Святыня
Святое озеро Иргень Иргинских мчч. Симеона, Киприана, Иосифа, Василия и иже с ними
О святыне
Святое озеро Иргень (место убиения мучеников Симеона, Киприана, Иосифа, Василия и иже с ними. сер. XVII в.).
Озеро Иргень, вблизи от которого пострадали святые воины, находится в Читинском районе Забайкальского края, и их сегодняшнее почитание связано преимущественно с Читинской епархией Русской Православной Церкви.
Первые сведения о страдальцах Иргени содержатся в одной из редакций «Жития протопопа Аввакума», который отбывал свою даурскую ссылку как раз в районе Иргень-озера. Аввакум прямо обвиняет в страданиях и смерти иргенских убиенных воеводу Афанасия Пашкова, конвоировавшего ссыльного протопопа в Даурию. Вот что он пишет: «Лес гнали строевой, городовой и хоромный, есть стало нечего, люди стали мереть с голоду и от водяных бродней. Река песчаная, (дно) сыпучее, плоты тяжелые, приставы немилостивые, палки большие, батоги суковатые, кнуты острые, пытки жестокие, огонь да встряска. Люди голодные, только начнут бить, ан он и умрет, и без битья насилу человек дышит. С весны по одному мешку солоду дано на десять человек на все лето, да-петь работай, никуда на промысел не ходи. И вербы, бедный, сбродит нащипать в кашу — и за то палкою по лбу: “Не ходи, мужик, умри на работе”. Шестьсот человек было, всех так-то перестроил. Ох, времени тому, не знаю, как из ума он исступил!»
Место погребения
Относительно места погребения иргенских мучеников существует две версии:
Тела братьев были погребены на кладбище Иргенского острога, который в 1708 году был полностью разобран по причине ветхости. Предание, сохранившиеся в записках архимандрита Ефрема, сообщает, что братья явились бурятским пастухам, которые пасли скот на месте их погребения, и просили не допускать животных на их могилы. Сообщают и о явлении мучеников православным с просьбами молиться «о упокоении пострадавших на Иргени Симеоне, Киприане и Иосифе с дружиной», сопровождавшейся угрозой засухи и голода в случае забвения места их погребения. После этого на месте явления мучеников вначале поставили крест, а затем возвели часовню.
«Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия» протоиерея Анатолия Дмитрука сообщает, что родственники воеводы Пашкова, устроили на месте дома братьев церковь в которой под спудом и были положены их останки. Из описания Иргенского острога следует, что избы казаков располагались под его угловыми башнями.
Герхард Миллер в своём описании Нерчинского уезда (1735 год) сообщает о стоящей на месте Иргенского острога часовне во имя трёх ещё не канонизированных святых Симеона, Киприана и Иосифа. На тот момент от Иргенского острога сохранилась только часовня святого Герасима Иорданского, стоявшая берегу озера Иргень, и использовавшаяся как баптистерий. Вероятно к ней Миллер отнёс предание о замученных воинах.
В 1862 году часовня над могилой мучеников была переделана в церковь. В 1877 году она сгорела и в том же году была возведена заново. Её освятили в честь святых Симеона, Киприана и Иосифа, бывших небесными покровителями братьев. Останки мучеников находились в храме под спудом — часть из них в особоустроенном гробе, часть просто в земле. Архимандрит Ефрем сообщает, что «в субботу после 9-й пятнице в этом храме обычно совершаются заупокойная литургия и панихида по замученным здесь воинам, а также творится поминовение всех усопших, о благовестии Христове в Забайкалье потрудившихся».
Мощи
Первое сообщение об обретении мощей иргенских мучеников относится к 1877 году, когда церковь над их могилой сгорела:
Церковь сгорела вся дотла, сгорел и пол в церкви. Когда разрыли груду углей, оставшихся от пожара, то все и православные, и буряты, съехавшиеся на пожар, с удивлением увидели, что гроб-колода с чтимыми останками воинов, бывший поверх земли под полом храма, остался совершенно не тронутый огнём, хотя на нем лежала громадная куча горящих углей; и даже бывшая на гробе парчовая пелена осталась целою.
В 1911 году мощи святых, находившиеся в двух гробах-колодах под полом церкви, по благословению епископа Мефодия были освидетельствованы архимандритом Ефремом и иереем Николаем Корелиным. Акт освидетельствования мощей сообщает:
…спустились под пол названной церкви, где в особом гробе, поставленном поверх земли, покоятся останки похороненных, по преданию, здесь замученных воинов Все кости в обоих гробах — в целости и вполне сохранившиеся.
Мощи остались лежать в колодах под спудом до разорения Иргенского стана. В 1920-е годы церковь на Иргени была разобрана, мощи мучеников остались в земле. Раскопки на месте острога проводились в 1994 году Амурским археологическим отрядом Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН под руководством доктора исторических наук А.Р. Артемьева. Место захоронения мучеников обнаружено им не было.