Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Святыня храма

Св. мощи прп. игум. Сергия Радонежского

О святыне

Святые мощи преподобного Сергия игумена Радонежского доступны для поклонения в храме Успения Божией Матери в городе Владивосток. частица мощей святого находится в мощевике, встроенном в икону преподобного Сергия Радонежского.

Память совершается 5 июля и 25 сентября.
В давние времена в России были огромные дремучие леса. Городов было мало, деревни и сёла находились далеко друг от друга. Люди жили в деревянных домах, пахали землю, охотились в лесах, ловили рыбу в реках и озёрах.

Недалеко от городи Ростова Великого жили хорошие добрые люди — Кирилл и Мария. Они были очень благочестивыми, любили Бога, старались всегда помогать бедным и ходили в церковь. Особенно они были ласковы к странникам, к бездомным. Они принимали таких нищих к себе, кормили, поили и оставляли у себя ночевать. У них было несколько детей — Стефан, Петр и Варфоломей. Мать заметила, что младший был особенным мальчиком с самого рождения, непохожим на других.

Когда Варфоломею (будущему Сергию) исполнилось семь лет, его отдали вместе с братом Стефаном в школу. Школа эта была при церкви. В то время люди в России были очень богомольны: любили длинные церковные службы, хорошее пение и своих детей начинали учить с молитв и псалмов. Азбука тогда была без всяких картинок и стишков и учиться по ней было не так легко. Учителем обычно был дьячок и строго наказывал детей, которые плохо занимались. Часто ставил их в угол, на колени, и детям было стыдно, когда товарищи над ними смеялись, а родители очень огорчались, если дети их плохо умели читать Слово Божие.

Стефан учился хорошо, а маленькому Варфоломею грамота плохо давалась. Он старался всеми силами, даже плакал потихоньку ночью, так ему было грустно, что не дается ему эта трудная азбука. В свободное время мальчики, хотя еще и небольшие, но уже помогали своим родителем, чем могли. У боярина Кирилла было несколько лошадей, которых мальчики отводили в поле. Они с удовольствием садились верхом и гнали их в поле и обратно.

Однажды отец послал маленького Варфоломея одного в лес за лошадьми. День был жаркий, в поле пахло цветами и громко пели птички. Пришёл Варфоломей туда, где всегда паслись их лошади, и видит — нет их. Стал мальчик искать, взбирался на пригорки, покрытые мелким березняком и ёлочками; выходил к озеру, где синела вода, отражая бегущие облака. Коней не видно! Мальчик даже устал, бегая и разыскивая лошадей. Но он не стал кричать и плакать, как другие дети, а только молился Богу, чтобы Он помог ему найти лошадок.

И вдруг на опушке леса увидел Варфоломей старичка, седенького, с длинной бородой. Старичок ласково улыбался. — Что тебе нужно мальчик, — спросил он его, — о чем ты молишься? Маленький Варфоломей не испугался незнакомого человека. Он почувствовал, что это не простой монах, а святой, которого послал ему на помощь Господь. — Я хочу хорошо учиться, мне нужно одолеть трудную азбуку, которая мне не даётся, — ответил мальчик. — Стань рядом со мной, будем вместе молиться!

А когда они помолились, вынул старец из-за пазухи ящичек, взял оттуда кусочек просфоры, благословил ею Варфоломея и приказал съесть. А тут вдруг вышли и лошади на лужайку. Старец хотел проститься с Варфоломеем, но тот уговорил его пойти с ним домой. “Мои родители любят святых людей” — сказал мальчик. Дома после ужина, старец велел Варфоломею взять книгу и читать псалмы. — Да я же не умею читать, — сказал чуть не плача Варфоломей.

Но старец открыл книгу и еще раз велел читать. Тогда мальчик, всегда послушный старшим, взял в руки псалтирь — и что же? Вдруг начал читать совсем хорошо и правильно. И все поняли, что это было Божье чудо. А родителям странник сказал: “Теперь он будет хорошо учиться и будет знать Священное Писание, а когда вырастет, многие придут нему и научаться от него заповедям Божиим.

Переночевал старец у Кирилла и Марии, на другой день благословил всех и ушел. А Варфоломей с того дня стал так хорошо учиться, что вскоре перегнал в школе всех товарищей. Он все больше и больше любил молиться Богу, в постные дни — в среду и пятницу, ел только хлеб и пил одну воду, всегда был послушным и ласковым. Никогда он не сердился на братьев, даже когда они его обижали, сам никого не обижал, не жаловался на других, все кротко терпел и не плакал. При виде бедного и несчастного — отдавал все, что было под руками. И чем старше становился, тем больше его тянуло в лес, чтобы там быть совсем одному и молиться Богу.

Часто в то время уходили богомольные люди в дремучие леса, строили там себе избушки и целыми днями стояли на молитве. Вот и Варфоломею захотелось так уйти, но родители сказали: “Мы уже старенькие, не оставляй нас, поживи еще с нами.” И он послушался и остался. Но через несколько лет сами родители захотели пойти в монахи, и Варфоломей смог тогда исполнить свое заветное желание. Брат его Стефан решил уйти вместе с ним.

Шли они дремучим лесом и вдруг увидели пригорок, который так им понравился, что они решили тут и поселиться. Стали рубить деревья, построили себе избушку, а рядом с ней маленькую церковь. Когда церковь была готова, оба брата пошли в Москву и просили митрополита освятить её. Митрополит послал к ним священника, и освятили церковь во имя Пресвятой Троицы.

Трудно было жить в дремучем лесу, дорог не было, никто к ним не приходил, кроме брата Петра, который время от времени приносил им хлеба. Стефан не выдержал такой жизни, простился с братом и ушёл в Москву, в один из тамошних монастырей. Варфоломей остался один-одинёшенек. Время от времени приходил к нему для совершения Божественных служб иерей Митрофан. Один раз Варфоломей сказал ему, что хотел бы стать иноком и дать монашеские обеты целомудрия, послушания и нестяжательности. Иерей Митрофан постриг его и дал ему новое имя — Сергий.

И еще несколько лет прожил Сергий один в лесу. Осенью шли дожди, шумели деревья, в трубе выл ветер. Зимой избушку заносило снегом под самую крышу. Кругом бродили дикие звери. Порой жутко становилось Сергию, но он молился день и ночь и молитвой гнал от себя страх.

Однажды вышел Сергий на двор и видит — лежит у крыльца большой медведь. Не испугался страшного зверя преподобный, вернулся в келью, вынес краюху хлеба и накормил медведя. Зверь поел и скрылся в лесу. Но через несколько дней медведь снова появился, и Сергий снова накормил его. Стал зверь часто навещать преподобного и сделался совсем ручным. Его можно было гладить, и он лежал у ног Сергия, как собака.

Время шло, Сергий уже привык к своему одиночеству, полюбил шум леса и тишину его. Но вот люди услыхали про него, стали приходить и селиться невдалеке. Понемногу собралось несколько человек, поставили 12 келий (маленьких монастырских домиков), обнесли их забором, чтобы звери не забегали, и стала обитель.

Все эти люди назывались братьями, вместе молились, вместе работали. Сергий показывал во всем пример: сам и дрова рубил, и воду носил, и огород развёл, и плотничал. Когда собралось много иноков, уговорили Сергия стать их игуменом. Митрополит Московский посвятил Сергия в иереи, и стал он во главе своей обители, заботясь о своих иноках, как самый добрый отец. Все больше и больше иноков собиралось около преподобного. Построили новую большую церковь и много новых келий. Каждому назначил Сергий свое дело, никто не ленился, но все же монастырь был бедный. Часто не хватало даже хлеба, чтобы накормить всех монахов.

Один раз случилось так, что пришлось несколько дней сидеть без пищи. Иноки отощали, пришли к игумену и говорят: “Мы так жить не можем, если еще и сегодня не будет хлеба, мы разойдемся.” — Подождите немного, — сказал им преподобный Сергий, — помолимся Богу, чтобы Он послал нам хлеба.” Все встали на молитву и вдруг услыхали, что кто-то громко застучал в ворота. Монах-привратник открыл и видит: стоят возы, полные тёплого хлеба, будто только что из печки. Люди, которые привезли хлеб, сказали, что их прислали к преп. Сергию, но откуда — не сказали. Тогда преподобный велел звонить в колокол, собрал всех иноков, и начали служить молебен. Благодарили Бога за то, что Он услышал их молитвы.

Скоро про св. Сергия узнали по всей России, и все почитали его за праведника. Но он оставался по-прежнему скромным и, как всегда, работал больше всех. Одет был так бедно, что никто не признал бы в нем игумена. Один раз пришел издалека простой крестьянин, чтобы повидать отца игумена. Ходит по обители и спрашивает: “Где игумен Сергий?” Монахи ответили: “Подожди здесь, он скоро выйдет из огорода.” Ждал, ждал, а потом взглянул через забор. Видит в огороде работает какой-то инок, одет бедно, грядку копает.

Где же игумен? Я пришел к нему издалека, — снова спрашивает крестьянин. Да вот он идет — ответили ему. Но он и поверить не хотел. Ожидал увидеть важного игумена, а ему показывают простого бедного инока. Преп. Сергий вышел к мужику, поклонился ему низко, как почетному гостю, и повел его в трапезную. Крестьянин рассказал Сергию, как ему грустно, что он не видел игумена. Сергий ласково улыбнулся ему и сказал: “Не печалься, подожди и увидишь, кого ты хочешь.”

Вдруг послышался конский топот, раскрылись ворота, и сам князь с боярами въехал во двор обители. Все встали. Спрыгнул князь с коня, преклонился перед Сергием, а преподобный благословил его, поцеловал и посадил рядом с собой. Обвел мужик глазами трапезную, ищет игумена, спрашивает: “Да где же Сергий?” Ему кто-то ответил: “Смотри, вот он сидит рядом с князем!”. Тут только понял крестьянин, что убогий монах, копавший грядки в старой заплатанной одежде, и есть игумен Сергий. Бросился к его ногам и просил прощения, что не узнал его. А преподобный обласкал его и успокоил. Одинаково прост и ласков был Сергий и с князем и с простым крестьянином, потому что Господь велел любить всех людей, как братьев. Но гордых и недобрых он наказывал, не любил скупых и жадных.

Неподалеку от обители жил один богатый, но скупой человек. Раз отнял он у своего соседа-бедняка свинью и не хотел вернуть. Пошел бедняк к преп. Сергию и рассказал про свое горе. Вызвал игумен богача, уговаривал его, что стыдно и грешно обижать бедных, и велел отдать свинью. Богач обещал, но потом пожалел и зарезал свинью, а мясо спрятал в кладовую на лёд. Когда же он вскоре заглянул туда, то увидел, что все оно протухло и изъедено червями. Понял богач, что это Бог его наказал за жадность и за то, что он не послушался Сергия.

Святым людям Господь иногда посылает особые видения. Так было и с преп. Сергием. Раз поздно вечером он молился у себя в кельи. Вдруг слышит голос: “Сергий!” Открыл преподобный окно и видит — чудный свет разливается с неба, и летают какие-то необыкновенные птицы, такие прекрасные, каких он прежде никогда не видел и поют они необычайно сладостно. Голос, который позвал его, сказал опять: “Сергий, посмотри кругом! Сколько видишь птиц, столько будет у тебя учеников и, если они будут жить так, как ты, то никогда число их не уменьшится.”

В то время в России все учение было церковное. Книг печатать не умели, их переписывали от руки монахи по монастырям. Они же учили детей грамоте. Весь свет учения шел из святых обителей, и все русские дети должны помнить, сколько добра и пользы принесли нашей родине монастыри.

Великим князем Московским во дни преп. Сергия был Димитрий Донской, прозванный так за победу над татарами. Князь Димитрий задумал освободить Русь от татарского ига. Он приехал к Сергию просить его благословения на бой с татарами, и преподобный благословил его, потому что любил Россию, жалел народ свой и знал, что Князь идет биться за правое дело, за свое отечество, за веру православную. Он окропил Князя и его дружину святой водой, отслужил молебен и дал двух иноков, Пересвета и Ослябю, которые раньше были воинами.

Хоть и страшная была сеча на Куликовском поле, хоть и много русских воинов нашли себе смерть в этом побоище, но Господь даровал им победу. Димитрий Донской вернулся в Москву победителем.

Шли года. Все сильнее и жарче молился преп. Сергий, все ближе делался к Богу. Праведные старцы-монахи видели, что когда он служит обедню, ему сослужит светлый ангел. Но Сергий, из смирения, запретил им говорить об этом при его жизни. Незадолго до смерти было преподобному Сергию такое видение:

Как-то раз, помолившись по обыкновению, сел преподобный на скамейку и сказал своему келейнику-иноку, который жил с ним и служил ему: “Чадо, не бойся — сейчас будет нечто чудесное!” И послышался голос: “Пречистая идет!” Преподобный вышел в сени, а келейник в страхе упал на пол и закрыл лицо одеждой. Вдруг вся келия осветилась чудным светом и вошла Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном. Необычайно ласково прозвучал голос Богоматери. Она обещала, что никогда не оставит Своею помощью святую обитель.

Вскоре после этого заболел преподобный Сергий и понял, что Господь зовет его к Себе. Он велел позвать всех иноков, благословил их и дал последнее наставление как жить, молиться и угождать Господу. Велел всех любить и особенно заботиться о нищих и странниках. Затем причастился Святых Христовых Таин и отошел ко Господу 25 сентября 1392 г.

Более 500 лет прошло с тех пор, много вещей переменилось в России, вся жизнь стала другая, но стоит на том же месте Троице-Сергиева лавра, обнесенная высокой и широкой каменной стеной. Со всех концов России стекаются люди к мощам преподобного Сергия, и много чудесных исцелений совершается там, где когда-то в дремучем лесу поселился молодой Варфоломей, чтобы вдали от людей молиться Богу.

Хотя отошел на небо святой Сергий Радонежский, но всегда слышит наши молитвы, когда мы просим помочь нам. Вот почему, дорогие дети, всегда на молитве говорите так: “Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!”

Читать далее
добавлено 01 июл 2015 05:52

Описания | 0

    Партнеры проекта