Святыня храма
Св. мощи прор. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня
О святыне
Есть в Нижегородском храме во имя Рождества Иоанна Предтечи ещё одна святыня, о которой следует рассказать особо. Протоиерей Сергий Шалатонов, ставший настоятелем прихода в 2008 году, в первый же год своего служения на этом месте решил благоукрасить храм праздничной аналойной иконой, подобной и соразмерной иконе Казанской Божией Матери, подаренной храму Святейшим Патриархом. На работу по созданию образа, иконография которого была утверждена правящим архиереем архиепископом Георгием, настоятель благословил иконописца Алексея Анциферова, который вместе с артелью художников расписывал храм. Чтобы этот образ стал поистине чтимым, появилось огромное желание снабдить его частицей мощей величайшего святого — Крестителя Господня. Но такие мощи – редчайшая святыня, которую, вероятно, невозможно было обрести в Нижегородской епархии. Отец Сергий помнил, как он в паломнической поездке в Рязанский Иоанно-Богословский мужской монастырь с нежданной и великой радостью приложился к мощам самого Иоанна Предтечи. Эту святыню привёз в обитель архимандрит Авель, который прежде был настоятелем русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон. Отец Сергий вновь отправился в рязанскую обитель в надежде обрести для храма частицу мощей его небесного покровителя. Но наместник монастыря ответил, что не вправе решать такой важный вопрос, ведь настоятелем монастыря является правящий архиерей епархии архиепископ Павел. Тогда к рязанскому владыке обратился с письмом архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. В ожидании ответа прошло несколько месяцев. И вот, наконец-то, пришло сообщение, что архиепископ Павел положительно отнёсся к просьбе нижегородцев и приглашает их в Рязань для обретения святыни.
Частица мощей пророка Иоанна Предтечи доступна для поклонения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Нижнем Посаде, в Нижегородской области.
Учение Церкви о молитвенном призывании святых.
Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:
«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».
«Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
- в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».