Святыни храма
22 святыни
Гвоздь распятия Христова
Гвоздь Господень – это один из тех гвоздей, которыми Иисус был распят на кресте. В 326 году царица Елена Равноапостольная отправилась в Иерусалим для обретения Креста Господня. Вместе с Крестом были найдены и гвозди, которыми был распят Спаситель. Всего сохранилось 3 или 4 гвоздя. До XVII века один из них хранился в Грузии, но после завоевания Персией, был принесен шахом Аббасом в дар Святейшему Патриарху Филарету. После октябрьской революции реликвия была изъята новой властью, но в 2008 гвоздь был возвращен церкви и в настоящее время хранится в Храме Христа Спасителя в Москве.
Риза Пресвятой Богородицы
В храме Христа Спасителя всегда пребывают частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа и частица Ризы Богородицы. Это не менее значимые святыни, чем пояс Пречистой Девы. Можно в любое время, когда открыт храм прийти и помолиться перед ними. По преданию Риза Христова попала сначала в Грузию и долго хранилась там, в Патриаршем соборе древней столицы — Мцхеты. После захвата Грузии в 1617 году персидским шахом Аббасом II святыня оказалась в его распоряжении.
В 1625 году шах прислал частицу Ризы Христовой в дар русскому царю Михаилу Федоровичу Романову. Патриарх Филарет тщательно изучил исторические сведения, связанные с Ризой, и после такого своеобразного научного изыскания частица Ризы была торжественно положена в Успенском соборе Кремля. От частицы Ризы отделялись фрагменты для отправки в крупные города страны: Киев, Ярославль, Кострому, Санкт-Петербург.
После печальных событий октября 1917 года храмы Кремля были закрыты, все представлявшие материальную ценность предметы конфискованы, и ковчег с частицей Ризы оказался в Музеях Московского Кремля, где долго сохранялся сотрудниками в отделе драгоценных металлов. В 2007 году государство вернуло святыню Русской Православной Церкви.
В том же храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Богородицы, переданная туда из тех же Музеев Кремля в 2008 году. Эта святыня такой же значимости, как и пояс Пречистой. На Русь частица Ризы Богоматери попала в XIV веке. Ее привез из Константинополя Дионисий Суздальский в числе других реликвий. Известно множество связанных с Ризой Богородицы чудес, произошедших как в Византии, так и в России. В советское время эта святыня, как и Риза Спасителя, попала в Музеи Кремля, откуда и была возвращена Церкви в целости и сохранности.
Св. мощи свт. Иона, митр. Московского и всея Руси
Иона Московский первый из предстоятелей Русской Церкви, избранный Собором епископов совершенно независимо от Константинопольского патриарха. Уроженец г. Солигалича (Костромского), он еще в двенадцатилетнем возрасте принял монашеский постриг и вскоре перешел в Московский Симонов монастырь. Юный инок исполнял здесь самые тяжелые физические работы. Увидев его, митр. Фотий прозрел в нем будущего великого святителя. Это вскоре исполнилось - св. Иона стал епископом Рязанским и Муромским. В 1431 святитель был избран на Московскую Митрополичью кафедру, а в 1448 уже без согласия Константинопольского патриарха св. Иона стал полноправным митрополитом Московским и всея Руси, до конца дней своих служа ей и молясь за нее.
Св. мощи св. блгв. кн. Александра Невского
Изначально похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года — лавра) в Санкт-Петербурге. Частица мощей святого великого благоверного князя Александра Невского передана из Санкт-Петербурга в храм Христа Спасителя в Москве.
(См. так же Православные святые места Российской Федерации).
Св. мощи свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского и Коломенского
Святые мощи святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского доступны для поклонения в кафедральный Соборе Патриарха Московского и Всея Руси Храме Христа Спасителя г. Москва. Святые мощи святого митрополита Московского Филарета Дроздова, который был основателем храма, были перенесены в Храм Христа Спасителя из Троице-Сергиевской Лавры, по настоянию и благословению Алексия Второго.
Св. мощи свт. блгв. кн. Михаила Тверского
Святые мощи блгв. кн. Михаила Тверского доступны для поклонения в кафедральном Соборе Патриарха Московского и Всея Руси Храме Христа Спасителя г. Москва.
Учение Церкви о молитвенном призывании святых.
Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:
«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».
«Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
- в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».
Св. мощи прп. Марии Египетской
Святые мощи прп. Марии Египетской доступны для поклонения в кафедральном Соборе Патриарха Московского и Всея Руси Храме Христа Спасителя г. Москва.
Учение Церкви о молитвенном призывании святых.
Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:
«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».
«Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
- в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».
Св. мощи прп. Михаила Малеина
Святые мощи прп. Михаила Малеина доступны для поклонения в кафедральном Соборе Патриарха Московского и Всея Руси Храме Христа Спасителя г. Москва.
Учение Церкви о молитвенном призывании святых.
Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:
«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».
«Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
- в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».
Св. мощи свт. Петра, митр. Московского и всея Руси
Святые мощи свт. Петра Митрополита Московского доступны для поклонения в кафедральном Соборе Патриарха Московского и Всея Руси Храме Христа Спасителя г. Москва.
Учение Церкви о молитвенном призывании святых.
Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:
«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».
«Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
- в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».
Св. мощи ап. Андрея Первозванного
Святые мощи ап. Андрея Первозванного доступны для поклонения в кафедральном Соборе Патриарха Московского и Всея Руси Храме Христа Спасителя г. Москва.
Учение Церкви о молитвенном призывании святых.
Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:
«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».
«Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
- в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».
Св. мощи свт. Василия Великого Каппадокийского
Святые мощи свт. Василия Великого доступны для поклонения в кафедральном Соборе Патриарха Московского и Всея Руси Храме Христа Спасителя г. Москва.
Учение Церкви о молитвенном призывании святых.
Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:
«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».
«Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
- в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».
Св. мощи св. прп. Евфросинии (Евдокии) Московской
Святые мощи прп. Евфросинии Московской доступны для поклонения в кафедральном Соборе Патриарха Московского и Всея Руси Храме Христа Спасителя г. Москва.
Учение Церкви о молитвенном призывании святых.
Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:
«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».
«Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
- в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».
Св. мощи вмч. Феодора Стратилата
Святые мощи вмч. Феодора Стратилата доступны для поклонения в кафедральном Соборе Патриарха Московского и Всея Руси Храме Христа Спасителя г. Москва.
Учение Церкви о молитвенном призывании святых.
Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:
«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».
«Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
- в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».
Св. мощи св. вмц. Евфимии Всехвальной
СВ. МОЩИ СВ. ВМЦ. ЕВФИМИИ ВСЕХВАЛЬНОЙ доступны для поклонения в ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ в г. Москва.
Учение Церкви о молитвенном призывании святых.
Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:
«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».
«Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
- в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».
Св. мощи свт. Григория Богослова архиеп. Константинопольского
СВ. МОЩИ - ГЛАВА СВТ. ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА АРХИЕП. КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО доступны для поклонения в ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ в г. Москва.
Учение Церкви о молитвенном призывании святых.
Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:
«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».
«Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
- в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».