на Соловецких островах последнего кошевого атамана Запорожского Войска Низового, ставшего подвижником благочестия: «Господь наш Иисус Христос положил душу свою на кресте за всех нас не хочет смерти грешника. Здесь погребено тело в Бозе почившего Кошевого бывшей некогда запорожской грозной сечи козаков, Атамана Петра Калнышевского, сосланного в сию обитель по Высочайшему повелению в 1776 году на смирение. Он в 1801 году по Высочайшему повелению снова был освобожден, но уже сам не пожелал оставить обитель в коей обрел душевное спокойствие смиренного христианина, искренне познавшего свои вины. Скончался 1803 года октября 31 дня в Суб. 112 лет от роду, смертию благочестивою доброю. Блажени мертвии умирающие о Господи: Аминь».
Каменный келейный крест прп. Савватия Соловецкого
Каменный крест, который находился в келье преподобного Савватия Соловецкого был обретен святителем Филиппом, митрополитом Московским, в бытность его игуменом обители Соловецкого острова, о чем свидетельствует надпись на оборотной стороне святыни: «лета 7064-го (1556 г. – Ред.) взысканием и потружением игумена Филиппа».
После упразднения монастыря Крест стал экспонатом музея, созданного в 1920-е гг. при концлагере. В 1939 г. он вывезен в Москву, где хранился в музее-усадьбе Коломенское. В 1993 г. святыня возвращена в Соловецкий монастырь.
Крест в настоящее время находится в надвратной Благовещенской церкви Соловецкого монастыря справа у иконостаса на специальном постаменте. Форма креста четырехконечная. Все лопасти слегка расширяются от средокрестия. Нижняя — резко зауживается уступом у основания, предназначенного для установки в отверстие специального постамента. Две боковых лопасти и верхняя заострены двускатно, образуя тупые углы. По нашим промерам общая высота креста составляет 75, 5 см, до уступа — 60 см; ширина основания — 18 см; размах перекладины 50 см, толщина креста — 9 см.
В четырех циркульно прочерченных кругах на лопастях надписи из заглубленных букв: «Ц(А)РЬ СЛ(А)ВЫ» (вверху), «I(ИСУ)С» (слева), «Х(РИСТО)С» (справа), «НIКА» (внизу). В центре изображен восьмиконечный крест со страстями на ступенчатом основании. В нижней части креста выбита рельефная надпись в две строки с титлами, указывающая, что это крест св. Савватия.
В литературе ХIХ в., начиная с трудов архимандрита Досифея (Немчинова), данный крест именуется «келейным»: «Четвероконечный каменный крест, келейный преподобнаго Савватия». В современных публикациях этот памятник датируется началом ХV в. и называется: «крест белокаменный преподобного Савватия», «крест белокаменный келейный преподобного Савватия», «каменный келейный крест преподобного Савватия», «келейный белокаменный крест преподобного Савватия».
Место заточения св. прав. Петра Калнышевского (Калныша)
На Соловках святой праведный Петр (Калнышевский), в общей сложности, находился 27 лет (с 29 июля 1776 - 31 октября 1803); первые 16 лет помещался в темнице под строгим конвоем, а затем в монашеской келье.
Пребывание на святой земле Соловков:
После падения Запорожской казачьей Сечи, ее атаман был взят под стражу и отконвоирован в Военную Коллегию в Санкт-Петербург, где находился под стражей около года, здесь его приговорили к смертной казни. Однако, 4 мая 1776 г., при защите светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического, было высочайшее повеление казнь изменить на неограниченное во времени заточение. Имущество конфисковали и передали в казну, где было установлено из него выделять узнику на прокорм по одному рублю на день. Место заключения установили Соловецкий монастырь; После чего, 11 июля Петра Ивановича Калнышевского доставили в город Архангельск инкогнито, а 29 июля - на Соловецкий архипелаг, где и перепоручен был вместе с конвоирами архимандриту Досифею для отбывания наказания.
Сношения и письма узнику были строго запрещены; А в период заточения, его иногда выводили в храм на Богослужения.
По именному указу, воцарившегося императора Александра Первого «О прощении людей, содержащихся по делам, производившимся в Тайной Экспедиции» Петр Иванович был освобожден от конвоя и надсмотра, но, обретя свободу, он, по доброй воле, остался при монастыре, где и окончил свой жизненный путь 31 октября (13 ноября) 1803 г.
На надгробной плите, установленной на месте захоронения праведного Петра в 1856 г. архимандритом Александром (Павловичем), будущим епископом Полтавским и Переяславским, написано, что умер последний кошевой атаман Запорожского Войска Низового смертью благочестивою доброю 112 лет от роду.
Св. мощи прп. Савватия Соловецкого
Святые мощи преподобного Савватия Соловецкого доступны для поклонения в Спасо-Преображенском Соловецком мужском монастыре п. Соловецкий.
Мощи преподобного Германа были перенесены в обитель в 1484 году из веси Ховроньиной на Свири и положены рядом с мощами преподобного Савватия.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации).
В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году.
В 1925 году мощи святых были вскрыты, но 1939 года оставались на территории монастыря и помещались в антирелигиозном музее. После закрытия на Соловках лагеря и тюрьмы мощи основателей обители были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма.
С 1989 г. в Государственном музее истории религии ведется отбор и передача предметов богослужебного назначения по просьбам различных религиозных объединений и общин. К настоящему, прежде всего во вновь открытые храмы и монастыри Санкт-Петербургской епархии, музеем передано более 3000 икон и богослужебных предметов.
В настоящее время мощи Соловецких первооснователей (прп. Зосимы, Савватия и Германа) покоятся в церкви святителя Филиппа, а в летние месяцы переносятся в Спасо-Преображенский собор, где и пребывают до возвращения обратно в зимний храм.
Св. мощи прп. Германа Соловецкого
Святые мощи преподобного Германа Соловецкого доступны для поклонения в Спасо-Преображенском Соловецком мужском монастыре п. Соловецкий.
Мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкий монастырь в 1484 году из веси Ховроньиной на Свири и положены рядом с мощами преподобного Савватия.
Церковное почитание преподобного Германа установлено в 1692 году.
Святые мощи угодника Божия с 1860 года почивали под спудом в церкви, освященной во имя его.
В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году.
В 1925 году мощи святых были вскрыты, но 1939 года оставались на территории монастыря и помещались в антирелигиозном музее. После закрытия на Соловках лагеря и тюрьмы мощи основателей обители были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма.
С 1989 г. в Государственном музее истории религии ведется отбор и передача предметов богослужебного назначения по просьбам различных религиозных объединений и общин. К настоящему, прежде всего во вновь открытые храмы и монастыри Санкт-Петербургской епархии, музеем передано более 3000 икон и богослужебных предметов.
В настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в церкви святителя Филиппа, а в летние месяцы переносятся в Спасо-Преображенский собор, где и пребывают до возвращения обратно в зимний храм.
Св. мощи прп. Зосимы, игум. Соловецкого
Святые мощи преподобного Зосимы, игумена Соловецкого доступны для поклонения в Спасо-Преображенском Соловецком мужском монастыре п. Соловецкий.
Святые мощи первоначальников Соловецких, преподобных Зосимы и Савватия, ко времени церковного прославления угодников Божиих на Московском соборе 1547 года находились в монастыре.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации).
В Соловецкую обитель в 1465 году, при игумене Зосиме, были перенесены из селения Сорока мощи преподобного Савватия. Мощи были положены за алтарем храма Успения Пресвятой Богородицы.
Преподобный Зосима, почивший в 1478 году, был похоронен за алтарем деревянного Спасо-Преображенского собора.
8 / 21 августа 1566 года святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены во вновь построенный каменный Спасо-Преображенский собор и поставлены в приделе, освященном в их честь.
Мощи преподобного Германа были перенесены в обитель в 1484 году из веси Ховроньиной на Свири и положены рядом с мощами преподобного Савватия.
Церковное почитание преподобного Германа установлено в 1692 году.
Святые мощи угодника Божия с 1860 года почивали под спудом в церкви, освященной во имя его.
В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году.
В 1925 году мощи святых были вскрыты, но 1939 года оставались на территории монастыря и помещались в антирелигиозном музее. После закрытия на Соловках лагеря и тюрьмы мощи основателей обители были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма.
С 1989 г. в Государственном музее истории религии ведется отбор и передача предметов богослужебного назначения по просьбам различных религиозных объединений и общин. К настоящему, прежде всего во вновь открытые храмы и монастыри Санкт-Петербургской епархии, музеем передано более 3000 икон и богослужебных предметов.
В 1992 году святые мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких были возвращены обители.