Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Святыня храма

Св. мощи ап. от 70-ти Луки Евангелиста

О святыне

Частица святых мощей ап. и ев. Луки, ап. от 70-ти доступна для поклонения в Свято-Троицком соборе г. Саратова. Одна из чтимых прихожанами святынь – уникальный ковчег с частицами мощей святых угодников. В настоящее время он находится в верхнем, Троицком, храме собора, около Иверской иконы Божией Матери.

В наш собор мощевик был передан недавно, в январе 2005 года. До этого времени он хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. Музейные работники датируют его изготовление 18 веком. Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25, 5 х 21, 6 см.

На ней расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски – гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова. До революции на мощевике был серебряный оклад, утраченный в годы лихолетья. Сохранились старые фотографии этого оклада, которые позволили расшифровать имена святых.

Первоначально мощевик находился в походной церкви князя Сергея Федоровича Голицына – флигель-адъютанта Екатерины II, боевого генерала, участника суворовских кампаний. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, которая в дальнейшем получила общероссийскую известность. Через шесть лет над территорией усадьбы вознеслись маковки церкви в честь Преображения Господня. В нее и перенесли ковчег с мощами святых угодников.

Хранение мощевика в родовом княжеском имении Голицыных – далеко не единственный пример в истории русских дворянских семей. В личных архивах осталось немало свидетельств того, что христианские святыни имелись во многих дворянских домах. Это не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты.

Отношение к святыням в среде благочестивых дворян как ничто другое помогает увидеть глубину осознания ими своего гражданского и человеческого долга. Лучшие представители русской аристократии видели свое служение на поприще государственном и социальном как служение религиозное, Богом данное. И надеялись они в первую очередь не на свою власть, знание или сноровку, а на Божие благословение. В святынях, которые собирались в дворянских домах, видели залог благодатного покровительства святых угодников Божиих. При этом близость святыни требовала от них благоговейного отношения, а также глубокого осознания своего христианского долга.

По-разному святыни попадали в домовые церкви и часовни русских дворянских семей. Цари одаривали дворян иконами и мощами за службу Отечеству, архиереи – благословляли за помощь Церкви. Например, в семье дворян Измайловых, имение которых располагалось в Саратовской губернии, с 17 по 19 века хранился царский дар – частичка Животворящего Креста Господня. Подобное благословение имел и род А. С. Пушкина: из поколения в поколение переходила ладанка с Частицей Ризы Господней. Другой путь обретения святыни – через благословение родительское или кого-то из родственников. Появлению в дворянских домах многих святынь сопутствовали чудесные обстоятельства. Кроме того, русские дворяне сами собирали частицы мощей и создавали для них ковчежцы и мощевики. Вероятно, мощевик, который находится сейчас в нашем соборе, также был собран самим князем С.Ф. Голицыным. В Спасо-Преображенской церкви ковчег с мощами находился до 1921 года. После закрытия церкви мощевик, лишившийся серебряного оклада, поступил в Саратовский областной музей краеведения. Первая запись о его поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937-1938 годах. В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви в селе Зубриловка Саратовской области». Это подтверждает и метрика зубриловской Спасо-Преображенской церкви, составленная по просьбе Императорской академии художеств в 1887 году священником Павлом Прозоровым.

В декабре 2004 года в Саратовском областном музее краеведения была открыта выставка «Обретенная святыня». Ее главным экспонатом стал уникальный мощевик, многие годы хранившийся в запасниках музея. Кроме того, на выставке были представлены результаты исследования мощевика, материалы о Спасо-Преображенской церкви, князе Голицине и его жене, урожденной Энгельгард.

В это же время было принято решение о передаче мощевика Саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование. Передача состоялась 14 января 2005 года. В этот день епископ Саратовский и Вольский Лонгин отслужил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе. Затем начался Крестный ход в Саратовский областной музей краеведения, где и началась торжественная церемония передачи. На ней присутствовали министр культуры области Михаил Брызгалов, директор музея Николай Малов, духовенство города. После окончания Крестного хода перед мощевиком в соборе был отслужен торжественный благодарственный молебен.

В 2006 году было принято решение о восстановлении драгоценной ризы на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мастера проделали уникальную работу по расшифровке старых фотографий. Они разработали изображения каждого из святых, сделали гравировки. Теперь мощевик находится в нашем соборе. И каждый приходящий сюда имеет возможность попросить заступничества и помощи святых угодников, мощи которых покоятся в ковчеге.

Читать далее
добавлено 03 окт 2015 16:11

Описания | 0

    Партнеры проекта