Святыни храма
4 святыни
Св. мощи прп. Марфы Дивеевской
Александра Дивеевская (Мельгунова Агафия Семеновна; + 13.06.1789г) первоначальница Дивеевского Серафимова монастыря. Родом из нижегородских дворян Белоопытовых, владела поместьями в Рязанском уезде. Сохранилось описание внешности: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев, где приняла тайный иноческий постриг. Некоторое время жила в Флоровском киевском монастыре. Сподобилась явления Божией Матери, повелевшей ей стать первоначальницей нового, четвертого удела Богородице на земле. По совету старцев она скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Около 1760 года по пути в Саровскую пустынь Александра остановилась в с. Дивееве, где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. Саровские старцы посоветовали ей всецело предаться Воле Божией. Александра поселилась в деревне Осиновке, через три года заболела и умерла ее 10-летняя дочь. Она отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным. Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома свящ. Василия Дертева, и с 4 послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам.
В 1767 году заботами Александры было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1772г.). Александра ездила за списком Казанской иконы в Казань, за частицами мощей – в Киев, за колоколом – в Москву. При освящении всех трех приделов храма Александра решила устроить общину. В1788 г. получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Вместе с Александрой жили 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Духовниками были строитель обители иеромонах Пахомий и казначей иеромонах Исаия. Незадолго до кончины Александру посетили саровские старцы и преп. Серафим Саровский, в то время молодой иеродиакон, которого она попросила позаботиться об общине. Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра. Похоронена в Серафимо-Дивеевской обители. Почитатели свидетельствуют о явлениях подвижницы во сне, о колокольном звоне и благоухании, исходящем от ее могилы. 27 сентября 2000 года были обретены мощи схим. Александры, схим. Марфы и мон. Елены, в декабре того же года дивеевские матушки были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. К лику общецерковных святых преп. Александра причислена определением Архиерейского Собора 2004 года.
Св. мощи блж. Матроны Московской (Никоновой)
Частица мощей блаженной Матроны доступна для поклонения в Богородично-Рождественском Ильинском женском монастыре г. Тюмень.
Сама рака, где покоятся святые мощи Матроны Московской доступна для паломничества в Покровском монастыре, а могилка блаженной Матроны Московской доступна для посещения и паломничества верующих на Даниловском кладбище, города Москвы.
Родилась блаженная Матрона (Матрона Дитмитриева Иконова) в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского) района Тульской губернии. Село это расположено в километрах в 20-ти от знаменитого Куликова поля. Родители ее – Димитрий и Наталия, крестьяне – были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев – Иван и Михаил и две сестры – Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды. При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог стать, прежде всего, лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него. Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей. Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».
Святая блаженная Матрона Московская
2 мая 2012 года Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Димитрий, Архиепископ Тобольский и Тюменский, преподнёс в дар Ильинскому женскому монастырю икону святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей.
Священное Писание свидетельствует, что Всеведущий Бог иногда предъизбирает Себе служителей еще до их рождения. Так, Господь говорит святому пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5). Господь, избрав Матрону для особого служения, с самого начала возложил на нее тяжелый крест, который она с покорностью и терпением несла всю жизнь. При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницей V века, память которой празднуется 9(22) ноября. О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Об этом поведал родственник блаженной Павел Иванович Прохоров, присутствовавший при крещении.
Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца – на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона была отмечена Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеления от болезней и утешения в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка вместо того, чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей. Прошло немного времени, и на 17-ом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги.
Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавыми намерениями. Иные видели в матушке народную целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к ее спасительным Таинствам. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала. Молитвы матушка читала всегда громко. Она подчеркивала, что помогает не сама, а Бог по ее молитвам: «Что, Матронушка – Бог, что ли? Бог помогает!». Исцеляя недужных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Так, одну посетительницу она спрашивает, верует ли она, что Господь силен ее исцелить. Другой, заболевшей падучей болезнью, велит не причащаться Святых Христовых Таин. Живущих в гражданском браке она благословляет обязательно венчаться в Церкви. Всем обязательно носить нательный крест.
Матронушка часто говорила: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит». 2 мая 1952 года она почила. Перед своей кончиной блаженная Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне рассказывайте как живой, о своих скорбях, я буду видеть, и слышать, и помогать вам». Отпевание и погребение блаженной были началом ее прославления в народе как угоднице Божией. «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет: — предсказывала блаженная Матрона. – но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу». Еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти каждого».
2 мая 2012 года Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Димитрий, Архиепископ Тобольский и Тюменский, преподнёс в дар Ильинскому женскому монастырю икону святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей.
(См. так же другие святыни Матроны Московской и Православные святыни Российской Федерации).
Св. мощи Прп. Елены Дивеевской
Александра Дивеевская (Мельгунова Агафия Семеновна; + 13.06.1789г) первоначальница Дивеевского Серафимова монастыря. Родом из нижегородских дворян Белоопытовых, владела поместьями в Рязанском уезде. Сохранилось описание внешности: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев, где приняла тайный иноческий постриг. Некоторое время жила в Флоровском киевском монастыре. Сподобилась явления Божией Матери, повелевшей ей стать первоначальницей нового, четвертого удела Богородице на земле. По совету старцев она скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Около 1760 года по пути в Саровскую пустынь Александра остановилась в с. Дивееве, где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. Саровские старцы посоветовали ей всецело предаться Воле Божией. Александра поселилась в деревне Осиновке, через три года заболела и умерла ее 10-летняя дочь. Она отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным. Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома свящ. Василия Дертева, и с 4 послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам.
В 1767 году заботами Александры было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1772г.). Александра ездила за списком Казанской иконы в Казань, за частицами мощей – в Киев, за колоколом – в Москву. При освящении всех трех приделов храма Александра решила устроить общину. В1788 г. получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Вместе с Александрой жили 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Духовниками были строитель обители иеромонах Пахомий и казначей иеромонах Исаия. Незадолго до кончины Александру посетили саровские старцы и преп. Серафим Саровский, в то время молодой иеродиакон, которого она попросила позаботиться об общине. Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра. Похоронена в Серафимо-Дивеевской обители. Почитатели свидетельствуют о явлениях подвижницы во сне, о колокольном звоне и благоухании, исходящем от ее могилы. 27 сентября 2000 года были обретены мощи схим. Александры, схим. Марфы и мон. Елены, в декабре того же года дивеевские матушки были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. К лику общецерковных святых преп. Александра причислена определением Архиерейского Собора 2004 года.
Св. мощи прп. Александры Дивеевской
Александра Дивеевская (Мельгунова Агафия Семеновна; + 13.06.1789г) первоначальница Дивеевского Серафимова монастыря. Родом из нижегородских дворян Белоопытовых, владела поместьями в Рязанском уезде. Сохранилось описание внешности: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев, где приняла тайный иноческий постриг. Некоторое время жила в Флоровском киевском монастыре. Сподобилась явления Божией Матери, повелевшей ей стать первоначальницей нового, четвертого удела Богородице на земле. По совету старцев она скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Около 1760 года по пути в Саровскую пустынь Александра остановилась в с. Дивееве, где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. Саровские старцы посоветовали ей всецело предаться Воле Божией. Александра поселилась в деревне Осиновке, через три года заболела и умерла ее 10-летняя дочь. Она отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным. Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома свящ. Василия Дертева, и с 4 послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам.
В 1767 году заботами Александры было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1772г.). Александра ездила за списком Казанской иконы в Казань, за частицами мощей – в Киев, за колоколом – в Москву. При освящении всех трех приделов храма Александра решила устроить общину. В1788 г. получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Вместе с Александрой жили 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Духовниками были строитель обители иеромонах Пахомий и казначей иеромонах Исаия. Незадолго до кончины Александру посетили саровские старцы и преп. Серафим Саровский, в то время молодой иеродиакон, которого она попросила позаботиться об общине. Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра. Похоронена в Серафимо-Дивеевской обители. Почитатели свидетельствуют о явлениях подвижницы во сне, о колокольном звоне и благоухании, исходящем от ее могилы. 27 сентября 2000 года были обретены мощи схим. Александры, схим. Марфы и мон. Елены, в декабре того же года дивеевские матушки были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. К лику общецерковных святых преп. Александра причислена определением Архиерейского Собора 2004 года.