Святыня храма
Икона Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
О святыне
Главными святынями собора Владимирской иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга являются Владимирская икона Божьей Матери и икона «Нерукотворный Спас» (Нерукотворный Образ Христа), освященная святым праведным Иоанном Кронштадтским.
Спас Нерукотворный считается самой первой иконой в мире. Существует две истории, рассказывающие о происхождении чудесного образа, по которым сам способ получения лика Иисуса Христа не отличается, различны лишь обстоятельства, при которых это изображение было получено.
Первый вариант происхождения иконы Спаса Нерукотворного таков: в городе Едессе, столице небольшого государства Осроены (ныне юго-восток Турции) правил царь Авгарь Уккама(Абгар Чёрный)V. Авгарь одним из первых правителей в мире призвал всё население своего государства принять христианство, сам он очень уважительно относился к Христу и его вере, и даже предлагал сделать из Осроены центр христианской веры. В свои молодые годы Абгар V заболел чёрной, египетской проказой (той же болезнью, что и библейский многострадальный Иов) и никак не мог излечиться, сильно страдая от болезни. Желая облегчить свои страдания, Абгар Уккама попросил своего придворного художника Ананию отвезти Иисусу письмо с приглашением и написать портрет Христа. Анания поехал в Иерусалим, чтобы нарисовать образ Спасителя с натуры. Но так велико было количество людей рядом с Иисусом, что художнику не оставалось ничего другого, как установить мольберт и холст на пригорке и издалека начать рисовать Христа. Естественно, что выразительно и точно написать Его лик, светящийся божественной силой и мудростью, у Анания не получалось. Спаситель, увидев художника, послал апостола Фому, чтобы тот привёл Ананию к Нему. Узнав про болезнь царя Авгаря и его послание, Иисус попросил Ананию отдать Ему холст. Приложив Своё лицо к материи, Спаситель отдал холст художнику. Тот взглянул и обомлел: на холсте чудеснейшим образом отпечатался невыразимо прекрасный божественный лик Иисуса Христа. Так появилась первая икона Спас Нерукотворный.
Царь Авгарь, получив портрет Иисуса Христа, припал к образу с молитвой и вскоре излечился от своей мучительной болезни. Позже царь поместил холст с ликом Спаса Нерукотворного над городскими воротами Едессы, скинув оттуда статую языческого божества. И много-много лет образ Иисуса Христа защищал от захватчиков столицу Осроены, служа в том числе и молитвенным образом для населения Едессы.
В 944 году чудесный холст перенесли в Константинополь при непосредственном участии византийского императора Константина VII Багрянородного. Там и находилась 200 лет икона Спаса Нерукотворного, пока крестоносцы, участвовавшие в Четвёртом Крестовом Походе, не разграбили Новый Рим, и не вывезли с собой икону. По преданию, образ Нерукотворного Спаса утонул вместе с кораблём, на котором увозили награбленное.
Второй же вариант возникновения образа Спаса Нерукотворного связан со Страстями Христовыми, в частности с эпизодом несения креста Спасителем. Святая Вероника, сопровождая Иисуса Христа, несущего крест на Голгофу, отирала Его лицо от пота и крови льняным платком, посредством чего на нём отпечатался лик Спасителя. Этот платок и изображение на нём стали прообразом иконы Спаса Нерукотворного.
Иконография Спаса Нерукотворного делится на две основные разновидности: Спас на убрусе (Убрус) и Спас на чрепии (Чрепий или Керамида), хотя встречаются изображения лика Спасителя без фона. В образе Спаса Нерукотворного на убрусе лик Христа написан на фоне тканевого платка (убрус - это платок), из упомянутых выше двух преданий. В Керамиде лик Спасителя написан на фоне кирпичной кладки: по преданию образ Спаса Нерукотворного отпечатался на кирпичах, скрывавших нишу, в которой была спрятана икона Иисуса Христа.
Нерукотворный образ Спасителя отличается от образа Господа Вседержителя своим призывом к молящемуся: Спас взывает к гуманности, он не судит, а поддерживает, укрепляет духовные силы человека.
Молитва к иконе Спаса Нерукотворного помогает в исцелении болезней, в обретении и укреплении жизненных и духовных сил.