Святыня храма
Икона Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
О святыне
Икона Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии доступна для поклонения в Свято-Лукиановой мужской пустыни, во Владимирской области.
Богатая духовными событиями история Лукиановой пустыни начинается с 1594 года.
В правление царя Феодора Иоанновича, в селе Игнатьево, неподалеку от Александровой слободы, по прошению некоего иерея Григория, царским повелением и по благословению патриарха Иова, был построен деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Однажды священник Григорий, войдя в церковь, обнаружил, что чтимая храмовая икона пропала. Самые тщательные поиски святыни не принесли результата. Спустя несколько дней один из жителей села обнаружил исчезнувшую икону в трех верстах отстоящем от села месте, слывшем у местных жителей под именем Псковитино Раменье, близ болота, именуемого Богородицким, в чаще дремучего векового леса, «стоящую о себе, на воздусе». Икона была возвращена в храм, но через короткое время все повторилось снова. Тогда священник обратился к Патриарху с прошением благословить перенесение храма на место чудесного явления иконы. Благословение было дано, и храм был перенесен, а на месте прежней церкви в селе Игнатьево была поставлена часовня.
В Смутное время Александрова слобода была опорным пунктом русских освободительных войск под командованием Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и по этой причине неоднократно подвергалась нападениям польско-литовских захватчиков. Храм Рождества Богородицы был разграблен и запустел на тридцать лет. Крыша на нем прогнила и обвалилась, многие иконы «облиняли», только чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы да запрестольный образ Пресвятой Богородицы Смоленской Одигитрии сохранились неповрежденными.
Но Промыслом Божиим в середине 17 столетия на этом месте преподобным Лукианом была основана монашеская обитель, впоследствии названная Лукиановой пустынью.
Особую известность икона Рождества Пресвятой Богородицы приобрела в 1771 году, в настоятельство строителя иеромонаха Иоанникия (1768-1771), когда над Россией пронеслось страшное моровое поветрие. Ужасающие многочисленные жертвы, которые оно принесло, заставили русский народ обратиться со всем усердием к Богу и Его Пречистой Матери с мольбой об избавлении от постигшей напасти. Повсюду учреждались крестные ходы с чудотворными иконами, которые обносили вокруг городов и весей; историей засвидетельствовано множество случаев, когда после подобного всенародного моления грозная опасность отступала. Так было и в городе Александрове. После совершенного вокруг города в 6-ю неделю по Пасхе крестного хода с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы из Лукиановой пустыни, чума отступила.
Такой крестный ход был впервые совершен еще преподобным Лукианом в 1654 году; тогда икона Богоматери тоже спасла жителей Александровой Слободы от подобного морового поветрия, когда преподобный принес ее для освящения Успенской церкви в учрежденной им слободской женской иноческой обители. Позже стало обязательной священной традицией ежегодно совершать крестный ход с иконой в шестое воскресенье от первого дня Пасхи. Этот завет основателя обеих обителей ежегодно неукоснительно исполнялся и совершался в августе на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Теперь же смертельная опасность заставила перенести его на время после Пасхи, и с тех пор он стал совершаться ежегодно в это время. С тех пор икона стала называться "Лукиановской".
В 19 веке усердием Александровских купцов постоянно обновлялась риза на чудотворной иконе, а в 1843 году была сделана новая двусторонняя риза. Ее лицевая сторона изящной работы (мастеров известного села Красного под Костромой) была сребропозлоченной с камнями в венцах, а оборотная сторона была меднопосеребрянная. При этом старая риза украсила точную копию образа, которая заменяла чудотворный образ в Богородице-Рождественском соборе на период ежегодно совершаемого крестного хода в город Александров.
В пустыни было три списка чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы позднего письма, сделанных в XIX веке специально для выноса их из монастыря при совершении богослужений в селах Александровского, Переславского, Покровского уездов и в городе Киржаче.
В 1875 г. александровский краевед Н. С. Стромилов издает очерк по истории Лукиановой пустыни, где дает подробное описание чудотворной Лукиановской иконы : "… она древнего письма, не позднее 16 века Новгородского пошиба, по зеленому полю, от давности потемневшему, на гладкой расколовшейся на две половины доске размером в длину 13, 5 верш., а в ширину 11 верш. и обложена в 1843 г. выпуклой чеканной серебро позлащенной ризой – тщанием Александровских 1-й гильдии купцов, почетных потомственных граждан И. Ф. Варанова и П. С. Зубова…"
Монастырь одним из первых во Владимирской епархии был закрыт в 1920 году, монахам и послушникам было предписано покинуть его, а богослужение во всех храмах было прекращено. Тогда были сняты драгоценные ризы с Нерукотворного образа Спасителя и чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, изъяты все богослужебные сосуды, кресты, серебряные кадила, лампады, сняты оклады со старинных Евангелий. Впоследствии, верующие из города Александрова собрали серебряные монеты и лом из серебра и золота, равный весу окладу чудотворной иконы (около пяти килограммов), и, сдав его, выкупили ризу. Но это не спасло положения, впоследствии риза вместе с самой иконой были вывезена во вновь образованный музей.
Свято-Лукианова пустынь была первым монастырем, открывшимся во Владимирской епархии после запустения богоборческих лет. Вскоре встал вопрос о местонахождении вывезенной в 1922 г. чудотворной иконы. К сожалению ни в музее "Александровская слобода", ни в других музеях, обладающих коллекциями православных икон, она обнаружена не была, и до сих пор пребывает сокрытой от нас. Однако в 1992 г. был чудным образом обретен ее точный список 19 века. С тех пор эта вновь обретённая святыня заняла место чудотворного образа в Богоявленском храме обители.