Святыня храма
Св. мощи св. прав. Павла Таганрогского
О святыне
Святого Блаженного Павла Таганрогского доступны для поклонения и паломничества верующих в храме Николая Чудотворца в Таганроге. (См. так же Православные святые места Российской Федерации).
Из жизнеописания Святого Блаженного Павла Таганрогского известно, что по достижении возраста двадцати пяти лет он получил от своего отца, Павла Стожкова-старшего, полагавшуюся ему часть наследства — земельные угодья и порядка трёхсот душ крепостных крестьян. По тем временам это было достаточно завидное состояние, позволявшее проживать в столице России или даже за рубежом, ведя безбедный образ жизни. Однако то, как поступил Павел Павлович со своим наследством, удивило многих, кто был знаком с семьёй Стожковых. Он взял и отпустил доставшихся ему крепостных крестьян на волю; заметим, что он не продал их, не подарил брату или соседскому помещику, он даже не стал завещать их какому-нибудь близлежащему монастырю, а взял и отпустил.
Павел Павлович Стожков отправляется по Российским монашеским обителям постигать духовную мудрость, веками накапливаемую и бережно хранимую духовниками старцами-подвижниками. Будучи мирянином, не принимая ни священного сана, ни монашеского пострига, он ведет аскетический образ жизни, проводя время в трудах, молитве и прочих подвигах. Десять лет паломнических странствий и накопленный за это время духовный опыт послужили впоследствии тому, что народ стал именовать его «старцем», подобно тому, как именуются опытные монахи-духовники. И вовсе не случаен тот факт, что блаженный Павел местом своего жительства выбирает Таганрог. Таганрог нуждался в таком светильнике, как старец Павел. Со временем вокруг Блаженного Павла сплотилась христианская община. Это был не монастырь. Это была община простых людей без монашеского пострига и вне стен монастыря, живущих по заповедям Божиим. И надо признать, что этот путь, в определённой мере, тяжелее того, которым идут монахи, спасающиеся в стенах обители. Разумеется, жизнь в монастыре тоже полна своих лишений и искушений, однако куда сложнее сохранить верность Богу и соблюсти чистоту здесь, в миру, который полон соблазнов.Он не придумывал ничего нового, он не создавал альтернативу Церкви, он именно возродил то, что по стечению целого ряда обстоятельств было утрачено. Петровские реформы превратили Церковь в бюро ритуальных услуг, оставив за священнослужителями лишь церемониальные функции. Люди, приписанные к одному и тому же приходу, могли даже не знать друг друга по имени. И Святой Павел возвращает в Православие общинность, т.е. такую общность православных христиан, в которой они не порознь, а вместе, движимые любовью к Богу, сообща неся тяготы друг друга, идут по пути духовного совершенствования. Его труды оказали большое влияние на церковную жизнь, и когда мы говорим о русской традиции старчества, мы обязаны вспомнить, прежде всего, о Святом Блаженном Павле Таганрогском.
Чудеса, свидетельствовавшие о Святости Блаженного Павла, происходили как при его жизни, так и по его блаженной кончине. Среди них явленные по молитвам старца исцеления от тяжких телесных недугов, разрешения сложных жизненных проблем и многое другое, что обусловило почитание таганрогского праведника. Народное почитание Павла Павловича как святого началось задолго до официальной канонизации.
Городские летописи сохранили до наших дней упоминание о чудесном избавлении Таганрога от моровой язвы. Вот что писал в сентябре 1902 года В.Я. Светлов в ежемесячном литературном приложении «Нива»: «В самом отдалённом углу кладбища находится известная всем таганрогцам могила «старца Павла», скончавшагося в конце восьмидесятых годов. Многие верят тому, что если придти помолиться на его могилу, то всё то, о чём будешь просить, непременно сбудется, если, впрочем, просьба будет благочестиваго свойства. Старец Павел был человек праведной жизни, много делавший добра окружающим и производивший на всех неотразимое впечатление нравственной чистотою своей жизни.
Разсказывают много чудесных случаев о могиле старца. Например, когда в 1892 г. к городу приближалась холера, успевшая в короткое время похитить 819 человек, преимущественно из предместий и в особенности из босяцкаго населения «крепости», горожане отслужили на могиле Павла панихиду, и на другой же день эпидемия разом сократилась, а вскоре как бы обошла город стороною, и совершенно изчезла».
В советский период на Блаженного Павла было вылито множество грязи, сочинено множество мифов и пасквилей, к написанию которых приложили руку люди, тоже мнившие себя «талантливыми» писателями и журналистами. Но таганрожцы уже забыли даже их имена, а слава о Блаженном Павле распространилась уже далеко за пределы Таганрога. Поток благодатной Помощи Божией подающейся по молитвам Святого, не иссякает и в наши дни. Поклониться местам, где протекла земная жизнь Таганрогского подвижника (келья по адресу пер. Тургеневский, 82), а также в Свято-Никольский храм (ул. Шевченко, 28), где ныне покоятся его Святые мощи и часовню на старом городском кладбище, идут и идут тысячи Православных христиан со всей России и ближнего зарубежья. Не может не радовать и тот факт, что во многих церквях на восточной Украине можно увидеть икону Блаженного Павла Таганрогского, а в некоторых храмах его Образ даже включён в настенную роспись.
Сайт нашего храма http://www.taganrog.orthodoxy.ru/