Святыни храма
19 святынь
Св. мощи свт. Иннокентия (Смирнова) еп. Пензенского
Частица мощей святителя Иннокентия, епископа Пензинского и Саратовского доступна для поконения в Свято - Троицком кафедральном соборе г. Саратова
Святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский (в миру Смирнов Иларион), родился 30 мая 1784 г. в г. Павловом Посаде Московской губернии. В 1806 г. он окончил Свято-Троицкую лаврскую семинарию. Еще во время обучения начал преподавательскую деятельность. 10 августа 1809 г. будущий святитель назначен префектом семинарии, 13 октября того же года митрополитом Московским Платоном (Левшиным) пострижен в монашество. В 1811 г. св. Иннокентия назначают бакалавром церковной истории в Петербургской Духовной академии. В июне 1812 г. возведен в сан архимандрита, год спустя ему поручают должность инспектора семинарии, а в сентябре 1813 г. св. Иннокентий был утвержден ректором и профессором Петербургской Духовной семинарии.
В 1814 г. он был назначен цензором издаваемой духовной литературы и настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга. Св. Иннокентий обладал даром проповедника и духовного писателя. Ему была присуждена степень доктора богословия, он был награжден драгоценным наперсным крестом, орденами св. Владимира II ст. и св. Анны II ст. Способности и деятельность Иннокентия обещали ему почет и известность, но Господь сподобил ревностного раба Своего завершить жизнь не в славе, а в скорбях, понесенных за истину.
В 1818 г. цензор архимандрит Иннокентий допустил к печати книгу «Беседа на гробе младенца о бессмертии души», резко обличавшую «внутреннее христианство» — учение с направлением ложного мистицизма, широко распространенного в высших слоях общества. Приверженец этого учения обер-прокурор Святейшего Синода князь А. Н. Голицын организовал травлю автора и цензора книги. Св. Иннокентия удалили из Петербурга. Предполагалось назначение его епископом Оренбургским и Уфимским, но, учитывая слабое здоровье святителя, кафедру заменили на Пензенско-Саратовскую.
Чуть более полугода владыка Иннокентий пробыл епископом Пензенским и Саратовским (из них лишь три месяца прожил в своей епархии), но за это время стяжал такую любовь пасомых, что впоследствии всегда считался лучшим архиереем Пензенским. Люди любили его за исключительную духовность. Свет Христов освещал не только пастырскую деятельность владыки, но и все его существо, все поступки, слова. В начале августа 1919 г. владыка Иннокентий прибыл в Саратов, где произнес в кафедральном Свято-Троицком соборе проповедь на слова псалмопевца: «Возвеличим Господа со мною».
10 октября 1819 г. свт. Иннокентий отошел ко Господу. Его последними словами были слова 54-го псалма: «Аз же, Господи, уповаю на Тя». Праведник был погребен под Казанским приделом Спасского кафедрального собора г. Пензы. В конце 19 в. началась подготовка канонизации владыки, было составлено его житие, но большевистский переворот прервал эту работу. В 90-е годы в Пензенской епархии был возобновлен сбор материалов к прославлению святителя, 3 сентября 1998 г. были обретены его святые мощи. На Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. святитель Иннокентий был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Память его празднуется 23 октября.
В Свято-Троицком соборе находится икона свт. Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, с частицей его святых мощей
Св. мощи ап. от 70-ти Луки Евангелиста
Частица святых мощей ап. и ев. Луки, ап. от 70-ти доступна для поклонения в Свято-Троицком соборе г. Саратова. Одна из чтимых прихожанами святынь – уникальный ковчег с частицами мощей святых угодников. В настоящее время он находится в верхнем, Троицком, храме собора, около Иверской иконы Божией Матери.
В наш собор мощевик был передан недавно, в январе 2005 года. До этого времени он хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. Музейные работники датируют его изготовление 18 веком. Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25, 5 х 21, 6 см.
На ней расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски – гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова. До революции на мощевике был серебряный оклад, утраченный в годы лихолетья. Сохранились старые фотографии этого оклада, которые позволили расшифровать имена святых.
Первоначально мощевик находился в походной церкви князя Сергея Федоровича Голицына – флигель-адъютанта Екатерины II, боевого генерала, участника суворовских кампаний. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, которая в дальнейшем получила общероссийскую известность. Через шесть лет над территорией усадьбы вознеслись маковки церкви в честь Преображения Господня. В нее и перенесли ковчег с мощами святых угодников.
Хранение мощевика в родовом княжеском имении Голицыных – далеко не единственный пример в истории русских дворянских семей. В личных архивах осталось немало свидетельств того, что христианские святыни имелись во многих дворянских домах. Это не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты.
Отношение к святыням в среде благочестивых дворян как ничто другое помогает увидеть глубину осознания ими своего гражданского и человеческого долга. Лучшие представители русской аристократии видели свое служение на поприще государственном и социальном как служение религиозное, Богом данное. И надеялись они в первую очередь не на свою власть, знание или сноровку, а на Божие благословение. В святынях, которые собирались в дворянских домах, видели залог благодатного покровительства святых угодников Божиих. При этом близость святыни требовала от них благоговейного отношения, а также глубокого осознания своего христианского долга.
По-разному святыни попадали в домовые церкви и часовни русских дворянских семей. Цари одаривали дворян иконами и мощами за службу Отечеству, архиереи – благословляли за помощь Церкви. Например, в семье дворян Измайловых, имение которых располагалось в Саратовской губернии, с 17 по 19 века хранился царский дар – частичка Животворящего Креста Господня. Подобное благословение имел и род А. С. Пушкина: из поколения в поколение переходила ладанка с Частицей Ризы Господней. Другой путь обретения святыни – через благословение родительское или кого-то из родственников. Появлению в дворянских домах многих святынь сопутствовали чудесные обстоятельства. Кроме того, русские дворяне сами собирали частицы мощей и создавали для них ковчежцы и мощевики. Вероятно, мощевик, который находится сейчас в нашем соборе, также был собран самим князем С.Ф. Голицыным. В Спасо-Преображенской церкви ковчег с мощами находился до 1921 года. После закрытия церкви мощевик, лишившийся серебряного оклада, поступил в Саратовский областной музей краеведения. Первая запись о его поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937-1938 годах. В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви в селе Зубриловка Саратовской области». Это подтверждает и метрика зубриловской Спасо-Преображенской церкви, составленная по просьбе Императорской академии художеств в 1887 году священником Павлом Прозоровым.
В декабре 2004 года в Саратовском областном музее краеведения была открыта выставка «Обретенная святыня». Ее главным экспонатом стал уникальный мощевик, многие годы хранившийся в запасниках музея. Кроме того, на выставке были представлены результаты исследования мощевика, материалы о Спасо-Преображенской церкви, князе Голицине и его жене, урожденной Энгельгард.
В это же время было принято решение о передаче мощевика Саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование. Передача состоялась 14 января 2005 года. В этот день епископ Саратовский и Вольский Лонгин отслужил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе. Затем начался Крестный ход в Саратовский областной музей краеведения, где и началась торжественная церемония передачи. На ней присутствовали министр культуры области Михаил Брызгалов, директор музея Николай Малов, духовенство города. После окончания Крестного хода перед мощевиком в соборе был отслужен торжественный благодарственный молебен.
В 2006 году было принято решение о восстановлении драгоценной ризы на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мастера проделали уникальную работу по расшифровке старых фотографий. Они разработали изображения каждого из святых, сделали гравировки. Теперь мощевик находится в нашем соборе. И каждый приходящий сюда имеет возможность попросить заступничества и помощи святых угодников, мощи которых покоятся в ковчеге.
Св. мощи ап. Андрея Первозванного
Частица святых мощей ап. Андрея Первозванного доступна для поклонения в Свято-Троицком соборе г. Саратова. Одна из чтимых прихожанами святынь – уникальный ковчег с частицами мощей святых угодников. В настоящее время он находится в верхнем, Троицком, храме собора, около Иверской иконы Божией Матери.
В наш собор мощевик был передан недавно, в январе 2005 года. До этого времени он хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. Музейные работники датируют его изготовление 18 веком. Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25, 5 х 21, 6 см.
На ней расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски – гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова. До революции на мощевике был серебряный оклад, утраченный в годы лихолетья. Сохранились старые фотографии этого оклада, которые позволили расшифровать имена святых.
Первоначально мощевик находился в походной церкви князя Сергея Федоровича Голицына – флигель-адъютанта Екатерины II, боевого генерала, участника суворовских кампаний. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, которая в дальнейшем получила общероссийскую известность. Через шесть лет над территорией усадьбы вознеслись маковки церкви в честь Преображения Господня. В нее и перенесли ковчег с мощами святых угодников.
Хранение мощевика в родовом княжеском имении Голицыных – далеко не единственный пример в истории русских дворянских семей. В личных архивах осталось немало свидетельств того, что христианские святыни имелись во многих дворянских домах. Это не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты.
Отношение к святыням в среде благочестивых дворян как ничто другое помогает увидеть глубину осознания ими своего гражданского и человеческого долга. Лучшие представители русской аристократии видели свое служение на поприще государственном и социальном как служение религиозное, Богом данное. И надеялись они в первую очередь не на свою власть, знание или сноровку, а на Божие благословение. В святынях, которые собирались в дворянских домах, видели залог благодатного покровительства святых угодников Божиих. При этом близость святыни требовала от них благоговейного отношения, а также глубокого осознания своего христианского долга.
По-разному святыни попадали в домовые церкви и часовни русских дворянских семей. Цари одаривали дворян иконами и мощами за службу Отечеству, архиереи – благословляли за помощь Церкви. Например, в семье дворян Измайловых, имение которых располагалось в Саратовской губернии, с 17 по 19 века хранился царский дар – частичка Животворящего Креста Господня. Подобное благословение имел и род А. С. Пушкина: из поколения в поколение переходила ладанка с Частицей Ризы Господней. Другой путь обретения святыни – через благословение родительское или кого-то из родственников. Появлению в дворянских домах многих святынь сопутствовали чудесные обстоятельства. Кроме того, русские дворяне сами собирали частицы мощей и создавали для них ковчежцы и мощевики. Вероятно, мощевик, который находится сейчас в нашем соборе, также был собран самим князем С.Ф. Голицыным. В Спасо-Преображенской церкви ковчег с мощами находился до 1921 года. После закрытия церкви мощевик, лишившийся серебряного оклада, поступил в Саратовский областной музей краеведения. Первая запись о его поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937-1938 годах. В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви в селе Зубриловка Саратовской области». Это подтверждает и метрика зубриловской Спасо-Преображенской церкви, составленная по просьбе Императорской академии художеств в 1887 году священником Павлом Прозоровым.
В декабре 2004 года в Саратовском областном музее краеведения была открыта выставка «Обретенная святыня». Ее главным экспонатом стал уникальный мощевик, многие годы хранившийся в запасниках музея. Кроме того, на выставке были представлены результаты исследования мощевика, материалы о Спасо-Преображенской церкви, князе Голицине и его жене, урожденной Энгельгард.
В это же время было принято решение о передаче мощевика Саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование. Передача состоялась 14 января 2005 года. В этот день епископ Саратовский и Вольский Лонгин отслужил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе. Затем начался Крестный ход в Саратовский областной музей краеведения, где и началась торжественная церемония передачи. На ней присутствовали министр культуры области Михаил Брызгалов, директор музея Николай Малов, духовенство города. После окончания Крестного хода перед мощевиком в соборе был отслужен торжественный благодарственный молебен.
В 2006 году было принято решение о восстановлении драгоценной ризы на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мастера проделали уникальную работу по расшифровке старых фотографий. Они разработали изображения каждого из святых, сделали гравировки. Теперь мощевик находится в нашем соборе. И каждый приходящий сюда имеет возможность попросить заступничества и помощи святых угодников, мощи которых покоятся в ковчеге.
Св. мощи ап. от 70-ти Марка Евангелиста, еп.
Частица святых мощей ап. ев. Марка доступна для поклонения в Свято-Троицком соборе г. Саратова. Одна из чтимых прихожанами святынь – уникальный ковчег с частицами мощей святых угодников. В настоящее время он находится в верхнем, Троицком, храме собора, около Иверской иконы Божией Матери.
В наш собор мощевик был передан недавно, в январе 2005 года. До этого времени он хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. Музейные работники датируют его изготовление 18 веком. Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25, 5 х 21, 6 см.
На ней расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски – гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова. До революции на мощевике был серебряный оклад, утраченный в годы лихолетья. Сохранились старые фотографии этого оклада, которые позволили расшифровать имена святых.
Первоначально мощевик находился в походной церкви князя Сергея Федоровича Голицына – флигель-адъютанта Екатерины II, боевого генерала, участника суворовских кампаний. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, которая в дальнейшем получила общероссийскую известность. Через шесть лет над территорией усадьбы вознеслись маковки церкви в честь Преображения Господня. В нее и перенесли ковчег с мощами святых угодников.
Хранение мощевика в родовом княжеском имении Голицыных – далеко не единственный пример в истории русских дворянских семей. В личных архивах осталось немало свидетельств того, что христианские святыни имелись во многих дворянских домах. Это не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты.
Отношение к святыням в среде благочестивых дворян как ничто другое помогает увидеть глубину осознания ими своего гражданского и человеческого долга. Лучшие представители русской аристократии видели свое служение на поприще государственном и социальном как служение религиозное, Богом данное. И надеялись они в первую очередь не на свою власть, знание или сноровку, а на Божие благословение. В святынях, которые собирались в дворянских домах, видели залог благодатного покровительства святых угодников Божиих. При этом близость святыни требовала от них благоговейного отношения, а также глубокого осознания своего христианского долга.
По-разному святыни попадали в домовые церкви и часовни русских дворянских семей. Цари одаривали дворян иконами и мощами за службу Отечеству, архиереи – благословляли за помощь Церкви. Например, в семье дворян Измайловых, имение которых располагалось в Саратовской губернии, с 17 по 19 века хранился царский дар – частичка Животворящего Креста Господня. Подобное благословение имел и род А. С. Пушкина: из поколения в поколение переходила ладанка с Частицей Ризы Господней. Другой путь обретения святыни – через благословение родительское или кого-то из родственников. Появлению в дворянских домах многих святынь сопутствовали чудесные обстоятельства. Кроме того, русские дворяне сами собирали частицы мощей и создавали для них ковчежцы и мощевики. Вероятно, мощевик, который находится сейчас в нашем соборе, также был собран самим князем С.Ф. Голицыным. В Спасо-Преображенской церкви ковчег с мощами находился до 1921 года. После закрытия церкви мощевик, лишившийся серебряного оклада, поступил в Саратовский областной музей краеведения. Первая запись о его поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937-1938 годах. В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви в селе Зубриловка Саратовской области». Это подтверждает и метрика зубриловской Спасо-Преображенской церкви, составленная по просьбе Императорской академии художеств в 1887 году священником Павлом Прозоровым.
В декабре 2004 года в Саратовском областном музее краеведения была открыта выставка «Обретенная святыня». Ее главным экспонатом стал уникальный мощевик, многие годы хранившийся в запасниках музея. Кроме того, на выставке были представлены результаты исследования мощевика, материалы о Спасо-Преображенской церкви, князе Голицине и его жене, урожденной Энгельгард.
В это же время было принято решение о передаче мощевика Саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование. Передача состоялась 14 января 2005 года. В этот день епископ Саратовский и Вольский Лонгин отслужил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе. Затем начался Крестный ход в Саратовский областной музей краеведения, где и началась торжественная церемония передачи. На ней присутствовали министр культуры области Михаил Брызгалов, директор музея Николай Малов, духовенство города. После окончания Крестного хода перед мощевиком в соборе был отслужен торжественный благодарственный молебен.
В 2006 году было принято решение о восстановлении драгоценной ризы на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мастера проделали уникальную работу по расшифровке старых фотографий. Они разработали изображения каждого из святых, сделали гравировки. Теперь мощевик находится в нашем соборе. И каждый приходящий сюда имеет возможность попросить заступничества и помощи святых угодников, мощи которых покоятся в ковчеге.
Св. мощи св. вмц. Варвары Илиопольской
Частица святых мощей св. вмц. Варвары Илиопольской доступна для поклонения в Свято-Троицком соборе г. Саратова. Одна из чтимых прихожанами святынь – уникальный ковчег с частицами мощей святых угодников. В настоящее время он находится в верхнем, Троицком, храме собора, около Иверской иконы Божией Матери.
В наш собор мощевик был передан недавно, в январе 2005 года. До этого времени он хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. Музейные работники датируют его изготовление 18 веком. Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25, 5 х 21, 6 см.
На ней расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски – гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова. До революции на мощевике был серебряный оклад, утраченный в годы лихолетья. Сохранились старые фотографии этого оклада, которые позволили расшифровать имена святых.
Первоначально мощевик находился в походной церкви князя Сергея Федоровича Голицына – флигель-адъютанта Екатерины II, боевого генерала, участника суворовских кампаний. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, которая в дальнейшем получила общероссийскую известность. Через шесть лет над территорией усадьбы вознеслись маковки церкви в честь Преображения Господня. В нее и перенесли ковчег с мощами святых угодников.
Хранение мощевика в родовом княжеском имении Голицыных – далеко не единственный пример в истории русских дворянских семей. В личных архивах осталось немало свидетельств того, что христианские святыни имелись во многих дворянских домах. Это не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты.
Отношение к святыням в среде благочестивых дворян как ничто другое помогает увидеть глубину осознания ими своего гражданского и человеческого долга. Лучшие представители русской аристократии видели свое служение на поприще государственном и социальном как служение религиозное, Богом данное. И надеялись они в первую очередь не на свою власть, знание или сноровку, а на Божие благословение. В святынях, которые собирались в дворянских домах, видели залог благодатного покровительства святых угодников Божиих. При этом близость святыни требовала от них благоговейного отношения, а также глубокого осознания своего христианского долга.
По-разному святыни попадали в домовые церкви и часовни русских дворянских семей. Цари одаривали дворян иконами и мощами за службу Отечеству, архиереи – благословляли за помощь Церкви. Например, в семье дворян Измайловых, имение которых располагалось в Саратовской губернии, с 17 по 19 века хранился царский дар – частичка Животворящего Креста Господня. Подобное благословение имел и род А. С. Пушкина: из поколения в поколение переходила ладанка с Частицей Ризы Господней. Другой путь обретения святыни – через благословение родительское или кого-то из родственников. Появлению в дворянских домах многих святынь сопутствовали чудесные обстоятельства. Кроме того, русские дворяне сами собирали частицы мощей и создавали для них ковчежцы и мощевики. Вероятно, мощевик, который находится сейчас в нашем соборе, также был собран самим князем С.Ф. Голицыным. В Спасо-Преображенской церкви ковчег с мощами находился до 1921 года. После закрытия церкви мощевик, лишившийся серебряного оклада, поступил в Саратовский областной музей краеведения. Первая запись о его поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937-1938 годах. В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви в селе Зубриловка Саратовской области». Это подтверждает и метрика зубриловской Спасо-Преображенской церкви, составленная по просьбе Императорской академии художеств в 1887 году священником Павлом Прозоровым.
В декабре 2004 года в Саратовском областном музее краеведения была открыта выставка «Обретенная святыня». Ее главным экспонатом стал уникальный мощевик, многие годы хранившийся в запасниках музея. Кроме того, на выставке были представлены результаты исследования мощевика, материалы о Спасо-Преображенской церкви, князе Голицине и его жене, урожденной Энгельгард.
В это же время было принято решение о передаче мощевика Саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование. Передача состоялась 14 января 2005 года. В этот день епископ Саратовский и Вольский Лонгин отслужил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе. Затем начался Крестный ход в Саратовский областной музей краеведения, где и началась торжественная церемония передачи. На ней присутствовали министр культуры области Михаил Брызгалов, директор музея Николай Малов, духовенство города. После окончания Крестного хода перед мощевиком в соборе был отслужен торжественный благодарственный молебен.
В 2006 году было принято решение о восстановлении драгоценной ризы на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мастера проделали уникальную работу по расшифровке старых фотографий. Они разработали изображения каждого из святых, сделали гравировки. Теперь мощевик находится в нашем соборе. И каждый приходящий сюда имеет возможность попросить заступничества и помощи святых угодников, мощи которых покоятся в ковчеге.
Св. мощи св. вмц. Екатерины Александрийской
Частица святых мощей св. вмц. Екатерины Александрийской доступна для поклонения в Свято-Троицком соборе г. Саратова. Одна из чтимых прихожанами святынь – уникальный ковчег с частицами мощей святых угодников. В настоящее время он находится в верхнем, Троицком, храме собора, около Иверской иконы Божией Матери.
В наш собор мощевик был передан недавно, в январе 2005 года. До этого времени он хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. Музейные работники датируют его изготовление 18 веком. Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25, 5 х 21, 6 см.
На ней расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски – гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова. До революции на мощевике был серебряный оклад, утраченный в годы лихолетья. Сохранились старые фотографии этого оклада, которые позволили расшифровать имена святых.
Первоначально мощевик находился в походной церкви князя Сергея Федоровича Голицына – флигель-адъютанта Екатерины II, боевого генерала, участника суворовских кампаний. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, которая в дальнейшем получила общероссийскую известность. Через шесть лет над территорией усадьбы вознеслись маковки церкви в честь Преображения Господня. В нее и перенесли ковчег с мощами святых угодников.
Хранение мощевика в родовом княжеском имении Голицыных – далеко не единственный пример в истории русских дворянских семей. В личных архивах осталось немало свидетельств того, что христианские святыни имелись во многих дворянских домах. Это не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты.
Отношение к святыням в среде благочестивых дворян как ничто другое помогает увидеть глубину осознания ими своего гражданского и человеческого долга. Лучшие представители русской аристократии видели свое служение на поприще государственном и социальном как служение религиозное, Богом данное. И надеялись они в первую очередь не на свою власть, знание или сноровку, а на Божие благословение. В святынях, которые собирались в дворянских домах, видели залог благодатного покровительства святых угодников Божиих. При этом близость святыни требовала от них благоговейного отношения, а также глубокого осознания своего христианского долга.
По-разному святыни попадали в домовые церкви и часовни русских дворянских семей. Цари одаривали дворян иконами и мощами за службу Отечеству, архиереи – благословляли за помощь Церкви. Например, в семье дворян Измайловых, имение которых располагалось в Саратовской губернии, с 17 по 19 века хранился царский дар – частичка Животворящего Креста Господня. Подобное благословение имел и род А. С. Пушкина: из поколения в поколение переходила ладанка с Частицей Ризы Господней. Другой путь обретения святыни – через благословение родительское или кого-то из родственников. Появлению в дворянских домах многих святынь сопутствовали чудесные обстоятельства. Кроме того, русские дворяне сами собирали частицы мощей и создавали для них ковчежцы и мощевики. Вероятно, мощевик, который находится сейчас в нашем соборе, также был собран самим князем С.Ф. Голицыным. В Спасо-Преображенской церкви ковчег с мощами находился до 1921 года. После закрытия церкви мощевик, лишившийся серебряного оклада, поступил в Саратовский областной музей краеведения. Первая запись о его поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937-1938 годах. В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви в селе Зубриловка Саратовской области». Это подтверждает и метрика зубриловской Спасо-Преображенской церкви, составленная по просьбе Императорской академии художеств в 1887 году священником Павлом Прозоровым.
В декабре 2004 года в Саратовском областном музее краеведения была открыта выставка «Обретенная святыня». Ее главным экспонатом стал уникальный мощевик, многие годы хранившийся в запасниках музея. Кроме того, на выставке были представлены результаты исследования мощевика, материалы о Спасо-Преображенской церкви, князе Голицине и его жене, урожденной Энгельгард.
В это же время было принято решение о передаче мощевика Саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование. Передача состоялась 14 января 2005 года. В этот день епископ Саратовский и Вольский Лонгин отслужил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе. Затем начался Крестный ход в Саратовский областной музей краеведения, где и началась торжественная церемония передачи. На ней присутствовали министр культуры области Михаил Брызгалов, директор музея Николай Малов, духовенство города. После окончания Крестного хода перед мощевиком в соборе был отслужен торжественный благодарственный молебен.
В 2006 году было принято решение о восстановлении драгоценной ризы на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мастера проделали уникальную работу по расшифровке старых фотографий. Они разработали изображения каждого из святых, сделали гравировки. Теперь мощевик находится в нашем соборе. И каждый приходящий сюда имеет возможность попросить заступничества и помощи святых угодников, мощи которых покоятся в ковчеге.
Св. мощи свт. Василия Великого Каппадокийского
Частица святых мощей свт. Василия Великого Каппадокийского доступна для поклонения в Свято-Троицком соборе г. Саратова. Одна из чтимых прихожанами святынь – уникальный ковчег с частицами мощей святых угодников. В настоящее время он находится в верхнем, Троицком, храме собора, около Иверской иконы Божией Матери.
В наш собор мощевик был передан недавно, в январе 2005 года. До этого времени он хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. Музейные работники датируют его изготовление 18 веком. Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25, 5 х 21, 6 см.
На ней расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски – гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова. До революции на мощевике был серебряный оклад, утраченный в годы лихолетья. Сохранились старые фотографии этого оклада, которые позволили расшифровать имена святых.
Первоначально мощевик находился в походной церкви князя Сергея Федоровича Голицына – флигель-адъютанта Екатерины II, боевого генерала, участника суворовских кампаний. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, которая в дальнейшем получила общероссийскую известность. Через шесть лет над территорией усадьбы вознеслись маковки церкви в честь Преображения Господня. В нее и перенесли ковчег с мощами святых угодников.
Хранение мощевика в родовом княжеском имении Голицыных – далеко не единственный пример в истории русских дворянских семей. В личных архивах осталось немало свидетельств того, что христианские святыни имелись во многих дворянских домах. Это не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты.
Отношение к святыням в среде благочестивых дворян как ничто другое помогает увидеть глубину осознания ими своего гражданского и человеческого долга. Лучшие представители русской аристократии видели свое служение на поприще государственном и социальном как служение религиозное, Богом данное. И надеялись они в первую очередь не на свою власть, знание или сноровку, а на Божие благословение. В святынях, которые собирались в дворянских домах, видели залог благодатного покровительства святых угодников Божиих. При этом близость святыни требовала от них благоговейного отношения, а также глубокого осознания своего христианского долга.
По-разному святыни попадали в домовые церкви и часовни русских дворянских семей. Цари одаривали дворян иконами и мощами за службу Отечеству, архиереи – благословляли за помощь Церкви. Например, в семье дворян Измайловых, имение которых располагалось в Саратовской губернии, с 17 по 19 века хранился царский дар – частичка Животворящего Креста Господня. Подобное благословение имел и род А. С. Пушкина: из поколения в поколение переходила ладанка с Частицей Ризы Господней. Другой путь обретения святыни – через благословение родительское или кого-то из родственников. Появлению в дворянских домах многих святынь сопутствовали чудесные обстоятельства. Кроме того, русские дворяне сами собирали частицы мощей и создавали для них ковчежцы и мощевики. Вероятно, мощевик, который находится сейчас в нашем соборе, также был собран самим князем С.Ф. Голицыным. В Спасо-Преображенской церкви ковчег с мощами находился до 1921 года. После закрытия церкви мощевик, лишившийся серебряного оклада, поступил в Саратовский областной музей краеведения. Первая запись о его поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937-1938 годах. В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви в селе Зубриловка Саратовской области». Это подтверждает и метрика зубриловской Спасо-Преображенской церкви, составленная по просьбе Императорской академии художеств в 1887 году священником Павлом Прозоровым.
В декабре 2004 года в Саратовском областном музее краеведения была открыта выставка «Обретенная святыня». Ее главным экспонатом стал уникальный мощевик, многие годы хранившийся в запасниках музея. Кроме того, на выставке были представлены результаты исследования мощевика, материалы о Спасо-Преображенской церкви, князе Голицине и его жене, урожденной Энгельгард.
В это же время было принято решение о передаче мощевика Саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование. Передача состоялась 14 января 2005 года. В этот день епископ Саратовский и Вольский Лонгин отслужил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе. Затем начался Крестный ход в Саратовский областной музей краеведения, где и началась торжественная церемония передачи. На ней присутствовали министр культуры области Михаил Брызгалов, директор музея Николай Малов, духовенство города. После окончания Крестного хода перед мощевиком в соборе был отслужен торжественный благодарственный молебен.
В 2006 году было принято решение о восстановлении драгоценной ризы на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мастера проделали уникальную работу по расшифровке старых фотографий. Они разработали изображения каждого из святых, сделали гравировки. Теперь мощевик находится в нашем соборе. И каждый приходящий сюда имеет возможность попросить заступничества и помощи святых угодников, мощи которых покоятся в ковчеге.
Св. мощи свт. Григория Богослова архиеп. Константинопольского
Частица святых мощей свт. Григория Богослова архиеп. Константинопольского доступна для поклонения в Свято-Троицком соборе г. Саратова. Одна из чтимых прихожанами святынь – уникальный ковчег с частицами мощей святых угодников. В настоящее время он находится в верхнем, Троицком, храме собора, около Иверской иконы Божией Матери.
В наш собор мощевик был передан недавно, в январе 2005 года. До этого времени он хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. Музейные работники датируют его изготовление 18 веком. Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25, 5 х 21, 6 см.
На ней расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски – гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова. До революции на мощевике был серебряный оклад, утраченный в годы лихолетья. Сохранились старые фотографии этого оклада, которые позволили расшифровать имена святых.
Первоначально мощевик находился в походной церкви князя Сергея Федоровича Голицына – флигель-адъютанта Екатерины II, боевого генерала, участника суворовских кампаний. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, которая в дальнейшем получила общероссийскую известность. Через шесть лет над территорией усадьбы вознеслись маковки церкви в честь Преображения Господня. В нее и перенесли ковчег с мощами святых угодников.
Хранение мощевика в родовом княжеском имении Голицыных – далеко не единственный пример в истории русских дворянских семей. В личных архивах осталось немало свидетельств того, что христианские святыни имелись во многих дворянских домах. Это не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты.
Отношение к святыням в среде благочестивых дворян как ничто другое помогает увидеть глубину осознания ими своего гражданского и человеческого долга. Лучшие представители русской аристократии видели свое служение на поприще государственном и социальном как служение религиозное, Богом данное. И надеялись они в первую очередь не на свою власть, знание или сноровку, а на Божие благословение. В святынях, которые собирались в дворянских домах, видели залог благодатного покровительства святых угодников Божиих. При этом близость святыни требовала от них благоговейного отношения, а также глубокого осознания своего христианского долга.
По-разному святыни попадали в домовые церкви и часовни русских дворянских семей. Цари одаривали дворян иконами и мощами за службу Отечеству, архиереи – благословляли за помощь Церкви. Например, в семье дворян Измайловых, имение которых располагалось в Саратовской губернии, с 17 по 19 века хранился царский дар – частичка Животворящего Креста Господня. Подобное благословение имел и род А. С. Пушкина: из поколения в поколение переходила ладанка с Частицей Ризы Господней. Другой путь обретения святыни – через благословение родительское или кого-то из родственников. Появлению в дворянских домах многих святынь сопутствовали чудесные обстоятельства. Кроме того, русские дворяне сами собирали частицы мощей и создавали для них ковчежцы и мощевики. Вероятно, мощевик, который находится сейчас в нашем соборе, также был собран самим князем С.Ф. Голицыным. В Спасо-Преображенской церкви ковчег с мощами находился до 1921 года. После закрытия церкви мощевик, лишившийся серебряного оклада, поступил в Саратовский областной музей краеведения. Первая запись о его поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937-1938 годах. В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви в селе Зубриловка Саратовской области». Это подтверждает и метрика зубриловской Спасо-Преображенской церкви, составленная по просьбе Императорской академии художеств в 1887 году священником Павлом Прозоровым.
В декабре 2004 года в Саратовском областном музее краеведения была открыта выставка «Обретенная святыня». Ее главным экспонатом стал уникальный мощевик, многие годы хранившийся в запасниках музея. Кроме того, на выставке были представлены результаты исследования мощевика, материалы о Спасо-Преображенской церкви, князе Голицине и его жене, урожденной Энгельгард.
В это же время было принято решение о передаче мощевика Саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование. Передача состоялась 14 января 2005 года. В этот день епископ Саратовский и Вольский Лонгин отслужил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе. Затем начался Крестный ход в Саратовский областной музей краеведения, где и началась торжественная церемония передачи. На ней присутствовали министр культуры области Михаил Брызгалов, директор музея Николай Малов, духовенство города. После окончания Крестного хода перед мощевиком в соборе был отслужен торжественный благодарственный молебен.
В 2006 году было принято решение о восстановлении драгоценной ризы на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мастера проделали уникальную работу по расшифровке старых фотографий. Они разработали изображения каждого из святых, сделали гравировки. Теперь мощевик находится в нашем соборе. И каждый приходящий сюда имеет возможность попросить заступничества и помощи святых угодников, мощи которых покоятся в ковчеге.
Св. мощи свт. Иоанна Златоуста
Частица святых мощей свт. Иоанна Златоуста доступна для поклонения в Свято-Троицком соборе г. Саратова. Одна из чтимых прихожанами святынь – уникальный ковчег с частицами мощей святых угодников. В настоящее время он находится в верхнем, Троицком, храме собора, около Иверской иконы Божией Матери.
В наш собор мощевик был передан недавно, в январе 2005 года. До этого времени он хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. Музейные работники датируют его изготовление 18 веком. Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25, 5 х 21, 6 см.
На ней расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски – гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова. До революции на мощевике был серебряный оклад, утраченный в годы лихолетья. Сохранились старые фотографии этого оклада, которые позволили расшифровать имена святых.
Первоначально мощевик находился в походной церкви князя Сергея Федоровича Голицына – флигель-адъютанта Екатерины II, боевого генерала, участника суворовских кампаний. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, которая в дальнейшем получила общероссийскую известность. Через шесть лет над территорией усадьбы вознеслись маковки церкви в честь Преображения Господня. В нее и перенесли ковчег с мощами святых угодников.
Хранение мощевика в родовом княжеском имении Голицыных – далеко не единственный пример в истории русских дворянских семей. В личных архивах осталось немало свидетельств того, что христианские святыни имелись во многих дворянских домах. Это не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты.
Отношение к святыням в среде благочестивых дворян как ничто другое помогает увидеть глубину осознания ими своего гражданского и человеческого долга. Лучшие представители русской аристократии видели свое служение на поприще государственном и социальном как служение религиозное, Богом данное. И надеялись они в первую очередь не на свою власть, знание или сноровку, а на Божие благословение. В святынях, которые собирались в дворянских домах, видели залог благодатного покровительства святых угодников Божиих. При этом близость святыни требовала от них благоговейного отношения, а также глубокого осознания своего христианского долга.
По-разному святыни попадали в домовые церкви и часовни русских дворянских семей. Цари одаривали дворян иконами и мощами за службу Отечеству, архиереи – благословляли за помощь Церкви. Например, в семье дворян Измайловых, имение которых располагалось в Саратовской губернии, с 17 по 19 века хранился царский дар – частичка Животворящего Креста Господня. Подобное благословение имел и род А. С. Пушкина: из поколения в поколение переходила ладанка с Частицей Ризы Господней. Другой путь обретения святыни – через благословение родительское или кого-то из родственников. Появлению в дворянских домах многих святынь сопутствовали чудесные обстоятельства. Кроме того, русские дворяне сами собирали частицы мощей и создавали для них ковчежцы и мощевики. Вероятно, мощевик, который находится сейчас в нашем соборе, также был собран самим князем С.Ф. Голицыным. В Спасо-Преображенской церкви ковчег с мощами находился до 1921 года. После закрытия церкви мощевик, лишившийся серебряного оклада, поступил в Саратовский областной музей краеведения. Первая запись о его поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937-1938 годах. В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви в селе Зубриловка Саратовской области». Это подтверждает и метрика зубриловской Спасо-Преображенской церкви, составленная по просьбе Императорской академии художеств в 1887 году священником Павлом Прозоровым.
В декабре 2004 года в Саратовском областном музее краеведения была открыта выставка «Обретенная святыня». Ее главным экспонатом стал уникальный мощевик, многие годы хранившийся в запасниках музея. Кроме того, на выставке были представлены результаты исследования мощевика, материалы о Спасо-Преображенской церкви, князе Голицине и его жене, урожденной Энгельгард.
В это же время было принято решение о передаче мощевика Саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование. Передача состоялась 14 января 2005 года. В этот день епископ Саратовский и Вольский Лонгин отслужил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе. Затем начался Крестный ход в Саратовский областной музей краеведения, где и началась торжественная церемония передачи. На ней присутствовали министр культуры области Михаил Брызгалов, директор музея Николай Малов, духовенство города. После окончания Крестного хода перед мощевиком в соборе был отслужен торжественный благодарственный молебен.
В 2006 году было принято решение о восстановлении драгоценной ризы на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мастера проделали уникальную работу по расшифровке старых фотографий. Они разработали изображения каждого из святых, сделали гравировки. Теперь мощевик находится в нашем соборе. И каждый приходящий сюда имеет возможность попросить заступничества и помощи святых угодников, мощи которых покоятся в ковчеге.
Св. мощи ап. ев. Матфея (Левия), брата ап. Иакова Алфеева
Частица святых мощей евангелиста Матфея доступна для поклонения в Свято-Троицком соборе г. Саратова. Одна из чтимых прихожанами святынь – уникальный ковчег с частицами мощей святых угодников. В настоящее время он находится в верхнем, Троицком, храме собора, около Иверской иконы Божией Матери.
В наш собор мощевик был передан недавно, в январе 2005 года. До этого времени он хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. Музейные работники датируют его изготовление 18 веком. Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25, 5 х 21, 6 см.
На ней расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски – гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова. До революции на мощевике был серебряный оклад, утраченный в годы лихолетья. Сохранились старые фотографии этого оклада, которые позволили расшифровать имена святых.
Первоначально мощевик находился в походной церкви князя Сергея Федоровича Голицына – флигель-адъютанта Екатерины II, боевого генерала, участника суворовских кампаний. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, которая в дальнейшем получила общероссийскую известность. Через шесть лет над территорией усадьбы вознеслись маковки церкви в честь Преображения Господня. В нее и перенесли ковчег с мощами святых угодников.
Хранение мощевика в родовом княжеском имении Голицыных – далеко не единственный пример в истории русских дворянских семей. В личных архивах осталось немало свидетельств того, что христианские святыни имелись во многих дворянских домах. Это не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты.
Отношение к святыням в среде благочестивых дворян как ничто другое помогает увидеть глубину осознания ими своего гражданского и человеческого долга. Лучшие представители русской аристократии видели свое служение на поприще государственном и социальном как служение религиозное, Богом данное. И надеялись они в первую очередь не на свою власть, знание или сноровку, а на Божие благословение. В святынях, которые собирались в дворянских домах, видели залог благодатного покровительства святых угодников Божиих. При этом близость святыни требовала от них благоговейного отношения, а также глубокого осознания своего христианского долга.
По-разному святыни попадали в домовые церкви и часовни русских дворянских семей. Цари одаривали дворян иконами и мощами за службу Отечеству, архиереи – благословляли за помощь Церкви. Например, в семье дворян Измайловых, имение которых располагалось в Саратовской губернии, с 17 по 19 века хранился царский дар – частичка Животворящего Креста Господня. Подобное благословение имел и род А. С. Пушкина: из поколения в поколение переходила ладанка с Частицей Ризы Господней. Другой путь обретения святыни – через благословение родительское или кого-то из родственников. Появлению в дворянских домах многих святынь сопутствовали чудесные обстоятельства. Кроме того, русские дворяне сами собирали частицы мощей и создавали для них ковчежцы и мощевики. Вероятно, мощевик, который находится сейчас в нашем соборе, также был собран самим князем С.Ф. Голицыным. В Спасо-Преображенской церкви ковчег с мощами находился до 1921 года. После закрытия церкви мощевик, лишившийся серебряного оклада, поступил в Саратовский областной музей краеведения. Первая запись о его поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937-1938 годах. В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви в селе Зубриловка Саратовской области». Это подтверждает и метрика зубриловской Спасо-Преображенской церкви, составленная по просьбе Императорской академии художеств в 1887 году священником Павлом Прозоровым.
В декабре 2004 года в Саратовском областном музее краеведения была открыта выставка «Обретенная святыня». Ее главным экспонатом стал уникальный мощевик, многие годы хранившийся в запасниках музея. Кроме того, на выставке были представлены результаты исследования мощевика, материалы о Спасо-Преображенской церкви, князе Голицине и его жене, урожденной Энгельгард.
В это же время было принято решение о передаче мощевика Саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование. Передача состоялась 14 января 2005 года. В этот день епископ Саратовский и Вольский Лонгин отслужил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе. Затем начался Крестный ход в Саратовский областной музей краеведения, где и началась торжественная церемония передачи. На ней присутствовали министр культуры области Михаил Брызгалов, директор музея Николай Малов, духовенство города. После окончания Крестного хода перед мощевиком в соборе был отслужен торжественный благодарственный молебен.
В 2006 году было принято решение о восстановлении драгоценной ризы на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мастера проделали уникальную работу по расшифровке старых фотографий. Они разработали изображения каждого из святых, сделали гравировки. Теперь мощевик находится в нашем соборе. И каждый приходящий сюда имеет возможность попросить заступничества и помощи святых угодников, мощи которых покоятся в ковчеге.
Икона вмч. и целителя Пантелеимона
В Свято-Троицком соборе г. Саратова находится икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с житийными клеймами. Этот образ был передан со Святой горы Афон из келии святого Иоанна Златоуста старцем иеросхимонахом Кириллом в 1893 году, о чем свидетельствует надпись на иконе. В 2007 году икона была отреставрирована.
Св. мощи свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского
Частица мощей святителя Иннокентия, митр. Московского и Коломенского доступна для поклонения в Свято - Троицком кафедральном соборе г. Саратова
Одна из святынь Свято-Троицкого собора икона святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского с частицей его святых мощей. До назначения на столичную кафедру он на протяжении многих лет проповедовал христианство среди народов Приамурья, Якутии, Камчатки и Аляски.
Св. мощи свт. Феодосия, архиеп. Черниговского
Частица святых мощей Феодосия Черниговского доступна для поконения в Свято - Троицком кафедральном соборе г. Саратова.
В притворе верхнего, Троицкого, храма Свято-Троицкого собора находится икона святителя Феодосия Черниговского с частицей его мощей. Люди с верою к ней притекающие получают по молитвам великого чудотворца скорую помощь и исцеления.
Икона Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
В Свято - Троицком кафедральном соборе г. Саратова хранится самая большая святыня Саратовской земли ― древний образ Спасителя, с которым когда-то первые русские поселенцы пришли на эти земли. Этот образ в XVIII-XIX веках прославился многочисленными чудотворениями. Перед ним молились со слезами поколения верующих саратовцев, с радостью получали просимое и благодарили Господа за Его великие милости и благодеяния.